Технологическая карта к уроку по математике Фигуры, имеющие ось симметрии

Технологическая карта урока

Наименование ОУ, организатора мероприятия:
МАОУ «Лицей № 10», учитель начальных классов Михеева Н.М.
Форма проведения: урок математики
Тема мероприятия: «Фигуры, имеющие ось симметрии».
Возраст участников мероприятия (учащихся, педагогов): 3 класс
Целевая аудитория: учителя начальных классов
Ф.И.О. ведущего(их) мероприятия, должность, квалификационная категория, звания, знаки отличия: Михеева Надежда Михайловна, учитель начальных классов 2 категории
Цель мероприятия: сформировать представление о фигурах, имеющих ось симметрии
Задачи мероприятия:
Создать условия для формирования у учащихся представления о фигурах, имеющих ось симметрии;
Создать условие для формирования способности определять в окружающем мире фигуры, имеющие ось симметрии;
Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация;
Воспитывать уважительное отношение к мнению других людей.
Прогнозируемый результат:
сформировано представление о фигурах, имеющих ось симметрии;
сформирована способность определять в окружающем мире фигуры, имеющие ось симметрии;
сформированы личностные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Технология: технология деятельностного метода «Школа 2000»
Методы: наглядные, словесные, практические, групповые;
Приёмы: подводящий диалог, самопроверка, выбор правильного ответа из предложенных, практическая работа с геометрическими фигурами, работа в парах.
Оборудование:
1. мультимедийное сопровождение;
2. лист А4 с определением симметричных точек относительно прямой;
3. циркуль, угольник;
4. Листы А4 с алгоритмом построения симметричных фигур по опорным точкам;
5. Лист А4 с планом действий;
6. раздаточный материал:
Калька
Карточка №1 (для этапа актуализации)
Карточка №2 (для этапа актуализации)
Карточка №3 (определение фигур, имеющих ось симметрии)
Карточки трех цветов (для этапа рефлексии)
Вырезанные геометрические фигуры для этапа первичного закрепления и самостоятельной работы

Список использованной литературы и интернет-ресурсов:
Все эталоны для 1-6 классов представлены в методическом пособии Л.Г. Петерсон, Л.А. Грушевской, М.А. Кубышевой «Построй свою математику». – М.:УМЦ «Школа 2000...», 2007.
Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.:Баласс, 2008.
Петерсон Л.Г.. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000...».
· М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...».
· 2007.
Селькина Л. В. Методические рекомендации по проведению уроков различной целевой направленности в технологии деятельностного метода «Школа 2000»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

























Содержательно-технологическая характеристика мероприятия
(поэтапное описание)


Деятельность ведущего, педагога
(с обозначением используемых технологий, методов, приемов; применяемого технического оснащения)
Деятельность участников, учащихся
(с обозначением видов и форм активности)
Планируемый результат,
комментарии
Л
· личностные УУД;
Р
· регулятивные УУД;
П
· познавательные УУД;
К
· коммуникативные УУД.


1 этап - Организационный - 2 мин.

1.1.
Мотивация к учебной деятельности.
Задачи:
1) включение учащихся в учебную деятельность;
2) определить содержательные рамки урока;
3) мотивировать к учебной деятельности.


Осознанное вхождение учащимися в учебную деятельность на уроке.

- самоопределение (Л)
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).


2 этап – Мотивационно-проблематизирующий - 8 мин.

2.1.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Задачи:
1) актуализировать знания о симметричных фигурах и способах построения симметричных фигур;
2) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
3) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднение в учебной деятельности;
4) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в обосновании выполнения задания.

Подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения. Обдумывание учащимися возникшей проблемной ситуации.

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
- использование знаково-символических средств (П);
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
– учет разных мнений (К);



2.2.
Выявление места и причины затруднения.

Задача: организовать восстановление выполненных операций и фиксацию (вербальную и знаковую) места – шага, операции, где возникло затруднение.

Выявление учащимися места и причины возникшего затруднения на основе анализа проблемной ситуации.

– постановка и формулирование проблемы (П);


2.3.
Построение проекта выхода из затруднения.
Задачи:
в коммуникативной форме организовать построение учащимися проекта будущих учебных действий:
1. Уточнение цели урока;
2. Уточнить тему урока;
3.Построение плана достижения цели.

Учащиеся под руководством учителя в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, формулируют тему, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства.
- формулирование познавательной цели (П);
- планирование (П);
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
– учет разных мнений (К);


3 этап – Деятельностный - 20 мин.

3.1.
Реализация проекта выхода из затруднения.
Задачи:
1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний определения фигур, имеющих оси симметрии;
2) создать условия для построения нового эталона, зафиксировать в речи, графической и знаковой форме (с помощью эталона, опорной схемы), сформировать умение использовать открытые знания на практике.

Учащимися, обсуждаются различные предложенные варианты, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется вербально и знаково (в форме эталона).
– волевая саморегуляция (Р);
– познавательная инициатива (Р);
– выдвижение гипотез и их обоснование (П);
– установление причинно-следственных связей (П);


3.2.
Первичное закрепление во внешней речи.
Задача:
зафиксировать новый способ действий во внешней речи, тренироваться в применении, новых правил при выполнении задания.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

– сравнение, аналогия, классификация (П);
– выполнение действий по алгоритму (П);
– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);


3.3.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Задачи:
1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новые понятия;
2) организовать самооценку детьми правильность выполнения задания (при необходимости – коррекцию возможных ошибок).

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку с эталоном. Рефлексия детей на данном этапе

– сравнение, аналогия, классификация (П);
– выполнение действий по алгоритму (П);
– подведение под понятие (П)
– доказательство (П);
– контроль (Р);
– коррекция (Р);
– оценка (Р);
– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);


4 этап - Оценочно-рефлексивный 10 мин.

4.1.
Включение в систему знаний.
Учащиеся приводят примеры из жизни объектов, имеющих ось симметрии
– сравнение, аналогия, классификация (П);
– подведение под понятие (П);
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
– использование критериев для обоснования своего суждения (К).


4.2.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Задачи:
организовать рефлексивный анализ учебной деятельности;
оценить собственную деятельность на уроке;
зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;
обсудить и записать домашнее задание.

Ученики проводят рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности
– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
– самооценка на основе критерия успешности (Л);
– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);












13PAGE 15


13PAGE 14515




Этап 4



15