Рабочая программа дисциплины Естествознание, раздел Биология, специальность 35.02.01

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Чебаркульский профессиональный техникум»














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДП.03 БИОЛОГИЯ

по специальности
350201 «Лесное и лесопарковое хозяйство»










Чебаркуль

Рассмотрена на заседании ЦЕ ЕНД
Протокол № _ от _____________ года
Председатель: / Т.И. Пуртова/
Соответствует требованиям ФГОС
СПО по специальности 350201 «Лесное и лесопарковое хозяйство»
Зам. директора по учебной работе
___________________Ю.Г. Поставит
« ___» ___________ г




Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» разработана на основе примерной программы Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 350201 «Лесное и лесопарковое хозяйство»




Разработчик: __________________________________________________________________
(инициалы, фамилия, должность)

Рецензенты: _________________________________________________________
(инициалы, фамилия, должность)

_________________________________________________________
(инициалы, фамилия, должность)








Рекомендована Методическим советом ГБПОУ ЧПТ


Протокол № от «__»_____________201_ года



ОГЛАВЛЕНИЕ
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 14
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]4
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]7
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]12
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]14
15






























1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»

1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОДП.12. Биология в профессиональной деятельности относится к общеобразовательному циклу.
1.3. Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно - научной картины мира; о методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру, сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни и человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой медицинской помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
знать:
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В. И. Вернадского о биосфере, законы Г. Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь:
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно - научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно – популярных изданиях, ресурсах сети Интернет) и критически её оценивать.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


1.4. Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование следующих общих компетенций (ОК) обучающихся:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины (по ФГОС):

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 197 час, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 131 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 66 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
197

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
131

в том числе:


лабораторные и практические работы
28

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
66

в том числе:


подготовка к аудиторным занятиям:
подготовка рефератов, сообщений, докладов
составление и работа с таблицами
составление конспектов
составление и работа с презентациями
работа с терминологическими картами, схемами
решение задач
- изучение литературы по заданным темам, интернет – источникам


20
8
4
16
4
8
6




Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 1



2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ».

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов
Уровень освоения

Введение
Общие закономерности биологии. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровни организации живой материи. Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира.
4
1

Раздел 1.
Учение о клетке



Тема 1.1. Химическая организация клетки.
Содержание учебного материала
4






Клетка - элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке

2



Лабораторная работа
-




Практическое занятие
-



Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа №1 Подготовка докладов «История изучения клетки», «Клетка-единица живого»
Самостоятельная работа №2 Подготовка докладов «Химическая организация клетки», «Неорганические вещества, входящие в состав клетки», «Роль воды в клетке»


4


Тема 1. 2.
Строение и функции клетки.

Содержание учебного материала
4



Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение.

222
22222221
2


Лабораторная работа № 1 «Строение растительной и животной клеток».
2



Практическое занятие
-



Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа №3 Составление сравнительной таблицы

.
2


Тема 1.3.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке.


Содержание учебного материала
4



Пластический и энергетический обмен.
Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез и хемосинтез.

1
2


Лабораторная работа
-



Практические занятия
-



Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа №4
Конспектирование темы «Биосинтез белков».
2


Тема 1.4.
Деление клетки.
Содержание учебного материала
4
2
2


Жизненный цикл клетки. Митоз. Цитокинез.
Клеточная теория строения организмов.




Лабораторная работа
-



Практическое занятие
-



Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа №5
Подготовка презентаций (сообщений) по теме « Митоз».
.
2


Раздел 2
Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.




Тема 2.1.
Размножение организмов.
Содержание учебного материала
6
2
2
2



Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток. Оплодотворение.




Лабораторная работа
-



Практическое занятие
-



Самостоятельная работа№6
Подготовка презентации по теме «Половое и бесполое размножение».
2


Тема 2.2.
Индивидуальное развитие организмов.


Содержание учебного материала
10

1
2
2
2
2


Индивидуальное развитие организма. Онтогенез. Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие. Органогенез.
Развитие организмов и окружающая среда. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков.




Лабораторная работа
-



Практическое занятие № 1 «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства».
2



Самостоятельная работа №7 Заполнение таблицы: Зародышевые листки и их производные».
Самостоятельная работа №8 :подготовка докладов по теме «Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка».

4


Раздел 3.
Основы генетики и селекции.


2
2
2



Тема 3.1.
Закономерности наследственности..
Содержание учебного материала
10



Законы Менделя. Теория Т. Моргана. Генетика пола. Взаимодействие генов.




Лабораторные работы




Практические занятия № 2, № 3 , № 4«Составление схем скрещивания», «Решение генетических задач на моно- и дигибридное скр