Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе

Мусихина Н.В.
МБОУ «Начальная общеобразовательная школа №39»
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе
Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.
Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления системой образования.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в нашей школе разработана система оценки образовательных достижений учащихся.
Особенностями этой системы являются:
комплексный подход к оценке результатов образования;
использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода;
оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
использование персонифицированных и неперсонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации;
уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
Объектом оценки личностных результатов начального образования является:
сформированность внутренней позиции обучающегося,
ориентация на содержательные моменты образовательного процесса;
сформированность основ гражданской идентичности;
сформированность самооценки;
сформированность мотивации учебной деятельности;
знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений.
Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.
Однако в нашей школе текущая оценка личностных результатов осуществляется:
в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности;
в рамках системы внутренней оценки:
оценка личностного прогресса в форме портфеля достижений; Педагог может отследить, как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности, и ряд других личностных действий. Главный критерий личностного развития – наличие положительной динамики развития.
оценка знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о поступках и действиях людей (по ответам на задания по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, основам духовно-нравственной культуры); Результаты фиксируются в листах анализа проверочных, тестовых работ, накопительная оценка показывает освоенность данных учебных действий.
психологическая диагностика (проводится по запросу родителей или педагогов и администрации при согласии родителей) по вопросам (возможны варианты):
сформированности внутренней позиции обучающегося;
ориентации на содержательные моменты образовательного процесса;
сформированности самооценки;
сформированности мотивации учебной деятельности.
Оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.
Хотелось бы отметить, что в школе ведутся портфолио ученика, класса и школы, а также карты индивидуального развития «Моя высота», где отражаются результаты участия детей в мероприятиях в конце каждого месяца. В конце учебного года по результатам рейтинговой таблицы подводятся итоги на лучший класс, а по картам индивидуального развития «Моя высота» определяется лидер.
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий обучающихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
Т.е. основное содержание оценки строится вокруг умения учиться.
Система внутренней оценки метапредметных результатов включает в себя следующие процедуры:
решение задач творческого и поискового характера (система заданий УМК «Школа 2100»: творческие задания, интеллектуальный марафон, информационный поиск, задания вариативного повышенного уровня);
проектная деятельность (задания в учебниках «Проекты»);
текущие и итоговые проверочные работы, включающие задания на проверку метапредметных результатов обучения;
комплексные работы на межпредметной основе.
Мониторинг освоения учебных программ и сформированности УУД может осуществляться на материалах учебников и рабочих тетрадей УМК «Школа 2100», представленных на листах с проверочными и тренинговыми заданиями.
В учебниках даются отдельные задания на определённые предметные и метапредметные умения, из которых педагог может компоновать проверочную работу.
В учебниках приводятся также примерные проверочные работы, нацеленные как на проверку предметных знаний, умений и навыков, так и на проверку метапредметных результатов обучения.
Оценивание уровня сформированности УУД может основываться на устных и письменных ответах учащихся, а также на наблюдениях учителя за участием учащихся в групповой работе.
Мониторинг сформированности метапредметных учебных умений предполагает использование накопительной системы оценки в ходе текущего образовательного процесса. Для этих целей может использоваться как Портфель достижений, так и таблицы «Оценка метапредметных результатов обучения». Таблицы содержат перечень универсальных учебных действий, формируемых на каждом этапе обучения (в течение года). Здесь же учитель фиксирует успешность выполнения каждым учеником заданий проверочных и контрольных работ, нацеленных на проверку регулятивных и познавательных УУД. Заполненные таблицы позволяют провести качественный анализ индивидуальных достижений учащихся, выявить пробелы и скорректировать работу по освоению УУД.
Объектом оценки предметных результатов является освоение обучающимися предметных знаний и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты, полученные в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме накопительной оценки – портфеля достижений (или другой формы, принятой в образовательном учреждении). В нашей школе каждый учитель ведет мониторинг выполнения контрольных и проверочных работ по предметам. Разработаны таблицы для анализа выполненных работ. Каждый учитель ведет мониторинг по классу, использует диаграммы, которые помогают наблюдать динамику как класса, так и лично каждого учащегося.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы является достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования.
То есть в итоговой оценке выпускника необходимо выделять две составляющие: накопительные оценки, характеризующие динамику индивидуальных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов, и оценки за стандартизированные итоговые работы.
Таким образом, анализ достижений учащихся включает:
текущую успеваемость обучающихся;
динамику личных достижений учащегося в освоении предметных умений;
активность и результативность участия обучающихся в выставках, конкурсах, соревнованиях;
активность участия и рост самостоятельности в проектной и внеурочной деятельности.
Следует отметить, что одним из условий выполнения итогового оценивания на основе результатов внутренней, накопленной за четыре года обучения, оценки является возможность независимой перепроверки результатов иными лицами (например, родителями или инспектором). Тогда все (или наиболее значимые) промежуточные результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и хранится в определенной системе, т.е. входить в портфолио ребенка. Учитель по первому требованию предъявляет эти результаты любому заинтересованному лицу, обладающему соответствующими полномочиями запрашивать данную информацию, равно как и иметь возможность обосновать правомерность и правильность выставленной итоговой оценки.
Формами представления образовательных результатов являются:
табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);
тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);
устная оценка учителем успешности результатов, достигнутых учащимся, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
Портфель достижений;
результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных, личностных качеств обучающегося, УУД.
Критериями оценивания являются:
соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.
В МБОУ НОШ №39 используются следующие формы оценки:
Безоценочное обучение – 1 класс
Пятибалльная система
Накопительная система оценки – Портфель достижений, процентная шкала достижений (для метапредметных результатов).
В нашей школе системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – Портфеля достижений. Накопительная система Портфель достижений учащегося позволяет осуществить оценку динамики индивидуальных образовательных достижений ребёнка. Портфель достижений предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность. Формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
Учитель на каждом этапе обучения вместе с ребёнком выбирает, что является для него результатом на сегодняшний день. Оценочная деятельность самого педагога направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность ребёнка и корректировать её. Вместе с тем педагог передаёт ребёнку нормы и способы оценивания (не выставления отметки, а фиксации качества, например разборчивость письма, грамотность, способа действий и т.д.), способствует выработке у ребёнка самооценки своего труда. Отбирая в свой Портфель достижений творческие, проектные работы, ребёнок проводит рефлексию сделанного, а педагог может отследить как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности и другие личностные и метапредметные действия.
Система оценки в МБОУ НОШ №39 ориентирована на стимулирование стремления обучающегося к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.


15