Учебная программа на 2015-2016 гг Естествознание биология


Государственное ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образовательное автономное учреждение
АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«РАЙЧИХИНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
РАССМОТРЕНО
На заседании МО ______________________
Протокол № ____ от «14» сентября 2015 г.
____________/ Ковтун О.А.
(подпись) (ФИО рук-ля МО) УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УПР
_______________А.И.Баль
«____»__________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа учебной дисциплины
ОУД. 13 Естествознание «Биология»
по профессии 38.01.02.Продавец контролер - кассир
Курс: I
Кол-во часов: 56 ч
Разработчик: Глухова Наталья Геннадьевна, преподаватель биологии-химии ГПОАУ «РИТ»
Райчихинск
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
3
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН дисциплины
5
содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
11ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебной дисциплины:
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.13. Естествознание «Биология» является частью программно-методического сопровождения ОПОП СПО по профессии учебным планом и рабочим учебным планом ГПОАУ «РИТ» по профессии СПО 38.01.02. «Продавец контролер кассир» на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Профиль получаемого образования – социально-экономический, естественный.
Программа предназначена для изучения в учреждении среднего профессионального образования (далее – СПО) в соответствии с федеральным базисным учебным планом для учреждений, реализующих программы среднего общего образования, и рабочим учебным планом ГПОАУ «РИТ». Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего общего образования (СОО), ФГОС СПО и Примерной программы для профессий среднего профессионального образования по предмету биология: авторы программы:
О.С. Габриелян; П.М. Скворцов, Рабочая программа направлена на подготовку квалифицированных рабочих, по профессии 38.01.02. «Продавец контролер кассир»
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Программа учебной дисциплины входит в предметную область ФГОС СОО «Естествознание» базовой части общеобразовательного цикла ОПОП по профессии 38.01.02. «Продавец контролер кассир».
Отличительной особенностью рабочей программы состоит в том, Это выражается через содержание обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения обучающимися, через объем и характер практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов. В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся таким образом при изучении тем в содержание материала урока, в логической последовательности. включены элементы профессиональной направленности, не перегружая учебной программы. Это выражается через содержание обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения обучающимися, через объем и характер практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
1.3.Результаты освоения учебной дисциплины:
Рабочая программа учебной дисциплины ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественнонаучного и профессионально значимого содержания; развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации;
- воспитание убежденности в возможности познания законной природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;
- применение естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
Изучение учебной дисциплины направлено на реализацию требований ФГОС СОО к достижению следующих результатов:
предметных:
- сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, о природе как единой целостной системе, о взаимосвязи человека, природы и общества; о пространственно-временных масштабах Вселенной; владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;
- сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;
- сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приёмами естественнонаучных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов;
- владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;
- сформированность умений понимать значимость естественнонаучного знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь скритериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей.
личностных:
- устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки;
- готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя знания в области естественных наук;
- объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение; использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
- умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
- готовность самостоятельно добывать новые для себя естественнонаучные знания, используя для этого доступные источники информации;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания;
метапредметных:
- овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения различных сторон окружающего естественного мира;
- применение основных методов познания (наблюдение, научный эксперимент) для изучения различных сторон естественнонаучной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;
- умение использовать различные источники для получения естественнонаучной информации и оценивать её достоверность для достижения поставленных целей и задач;
В части реализации требований ФГОС СПО освоение учебной дисциплины направлено на развитие для развития общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
1.4. Объем учебной дисциплины
Виды учебной работы и объем учебных часов.
Вид учебной работы Объем в часах
Максимальная учебная нагрузка 56
Обязательная аудиторная учебная нагрузка 28
В том числе: практические занятия 28
лабораторные занятия -
Самостоятельная работа обучающегося:
Подготовка докладов, сообщений по темам на выбор
Подготовка к дифференцированному зачету, тестам 14
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п Наименование раздела Кол-во
часов
1 Введение 1
2 Клетка 8
3 Организм. 20
4 Вид 15
5 Экосистемы 12
Итого 56
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 13 Естествознание «Биология»
по профессии 38.01.02.Продавец контролер - кассир
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Характеристика основных видов деятельности студентов (по разделам содержания УД) Объем часов
1. Введение. 1. Введение.
Живая природа как объект изучения биологии. Познакомиться с объектами изучения
биологии. Выявить роль биологии в формировании
современной естественнонаучной картины
мира и в практической деятельности людей. 2
Т ЛР ПЗ К
2. Методы исследования живой природы в биологии.
2 Тема 2.
Клетка
Содержание учебного материала
8
Т ЛР ПЗ К
4 - 4 -
3. 1. История изучения клетки Познакомиться с клеточной теорией строения организмов. Получить представление о роли органических и неорганических веществ в клетке. Знать строение клеток по результатам работы со световым микроскопом. Уметь описывать микропрепараты клеток растений. Уметь сравнивать строение клеток растений и животных по готовым
микропрепаратам. 4. 2.Основные положения клеточной теории. 5. 3.Клетка – структурно-функциональная (элементарная) единица жизни Строение клетки. 6. 4. Строение клетки Пр1 Строение клеток прокариот и эукариот. 7. 5. Прокариоты и эукариоты – низшие и высшие клеточные организмы Пр2 Строение молекулы белка 8. 6. Основные структурные компоненты клетки эукариот. 9. 7 Поверхностный аппарат. Пр3 Строение вируса 10. 8 Схематичное описание жидкостно-мозаичной модели клеточных мембран. Пр № 4 Сравнение строения клеток растений и животных Самостоятельная работа обучающихся:
Выполнение творческих заданий: Углеводы и их роль в живой природе. Жиры как продукт питания и химическое сырье. Нехватка продовольствия проблема как глобальная проблема человечества и пути ее решения. 2
2
Тема 3.
Организм. Содержание учебного материала 20
Т ЛР ПЗ К
9 - 11 -
11. 1.Цитоплазма – внутренняя среда клетки, органоиды (органеллы).
Организм – единое целое. Многообразие организмов. Знать основные способы размножения организмов, стадии онтогенеза на примере человека. Знать причины, вызывающие нарушения в развитии организмов. Уметь пользоваться генетической терминологией и символикой, решать простейшие генетические задачи. Знать особенности наследственной и ненаследственной изменчивости и их
биологической роли в эволюции живого. 12. 2 Клеточное ядро. Обмен веществом и энергией с окружающей средой как необходимое условие существования живых систем. 13. 3.Функция ядра: хранение, воспроизведение и передача наследственной информации Способность к самовоспроизведению – одна из основных особенностей живых организмов. 14.
4.Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Пр5 Деление клетки (митоз, мейоз). 15. 5.Бесполое размножение. Пр 6 Способы бесполого размножения 16. 6.Половой процесс и половое размножение. Пр 7 Оплодотворение у растений и животных 17. 7.Оплодотворение, его биологическое значение. 18. 8.Понятия об индивидуальном (онтогенез), эмбриональном (эмбриогенез) и постэмбриональном развитии Пр8 Индивидуальное развитие организма. 19 9.Индивидуальное развитие человека и его возможные нарушения. Пр9 Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.
Мутации. 20. 10.Общие представления о наследственности и изменчивости. Пр10 Наследственные болезни человека 21. 11.Генетическая терминология и символика. Пр11 Решение элементарных генетических задач. 22. 12.Закономерности наследования. Наследование признаков у человека. 23. 13.Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. 24. 14.Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. 25. 15.Современные представления о гене и геноме. 26. 16.Генетические закономерности изменчивости. Классификация форм изменчивости. Влияние мутагенов на организм человека. 27. 17.Предмет, задачи и методы селекции. Генетические закономерности селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений Пр12 .Центры многообразия и происхождения культурных растений 28. 18.Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Пр13 Искусственный отбор. 29. 19Пр14 Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. 30. 20Пр15 Семинар по теме: Организм Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка и написание реферата. Создание презентации. Научно-технический прогресс и проблемы экологии. Биотехнология и генная инженерия – технологии XXI века. Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации. Охрана окружающей среды от химического загрязнения. Современные взгляды на биологическую эволюцию. Современные взгляды на происхождение человека: столкновение мнений Современные методы исследования клетки. Среды обитания организмов: причины разнообразия 5
5
Тема 4.
Вид Содержание учебного материала
15
Т ЛР ПЗ К
6 - 8 1
31. 1.Эволюционная теория и её роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Уметь анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни на Земле. Уметь проводить описание особей одного вида по морфологическому критерию. Развить способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение. Уметь доказывать родство человека и млекопитающих, общность и равенство человеческих рас. 32. 2. Вид, его критерии. Пр16 Описание особей вида по морфологическому критерию. 33. 3. Популяция как структурная единица вида и эволюции. Пр17 Популяция – структурная единица вида, единица эволюции 34. 4. Синтетическая теория эволюции. 35. 5. Движущие силы эволюции в соответствии с СТЭ. Пр18 Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. 36. 6.Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Пр19 Описание особей вида по морфологическому критерию 37. 7. Причины вымирания видов. Биологический
прогресс и биологический регресс. 38. 8. Гипотезы происхождения жизни. Пр20. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. 39. 9. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Пр21 Возникновение и многообразие приспособлений у организмов 40. 10. Антропогенез и его закономерности. Пр22 Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека 41. 11. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. 42. 12. Экологические факторы антропогенеза: усложнение популяционной структуры вида, изготовление орудий труда, переход от растительного к смешанному типу питания, использование огня. 43. 13. Появление мыслительной деятельности и членораздельной речи. 44. 14. Происхождение человеческих рас. Пр23 Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека 45 15.К №1 « Вид» Самостоятельная работа обучающихся
Сообщения по теме на выбор: Научно-технический прогресс и проблемы экологии. Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальной продовольственной программы. В.И. Вернадский и его учение о биосфере. История и развитие знаний о клетке
Окружающая человека среда и её компоненты: различные взгляды на одну проблему. Популяция как единица биологической эволюции Популяция как экологическая единица.
. 3,5
3,5
Тема 5.
Экосистемы Содержание учебного материала 12
Т ЛР ПЗ К
7 - 5 -
46. 1 Предмет и задачи экологии: учение об экологических факторах, учение о сообществах организмов, учение о биосфере. Знать основные экологические факторы и их влияние на организмы. Знать отличительные признаки искусственных
сообществ – агроэкосистемы Иметь представление о схеме экосистемы на примере биосферы. Демонстрировать умения постановки целей. деятельности, планировать собственную
деятельность для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов. Научиться соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана. 47. 2. Экологические факторы, особенности их воздействия 48. 3. Экологическая характеристика вида. Пр24 Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция,
симбиоз. 49. 4. Понятие об экологических системах. 50. 5 Цепи питания, трофические уровни. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). Пр25 Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). 51. 7.Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Пр26 Решение экологических задач. 52. 8.Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). 53. 9.Пр27Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности. 54. 10.Трансформация естественных экологических систем. Особенности агроэкосистем (агроценозов). 55. 11.Основные направления
воздействия человека на биосферу. 56. 12 Пр 28 Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей
среде, глобальных экологических проблем и путей их решения. Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к семинарскому занятию 2
2
1
Защита индивидуального проекта -
Всего обязательной аудиторной нагрузки 56
Всего лабораторных работ -
Всего практических занятий 28
Всего самостоятельной работы 28
Всего: 56
3.1. Темы индивидуальных проектов:
Тема проекта Срок выполнения
Современные взгляды на происхождение человека: столкновение мнений Окружающая человека среда и её компоненты: различные взгляды на одну проблему. Жиры как продукт питания и химическое сырье Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальной продовольственной программы Нехватка продовольствия проблема как глобальная проблема человечества и пути ее решения.
4.УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Для студентов
Беляев Д.К. , Дымшиц Г.М. Биология , 10-11 класс. Общая биология. –
М.: 2012
Ёлкина Л.В. Биология. Весь школьный курс в таблицах. – М.: 2010
Теремов А.В., Петросова Р.А. Биология. – М.: 2012
Для преподавателей
Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413.
Биология. В 2-х т / Под ред. Н. В. Ярыгина. – М.: 2007, 2010
Биология. Руководство к практическим занятиям. Под ред. В. В.Маркиной. — М.: 2010
Интернет-ресурсы:
http://biology.asvu.ru/ - Вся биология. Современная биология, статьи,
новости, библиотека.
http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным
ресурсам Интернет по биологии
http://ic.krasu.ru/pages/test/005.html -тесты по биологии.
Электронные образовательные ресурсы:
Учебно-методические материалы:
Нормативные документы дисциплины (рабочая программа дисциплины, паспорт кабинета, журнал по технике безопасности, инструкции по технике безопасности)
Контрольно-измерительные материалы (материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по УД, критерии оценок)
Учебные пособия «Сборник лабораторных работ», «Сборник практических заданий»
4.2. Материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины:
Оборудование учебного кабинета:
- комплект учебной мебели (посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, учебная доска, шкаф для хранения учебного оборудования)
- наглядные средства обучения: (комплекты тематических плакатов, тематические сменные стенды, наглядные пособия, модели и др.)
- пособия и приспособления: (приборы для демонстрационных опытов, для лабораторных и практических работ, принадлежности для опытов)
- технические средства обучения: (персональный компьютер, проектор, экран, колонки)
5. ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ.
№ изменения, дата внесения изменения, страницы с изменением
БЫЛО СТАЛО
Основание:
Подпись лица, внесшего изменения: