Статья на тему К вопросу о преподавании английского языка в медицинском колледже


К вопросу о преподавании английского языка в медицинском колледже
Обучаясь в медицинском колледже, студент оказывается вовлеченным в особую информационно-образовательную среду, которая, прежде всего, включает в себя дисциплины профессиональной направленности. Дисциплины общегуманитарного и естественно-научного цикла при этом, будучи включенными в учебный план, остаются второстепенными. В связи с этим, в процессе преподавания этих дисциплин возникают определенные проблемы. В данной статье нами будет предпринята попытка обозначить основной круг проблем, с которыми неизбежно сталкивается преподаватель иностранных языков в учреждениях подобного типа и наметить возможные способы их решения. Всесторонний анализ процесса обучения английскому языку в медицинском колледже «Авиценна» позволил выделить следующие проблемы:
отсутствие у студентов базового уровня владения английским языком, позволяющего ориентироваться в специфичном медицинском языковом материале;
отсутствие мотивации к изучению английского языка;
наличие полинациональной, поликультурной аудитории;
недостаточное владение русским языком.
Все эти проблемы осложняют работу преподавателя и в значительной степени ограничивают выбор форм и методов работы. Действительно, приходится сталкиваться с тем фактом, что большинство студентов либо не изучали английский язык в школе, либо изучали эпизодически и не на должном уровне. При этом, после окончания достаточно краткого вводного курса, базовый учебник предлагает погрузиться в мир медицинских текстов с обширным терминологическим корпусом. Помимо этого, у студентов регулярно возникают вопросы о необходимости и целесообразности изучения ими иностранных языков. Они полагают, что ситуации реального общения на иностранном языке и возможности использования соответствующих знаний в их жизни не возникнут.
Географическое положение нашего города диктует и приток студентов из многочисленных соседних республик, имеющих различные культурные и образовательные традиции. Такое положение вещей требует от преподавателя дополнительного опыта и терпения в решении не только образовательных, но и воспитательных задач. На наш взгляд, одним из способов преодоления этих проблем является развитие мотивации студентов к изучению иностранного языка. Как известно, в основе мотивации всегда лежит интерес. Заинтересовать студента можно привлечением, помимо учебника и традиционного объяснения грамматики, дополнительных материалов. Нам представляется, что большую угрозу для формирования позитивного отношения к предмету представляет перегруженность занятий большим количеством индивидуальных письменных заданий достаточно высокого уровня сложности. Нужно учитывать, что основная функция языка – это все-таки общение, причем общение в аутентичных ситуациях. Например, на основе некой модели мы создаем семейную историю болезни. Студенты с удовольствием включаются в работу, рассказывая о своих семьях и тем самым актуализируют в речи названия болезней, а заодно и некоторые видо-временные формы английского глагола.
В вопросах повышения мотивации очень важна роль преподавателя именно как носителя и транслятора нового, передового, как человека, чувствующего атмосферу в аудитории. Он должен знать, чем живет студент и каковы его реалии, моделировать ситуации, которые близки обучающимся. Современному студенту гораздо интереснее посмотреть и обсудить фильм, соответствующий теме занятия, чем прочитать и перевести текст. Поэтому целесообразно как можно чаще «разбавлять» рутинные занятия просмотром видеоматериалов, которые несут не только обучающую, но и культуроcпецифичную информацию, что способствует развитию толерантности в том числе. В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что освоение чужого языка – это индивидуально-личностный процесс. Каждый обучающийся ассоциирует его со своим личным опытом и личными потребностями. Есть примеры, когда студенты вдруг заинтересовались английским языком, познакомившись с носителями языка в сообществах по интересам в соцсетях или увлекшись музыкой. Зная увлечения студентов, преподаватель может помочь создать мотивацию к самостоятельному освоению языка. Главное, чтобы этот процесс стал личностным выражением для студента.