Презентация Овладение детьми старшего возраста с ОНР способами словообразования посредством дидактических игр


ОВЛАДЕНИЕ ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СПОСОБАМИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВАМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Груздева И.А.
МБДОУ «Детский сад № 113»
г. Чебоксары
У детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематических процессов, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя. Нарушения грамматической стороны речи у этих детей медленно поддаются коррекции. Изучение особенностей грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи становится более актуальным в связи с тем, что процент детей, у которых отмечаются эти нарушения, в последнее время увеличивается. Учитывая то, что ведущей деятельностью детей является игровая деятельность, мы использовали в обучении игровые приемы и упражнения. В своей практике я использую различные игры для развития у детей лексико-грамматического строя речи и закрепления у детей навыков правильного словоизменения и словообразования. Предлагая ребятам такие игры, я заметила, что сложный речевой материал, которым является усвоение грамматически правильных речевых конструкций, усваивается детьми непринужденно, спонтанно и более естественно. Дети играют в такие игры с удовольствием, в ходе этих игр они развивают и закрепляют усвоенные ранее языковые знания и речевые навыки, учатся в своей фразовой речи использовать грамматически правильные образцы речевых высказываний. В ходе таких совместных игр у детей развивается чувство партнерства, обогащается их игровой опыт, развиваются коммуникативные навыки.
Так, например, чтобы закрепить в речи детей словообразование существительных, проводились следующие игровые упражнения:
1. Игра «Что для чего?»
Логопед предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло). Затем задает вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты – в конфетнице, мыло – в мыльнице). После называния предмета дети кладут его в ту емкость, в которой он хранится. Далее логопед предлагает детям еще раз прослушать эти слова и определить общую часть. При этом логопед подчеркивает голосом суффикс -ниц-.
Далее делается вывод: сосуд, в котором что-либо хранится, часто называется словом, в котором «частичка» (суффикс) -ниц-. В заключении проводится закрепление данной модели словообразования в различных словах:
- Как называется посуда, в которую кладут салат? (салатница)
- Как называется посуда, в которую кладут селедку? (селедочница) и т.д.
2. Игра «Как зовут папу, маму и детеныша (детенышей)?»
На доске картинка по сказке «Три медведя».
- Какую сказку вам напоминает эта картинка? (сказку «Три медведя»)
- Вспомните, как звали папу, маму и детеныша в этой сказке. (Папа – медведь Михаил Иванович, мама – медведица Настасья Петровна, детеныш – медвежонок Мишутка). Правильно, три медведя – это медведь, медведица и медвежонок. В каждой лесной семье папа, мама и детеныш называются по- разному.
Дети называют по картинкам папу, маму и детеныша (или детенышей) животных: лис – лиса – лисенок, заяц – зайчиха – зайчонок, волк – волчица – волчонок, еж – ежиха – ежонок, слон – слониха – слоненок, тигр – тигрица – тигренок и т.д.- А как называются папа, мама, детеныш у домашних животных? (бык – корова – теленок, пес – собака – щенок, кролик – крольчиха – крольчонок, кот – кошка – котенок).3. Игра «Два брата ИК и ИЩ».
- Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел домик, ИЩ - большой домик. Какой же дом был у брата ИК? (маленький). А какой дом был у брата ИЩ? (большой). У ика был носик, а у Ища?
В дальнейшем закрепляется дифференциация слов: ротик – ротище, лобик – лобище, глазик – глазище, ручки – ручищи, ножки – ножищи. Делается вывод: если в слове слышится ИК, это значит, что предмет маленький, а если ИЩ – значит, предмет большой.
4. Игра «Как назвать того, кто…?»
Логопед предлагает детям назвать того, кто …
- Кто на паровозе ездит? (машинист)
- Кто утром делает зарядку? (физкультурник, спортсмен)
- Кто песни сочиняет? (композитор)
- Кто играет на рояле? (пианист)
- Кто все ломает? (хулиган)
- Кто водит самолет? (летчик, пилот)
Формирование словообразования глаголов.
Дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной для дошкольников с общим недоразвитием речи. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое различие словообразовательных форм глагола является более тонким и сложным: оно не опирается на конкретные образы предметов, в отличие от тех существительных, которые усваиваются ребенком в дошкольном возрасте.
В связи с этим в процессе логопедической работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, проводится преимущественно закрепление простых по семантике словообразовательных моделей с использованием наиболее продуктивных процессов.
Формирование словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществлялось в следующей последовательности.
1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
а) образование глаголов совершенного вида с помощью приставок:
с- (играть – сыграть, петь – спеть, есть – съесть, делать – сделать),
на- (рисовать – нарисовать, колоть – наколоть, писать – написать),
по- (обедать – пообедать, сеять – посеять, ужинать – поужинать),
про- (читать – прочитать);
б) образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов -ива-, -ыва-, -во- (застегнуть – застегивать, умыть – умывать, затолкнуть – заталкивать).
2. Дифференциация возвратных и не возвратных глаголов.
3.Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками: в-, вы-, под-, от-, при-, у-, пере-, за-, на-:
входит – выходит, подходит - отходит,
влетает – вылетает, подлетает – отлетает,
въезжает – выезжает, подплывает – отплывает,
прибегает – убегает, подъезжает – отъезжает,
приезжает – уезжает, закрывает – открывает.
Словообразование глаголов закреплялось в процессе специально подобранных упражнений.
1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается:
мыла – вымыла, вешает – повесила,
умывается – умылся, стирает – постирал.
2. Игра «Чем отличаются слова?»
Логопед просит детей показать на картинках, кто …
умывает – умывается, обувает – обувается,
прячет – прячется, качает – качается.
Делается вывод: слова умывается, прячется, причесывается, обувается, качается, одевается обозначают, что человек делает что-то сам с собой.
3. Игра «Добавь слово».
Логопед показывает картинки, а дети добавляют слова, обозначающие действие:
в клетку … (влетает), из клетки … (вылетает),
через дорогу … (переходит), от дерева … (отходит),
к дому … (подъезжает), в стакан … (наливает),
из стакана … (выливает), на дерево … (залезает),
с дерева … (слезает).
4. Дидактическая игра «Найти общую часть в словах» (по картинкам).
переходит – перебегает, наливает – выливает,
подходит – подбегает, подходит – уходит.
Формирование словообразования прилагательных.
С учетом семантики, частотности употребления и времени появления в онтогенезе, формирование словообразования прилагательных проводилось в такой последовательности.
Образование притяжательных прилагательных.
1. Словообразование с использованием продуктивных суффиксов
-ин-, -ов-: мамин, папин, бабушкин, дедушкин, кошкин, слоновый.
2. Словообразование с использованием суффикса -и- без изменения звуковой структуры корня производного слова: коровий, лисий, бараний.
3. Словообразование с помощью суффикса -и- с чередованием в корне: волчий, заячий, собачий, беличий, птичий, овечий.
Образование качественных прилагательных.
1. Словообразование с использованием суффикса -н-.
а) без чередования: вкусный, жирный, умный, честный, грязный.
б) с чередованием звуков в корне слова: смешной, скучный, мрачный. 2. Словообразование с помощью менее продуктивных суффиксов
-ив-, -лив-, -оват-, -еват- и др.: ленивый, червивый, красивый, правдивый. Образование относительных прилагательных.
1. Словообразование с использованием продуктивных суффиксов
-ов-, -ев-.
а) без чередования звуков в корне мотивирующего и производного слова:
шелковый, резиновый, пуховый, дубовый, меховый.
б) с чередованием звуков в корне (беглая гласная): ситцевые, перцовый.
2. Словообразование с использованием суффикса -н-.
а) без чередования в корне производного слова: зимний, летний, ватный.
б) с чередованием звуков в корне производного слова: яблочный, брусничный, земляничный, клубничный.
3. Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов -ан-, -ян-, -ск-, -енн- и др.: кожаный, шерстяной, глиняный.
По закреплению словообразования прилагательных в своей работе применили следующие задания и игровые упражнения.
1. Дидактическая игра «Правильно назови листья»
лист дуба – дубовый лист, лист осины - …
лист березы - … лист клена - …
2. Игра в лото «Что из чего сделано?»
У детей карточки лото с изображением различных предметов. Логопед называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например, стакан из стекла. Дети ищут изображение этого предмета на карточках и отвечают на вопрос: «Какой?», «Какая?», «Какое?» (стеклянный стакан) и кладут фишку на картинку. Выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все картинки.
сковорода из чугуна – чугунная,
ложка из дерева – деревянная,
нож из металла – металлический,
ведро из железа – железное,
ваза из хрусталя – хрустальная,
платье из шелка – шелковое,
чашка из фарфора – фарфоровая,
хлеб из ржи – ржаной,
одеяло из ваты – ватное и т.д.
3. Дидактическая игра «Сравнить предметы и закончить предложения».
Апельсин большой, а арбуз еще больше.
Клубника маленькая, а смородина еще …
Дыня сладкая, а арбуз еще …
Персик мягкий, а вишня еще …
Яблоко твердое, а айва еще …
Груша вкусная, а ананас еще …
Дерево высокое, а башня еще …
Олень высокий, а жираф еще … и т.д.