Конспект урока по математике на тему «Фигуры, имеющие ось симметрии» (3 класс)

Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Фигуры, имеющие ось симметрии».
Цель урока: сформировать представление о фигурах, имеющих ось симметрии.
Задачи урока:
Создать условия для формирования у учащихся представления о фигурах, имеющих ось симметрии;
Создать условие для формирования способности определять в окружающем мире фигуры, имеющие ось симметрии;
Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация;
Воспитывать уважительное отношение к мнению других людей.
Оборудование и материалы:
мультимедийное сопровождение;
определение симметричных точек относительно прямой;
циркуль, угольник;
алгоритм построения симметричных фигур по опорным точкам;
план действий;
раздаточный материал:
Калька
Карточка №1 (для этапа актуализации)
Карточка №2 (для этапа актуализации)
Карточка №3 (определение фигур, имеющих ось симметрии)
Карточки трех цветов (для этапа рефлексии)
Вырезанные фигуры: грибок, П, , , кленовый лист, елочка,
Вырезанные фигуры для этапа первичного закрепления




!- щелчок

Л
· личностные УУД;
Р
· регулятивные УУД;
П
· познавательные УУД;
К
· коммуникативные УУД.











Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.
Цели:
1) включение учащихся в учебную деятельность;
2) определить содержательные рамки урока;
3) мотивировать к учебной деятельности.

На экране написана пословица:
«Знания по наследству не достаются».
- Прочитайте пословицу.
- Как вы понимаете ее смысл?
(Знания надо приобретать самому, никто тебе их не даст.)
- И сегодня вы будете открывать новые знания о симметрии.
- А раз сегодня вы будете открывать, что-то новое, как вы это будете делать?
- С чего начнём подготовку к открытию.?
(С повторения)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Цели:
1) актуализировать знания о симметричных фигурах и способах построения симметричных фигур;
2) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
3) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднение в учебной деятельности;
4) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в обосновании выполнения задания.
1) Повторение знаний о симметрии
- Возьмите из раздаточного материала карточку№1 (К№1)
- клетчатая бумага












- Есть ли лишняя пара? (Первая пара, потому что эти фигуры симметричны)
- Почему?
- Какие две точки А и В называются симметричными относительно прямой l ?
(Точки А и В симметричны, если:
они находятся на равном расстоянии от оси симметрии;
если отрезок АВ перпендикулярен оси симметрии)

- Какие способы вы знаете, чтобы определить симметричные фигуры?
1. по опорным точкам; (вывесить алгоритм построения симм.фигур)
2. использовать кальку;
3. согнуть лист по оси симметрии и проколоть циркулем;

- Возьмите из раздаточного материала карточку№2 (К№2) – клетчатая бумага






- Постройте фигуру, симметричную данной относительно прямой l
- Каким способом воспользовались для построения?
- Что вы сейчас повторили?
(Какие фигуры называются симметричными, построение симметричных фигур) - Какое теперь задание необходимо выполнить? (Пробное задание.)


2) Пробное задание.
- Посмотрите на слайд - грибок, П, кленовый лист, ёлка

- Какая фигура лишняя? (НА ДОСКЕ ФИКСИРУЮ КОЛ-ВО ДЕТЕЙ)

Грибок - ? человек
П – ? человек
кленовый лист – ? человек
- ? человек

- ? человек
Ёлка - ? человек

- Почему у нас возникло несколько мнений? (мы не знаем признак, по которому нужно определить лишнюю фигуру)
Спросить про каждую фигуру, почему она может быть лишней и признак
- Что мы повторяли в начале урока?
- Как это связать с этим заданием?
- Все, кроме одной фигуры можно назвать фигурами, которые имеют ось симметрии.

3. Выявление места и причины затруднения.
Цель: организовать восстановление выполненных операций и фиксацию (вербальную и знаковую) места – шага, операции, где возникло затруднение.
- Какое задание вы должны были выполнить? (определить лишнюю фигуру)
- Где возникло затруднение? (в определении признака выделения лишней фигуры)
- Почему возникло затруднение? (не знаем признак)

4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цели:
в коммуникативной форме организовать построение учащимися проекта будущих учебных действий:
1. Уточнение цели урока;
2. Уточнить тему урока;
3.Построение плана достижения цели.

- Что дальше вы должны сделать? (Мы должны определить тему урока, поставить цель, составить план действий.)
- Какая тема урока? (Фигуры, имеющие ось симметрии)!
- Сформулируйте цель урока. !
(Найти способ определения фигур, имеющих ось симметрии)
- Для достижения вами цели я выступлю в роли помощника.
- Рассмотрите фигуры, что в них особенного? Чем эти фигуры похожи с теми, которыми мы работали в начале урока?
- Чем отличаются?
- Составим план действий.
- Я уже вам сказала, что все фигуры, кроме одной имеют ось симметрии. Вы знаете, в чем отличия этих фигур?
- Значит первый шаг - !
1) Определим, чем отличаются симметричные фигуры от несимметричных фигур.
- Затем нужно будет проверить - !
2) Проверим свои выводы перегибанием, используем кальку.
- Последний шаг – сделать выводы !
3) Сделаем выводы.




5. Реализация проекта выхода из затруднения.
Цели:
1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний определения фигур, имеющих оси симметрии;
2) создать условия для построения нового эталона, зафиксировать в речи, графической и знаковой форме (с помощью эталона, опорной схемы), сформировать умение использовать открытые знания на практике;
- На ваших столах есть конверты, возьмите их, пожалуйста, достаньте вырезанные фигуры.
- Как определить имеет эта фигура ось сим
·метрии или нет?
(перегнуть фигуру пополам, чтобы получились две одинаковые части)
- Возьмите Грибок – есть ось симметрии? !
П - есть ось симметрии? !
кленовый лист – есть ось симметрии? !
Ёлка - есть ось симметрии? !
- есть ось симметрии? ! Нет
- есть ось симметрии? ! Чем интересна эта фигура?
(имеет несколько осей симметрии)
- Как мы определяли ось симметрии у фигуры?
- А можно ли с помощью кальки?
- Когда фигура имеет ось симметрии?
(когда состоит из 2 равных частей, симметричных относительно прямой)
- В чем отличие от симметричных фигур относительно прямой?
- Возьмите карточку №3. Прочитайте определение.
- Повторите его.
- Пришло время отдохнуть.

Физкультминутка (встать)
Будьте моим зеркальным отраженьем,
Повторяй мои движенья –
Раз, два, три и
Снова повтори.
На раз всем дружненько присесть,
Моргнуть одним глазком,
Затем другим.
На два подняться руки вверх.
Похлопать дружно всем.
На три носки свои достать.
И за парты сесть опять.

6.Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
зафиксировать новый способ действий во внешней речи, тренироваться в применении, новых правил при выполнении задания.

- Теперь вы знаете, как определять фигуры, которые имеют ось симметрию - Что будем делать дальше? (Потренироваться в применении новых знаний.)
- Откройте учебник на с. 46 №1
- Что нужно сделать?
(Определить из букв имеют ось симметрии и провести их)
- Какие ещё буквы имеют ось симметрии?
(Д, Е, З, К, Л, Н, П, С, Ф, Э, Ж, Ш, Х) !

с. 46 №2 (Работа в парах)
- Для выполнения этого задания приготовлены вырезанные фигуры.
б (квадрат)
г (равносторонний треугольник)
- Проверка


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цели:
1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новые понятия;
2) организовать самооценку детьми правильность выполнения задания (при необходимости – коррекцию возможных ошибок).
с. 46 №2 в, д, е
- На выполнение 2 минуты.
- Самопроверка с экрана.
- Зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «?».
- У кого это задание вызвало затруднение?
- В чем причина?
Поднимите руки, кто не допустил ошибок в самостоятельной работе?
- Молодцы! Поставьте себе «+».

Включение в систему знаний.
- Ребята, а в жизни вы встречались с фигурами, имеющими ось симметрии?
- Приведите примеры.
бабочка

стрекоза

котенок
закат

мавзолей Тадж-Махал в Индии
Эльфелевая башня

- Также человеческое тело имеет ось симметрии.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
организовать рефлексивный анализ учебной деятельности;
оценить собственную деятельность на уроке;
зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;
обсудить и записать домашнее задание.

- Вспомните, ребята, с какой пословицей вы познакомились вначале урока? («Знания по наследству не достаются»)
- Какая была цель урока?
(Мы научились определять фигуры, имеющие ось симметрии)
- С какими затруднениями столкнулись на уроке?
- Что помогло вам справиться с затруднением?
- Ребята, кто из вас достиг этих целей?
- Оцените свою работу с помощью цветных полосок?
- Вспомним, что обозначает каждый цвет?

ЦЕЛЬ УРОКА НЕ ДОСТИГНУТА.
НУЖНА ПОМОЩЬ.

ЦЕЛЬ УРОКА ДОСТИГНУТА,
НО СТОЛКНУЛСЯ С ТРУДНОСТЯМИ.
НУЖНО ЕЩЁ ПОРАБОТАТЬ.

ЦЕЛЬ УРОКА ДОСТИГНУТА.
ТРУДНОСТЕЙ НЕ ВОЗНИКЛО.
ДОВОЛЕН СОБОЙ.

Домашнее задание: придумать и нарисовать на клетчатой бумаге фигуру, имеющую ось симметрии.
С.48 № 11* - познакомиться с палидромами.

УУД

- самоопределение (Л)
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).










– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
- использование знаково-символических средств (П);
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
– учет разных мнений (К);






































































– постановка и формулирование проблемы (П);







- формулирование познавательной цели (П);
- планирование (П);
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
– учет разных мнений (К);





























– волевая саморегуляция (Р);
– познавательная инициатива (Р);
– выдвижение гипотез и их обоснование (П);
– установление причинно-следственных связей (П);


















































– сравнение, аналогия, классификация (П);
– выполнение действий по алгоритму (П);
– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);


















– сравнение, аналогия, классификация (П);
– выполнение действий по алгоритму (П);
– подведение под понятие (П)
– доказательство (П);
– контроль (Р);
– коррекция (Р);
– оценка (Р);
– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);






– сравнение, аналогия, классификация (П);
– подведение под понятие (П);
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
– использование критериев для обоснования своего суждения (К).


– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
– самооценка на основе критерия успешности (Л);
– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);










1

2

3


Слайд 1

Слайд 2

Слайд 4

Слайд 3

Слайд 5

Этап 4

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20