«Мультидисциплинарный подход в формировании и развитии слухового восприятия у детей с ЗПР через дидактическую игру»


Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 1 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников» г. Орска
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ

Тема: «Мультидисциплинарный подход в формировании и развитии слухового восприятия
у детей с ЗПР через дидактическую игру»
Подготовил:
учитель-дефектолог
Пащенко И.В.
2015г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Особенности формирования и развития слухового восприятия
у детей с ЗПР...........................................................................................................4
Принципы, методы и приемы работы по формированию и развитию слухового восприятия у детей с ЗПР……………………………………………6
Формирование и развитие слухового восприятия у детей с ЗПР через дидактическую игру………………………………………………………………7
Заключение……………………………………………………………………….10
Список литературы………………………………………………………………11
Введение
Актуальность. По данным отечественных и зарубежных исследований, задержка психического развития является одной из наиболее частых форм нарушений психического онтогенеза. 
Дети с ЗПР  испытывают большие трудности в обучении из-за повышенной утомляемости, неустойчивого внимания, плохой памяти, недостаточного уровня развития мышления и речи.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения). Слух является непременным условием формирования речи. Ребенок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих.
Слух является непременным условием формирования речи. Ребенок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих.
Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение слухового восприятия.
Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности – очень важная способность. Без нее нельзя научиться внимательно слушать и слышать другого человека, любить музыку, понимать голоса природы…
Такая способность не возникает сама по себе даже при наличии острого природного слуха. Ее нужно целенаправленно развивать у ребенка с ранних лет жизни.
Слуховое восприятие - это умение различать различные звуки окружающей действительности по их основным характеристикам: силе (громкости, высоте, тембру, темпу). Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.
Дети с хорошим слуховым восприятием достаточно рано усваивают основные звуки языка. Дети с ЗПР в силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка.
Недостаточное развитие слухового восприятия тормозит процесс звукообразования у ребенка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно. У ребенка с подобными нарушениями тяжело будет формироваться процесс чтения, и будут наблюдаться многочисленные ошибки на письме, и поэтому им необходима помощь специалиста.
У наших детей сохранены все те анализаторы, которые необходимы для благоприятного развития речи. Свидетельство тому - отсутствие затруднений в сфере устного речевого общения. Однако появление трудностей, связанных с недоразвитием слухового восприятия при обучении грамотой детей с задержкой психического развития закономерно.
Поэтому работа по формированию и развитию слухового восприятия для нас актуальна, так как слуховое восприятие представляет основу для развития речи. К тому же, у детей с задержкой психического развития формирование слухового внимания, различения неречевых звуков и умения действовать в соответствии со звуковым сигналом представляет большие трудности.
Большое значение имеет проведение дидактических игр, способствующих развитию слухового восприятия, которое помогает детям ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты и т.п.
Особенности формирования и развития слухового восприятия
у детей с ЗПР
Особенности формирования и развития психических процессов у детей во многом зависят от сформированности слухового  и зрительного восприятия. Слуховое восприятие непосредственно связано с развитием речи, так называемым речевым слухом.
Несформированность слухового восприятия отражается как в устной, так и письменной речи. Ребенок не только недостаточно дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением в собственной речи и на письме
Своевременное и целенаправленное устранение нарушений в развитии слухового и зрительного восприятия способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы.
Свойства звуков нельзя представить в виде предметов, с которыми выполняются различные манипуляции — перемещения, прикладывания и др. Отношения звуков развертываются не в пространстве, а во времени, что затрудняет их выделение и сравнение. Ребенок пропевает, проговаривает речевые звуки и постепенно овладевает умением изменять движения голосового аппарата в соответствии с особенностями слышимых звуков.
Наряду со слуховым и двигательным анализаторами немаловажная роль в акте подражания речевым звукам принадлежит зрительному анализатору.       В нашем ДОУ на коррекционных занятиях решаются две основные задачи, направленные на формирование слухового восприятия:      1) выработка неречевых слуховых образов и слуховых образов слов;      2) развитие слухомоторных координаций.
На этих занятиях мы учим слушать и понимать разные звуки, так как у них долго наблюдается недостаток управления своим слухом: неумение прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе, тембру, характеру. У них нет интереса к неречевым звукам, они слабо на них реагируют и неточно дифференцируют, не опираются на них в своей деятельности.       Неречевые звуки очень важны для человека. Правильное определение направления, откуда идет звук, помогает ориентироваться в дальнем пространстве, определять свое местонахождение, направление движения. У наших детей идет нарушение ориентировки в пространстве.
Наша практика работы с детьми показывает, что различение неречевых звуков и умение действовать в соответствии со звуковым сигналом можно последовательно сформировать. Развитие восприятия неречевых звуков идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звуков к их восприятию и различению, а затем к использованию в качестве сигнала к действиям, осмыслению. Этому служат специально ориентированные дидактические игры и упражнения.
Подчеркну, что для различения неречевых звуков (как и речевого материала) требуется зрительная или зрительно-двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами. Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка появилось настоящее восприятие, сформировался нужный слуховой образ.
Принципы, методы и приемы работы по формированию и развитию слухового восприятия у детей с ЗПР
Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по формированию и развитию слухового восприятия необходимо использование следующих принципов:
Принцип доступности и индивидуальности
Подбираемые дидактические игры и упражнения должны быть понятны и доступны каждому ребенку.
Принцип последовательности и систематичности
Совместная деятельность осуществляется согласно планированию, с обязательным закреплением в индивидуальной и самостоятельной деятельности.
Принцип повторяемости
Учитывая особенности развития восприятия у детей с ЗПР, для прочного усвоения программных требований необходима неоднократная повторность одних и тех же занятий.
Принцип наглядности
Дидактические игры и упражнения являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, вызывают у ребенка живой интерес, что способствует хорошей результативности.
Успех развития восприятия у детей с ЗПР во многом зависит от того какие методы и приемы используются. Правильно подобранные методы и приемы обучения способствуют лучшему развитию восприятия у детей с ЗПР.
Словесный метод – один из наиболее эффективных методов. Объяснения, пояснения, вопросы, словесные инструкции служат лучшему понимания задачи, цели игры.
Наглядно-практический метод
После общего показа, наблюдения и объяснения, я предлагаю выполнять самостоятельно, оказывая по мере необходимости помощь.
Игровой метод
Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей с ЗПР. К ним относятся обучающие и развивающие игры, создание игровой ситуации.
Формирование и развитие слухового восприятия у детей с ЗПР через дидактическую игру
Проведение игр направленных на развитие слуха, является одной из задач коррекционно-воспитательного процесса в нашем ДОУ. Формирование и развитие слухового восприятия идет по двум направлениям: развитие восприятия обычных (неречевых) звуков и речевых звуков (формирование фонематического слуха). Неречевые звуки играют большую роль в ориентировке человека в окружающем мире.
Работа по преодолению нарушений развития слухового восприятия проходит в 3 этапа.
1 этап (подготовительный) – развитие неречевого слуха.
Неречевой слух - это улавливание и дифференциация различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи), различение звуков по громкости, а также определение источника и направления звука.
На этом этапе проводятся дидактические игры и упражнения, которые способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребенка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы.
Такие игры как:
«Угадай, кто кричит», «Что делать?», «Кто там?», «Солнце и дождик», «Найди пару», «Узнай по звуку», «Где хлопнули?», «Где позвонили?», « Что упало?», «На чем играл мишутка?», «Мишка и зайчик», «Отгадай, что я делаю», «Волшебные коробочки», «Угадай, что звучит». (описание игр см. памятку «Дидактические игры и упражнения для формирования и развития слухового восприятия»)
Работа воспитателя строится с учетом темы, намеченной учителем-дефектологом. Воспитатель ведет подготовительную коррекционно-развивающую работу по данной теме перед занятием учителя-дефектолога и закрепляет в повседневной жизни опыт, речевые навыки, полученные детьми на занятиях.
Музыкальный слух как особая форма человеческого слуха также формируется в процессе обучения.   Музыкальные игры и упражнения, кроме того, снимают излишнее напряжение у детей, создают положительный эмоциональный фон настроения. Использование фонового звучания музыки при проведении занятий очень благоприятно сказывается на детях, поэтому в нашем ДОУ идет тесное взаимодействие и с музыкальным руководителем. 2 этап - развитие речевого слуха. Игры, направленные на различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.
Такие игры как:
«Доскажи словечко», «Шутки-минутки», «Какой звук пропал в слове?», «Подскажи словечко», «Съедобное - несъедобное», «кто тебя позвал?», «Правильно – не правильно», «Три медведя», «Какое слово отличается?», «Скажи правильно». (описание игр см. памятку «Дидактические игры и упражнения для формирования и развития слухового восприятия»)
3этап Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.
В силу особенностей детей с ЗПР этап развития звукового анализа и синтеза в дошкольном периоде является недоступным. Такие игры в наличии есть, мы их используем в адаптированной форме, в индивидуальном порядке.
Такие игры как:
«Отстукивание слогов», «Угадай слово», «Слоговой поезд», «Пирамида», «Найди слову схему», «Помоги собрать вещи», «Светофор», «Домики», «Распредели картинки». (описание игр см. памятку «Дидактические игры и упражнения для формирования и развития слухового восприятия»)
Все игры для определенной категории детей, которые попадают в логопедические группы могут быть применены.
Заключение
Формирование у детей грамматически правильной речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию слухового восприятия. Эта работа должна реализоваться не только на занятиях учителя-дефектолога, но и в работе воспитателя и музыкального руководителя.
Список используемой литературы:
1. Аманатова М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях/ М. М. Аманатова //Логопедия. - 2007. - N 1
2. Иванова С.В. Развитие фонематического восприятия у детей с ЗПР/ С.В. Иванова // Логопед. - 2006. - N 2
3. Вакуленко Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей: справочник начинающего логопеда: Учебно-методическое пособие. / Л. С. Вакуленко – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
2. Волина В. В. Учимся играя. / В. В. Волина – М. : Новая школа, 1994.
3. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. / Е. В. Колесникова - М.: Гном и Д, 2000.
4. Кудрова Т. И. Использование игровых приемов при обследовании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей /
5. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова - М.: Просвещение, 2009
6. Туманова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. / - Г. А Туманова - М. 1991.
7. Шевченко И. Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. / И. Н. Шевченко – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.