Реферат «Лыжный спорт в системе массовой физкультурно-оздоровительной работы»

ООО Учебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»









Реферат по дисциплине:

«Теория и методика обучения базовым видам физкультурно-спортивной деятельности»


По теме:

«Лыжный спорт в системе массовой физкультурно-оздоровительной работы»







Исполнитель:

Бухаров Иван Михайлович












Москва, 2016 год
Содержание

Введение..
3

Глава 1. Цели и формы физкультурно-оздоровительной работы .
4

Массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия

5

Глава 2. Лыжный спорт .
6

1.2. История создания лыжного спорта ..
7

Заключение..............
14

Список литературы.
16






























Введение

В современном мире существенно возрастает роль физической культуры и спорта как фактора совершенствования человека и общества. Здоровый образ жизни в целом, физическая культура и спорт в частности, становятся социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества. Во многих зарубежных странах физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность сочетает и соединяет усилия государства, его правительственных, общественных и частных организаций, учреждений и социальных институтов.
Физическая культура, здоровый образ жизни, являясь одной из граней общей культуры человека, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.
Во всех развитых и развивающихся странах большое внимание уделяется физкультурно-оздоровительной работе, устойчивая мировая тенденция повышения социального значения физической культуры и спорта проявляется в повышении роли государства в их развитии, в самом широком использовании физической культуры и спорта в укреплении здоровья населения.
Сохранение здоровья нации на сегодняшний день приоритетное направление государственной политики в области здравоохранения, физической культуры и спорта.
Главной целью физкультурно-оздоровительной работы является массовое вовлечение населения к организованным и самостоятельным формам занятий физическими упражнениями физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности.
В физкультурно-спортивной сфере через многообразие ее организационных форм максимально сбалансированы и сближены личные и общественные интересы, она способствует долголетию человека, сплочению семьи, формированию здорового морально-психологического климата в различных социально-демографических группах, содействует снижению травматизма и заболеваемости.

Глава 1. Цели и формы физкультурно-оздоровительной работы

Целью физкультурно-оздоровительной работы (далее – ФОР) является массовое вовлечение населения к организованным и самостоятельным формам занятий физическими упражнениями физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности. ФОР с населением направлена: на обеспечение физической рекреации, процесса восстановления, развития и совершенствования адаптационных, физических, психических и эмоциональных возможностей человека средствами физической культуры, спорта и туризма в свободное время с целью оптимального функционирования организма.
Особенностью ФОР с населением является её предназначение для всех категорий населения независимо от возраста, социального положения и состояния здоровья.
Основными направлениями организации ФОР являются: обеспечение ФОР физкультурно-спортивными сооружениями, оборудованием и инвентарём; организация групповых учебно-тренировочных занятий; организация массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий; создание условий для самостоятельных занятий; пропаганда здорового образа жизни.
Среди факторов, способствующих дальнейшему росту числа систематически занимающихся физической культурой, необходимо отметить широкую доступность и разнообразие используемых средств физической культуры и спорта в условиях, приближенных к месту жительства.
По способу существования можно выделить три формы физкультурно-оздоровительной работы:
Государственную – представлена деятельностью государственных организаций;
общественную – деятельность общественных организаций;
самостоятельную – включает индивидуальную, семейную и групповую.
По способу организации выделяют следующие формы занятий:
групповые занятия;
самостоятельные занятия;
массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия
Массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия являются одной из форм организации занятий. Это одна из организованных и эффективных форм повышения двигательной активности и улучшения функциональных показателей организма человека.
По способу организации выделяют следующие виды массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий: спартакиады; спортландии; спортивные соревнования; спортивные фестивали, праздники; Дни здоровья.
Планирование массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий включает разработку программ, графиков, планов, календарей проведения оздоровительно-спортивных соревнований, вечеров, праздников, показательных выступлений физкультурников и спортсменов и т.п. К документам организационно-методического характера, связанным с проведением физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, прежде всего, относится составление календарного плана мероприятий. Другой важный документ – Положение о проводимом мероприятии. Оно разрабатывается на основании Примерного положения о проведении спортивного соревнования, утвержденного постановлением министерства спорта и туризма, указывается: название мероприятия, цель, задачи данного мероприятия, сроки, место проведения, программа мероприятия, состав участников, определение победителей, форма награждения. Кроме того, для организации физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий разрабатываются такие документы, как сценарий мероприятия, отчет о проведении, протоколы и сметная документация.

Глава 2. Лыжный спорт
Лыжный спорт – один из самых массовых видов спорта, культивируемых в Российской Федерации. Наибольшей популярностью в силу доступности и характера воздействия на организм пользуются лыжные гонки на различные дистанции.
В большинстве районов нашей страны, где зима продолжительная и снежная, занятия лыжами – один из самых доступных и массовых видов физической культуры. Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объёму, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности. Выполнение умеренной мышечной работы с вовлечением в движение всех основных групп мышц в условиях пониженных температур, на чистом морозном воздухе заметно повышает сопротивляемость организма к самым различным заболеваниям и положительно сказывается на общей работоспособности. Прогулки и походы на лыжах в красивой лесистой и разнообразной по рельефу местности доставляют положительное влияние на нервную систему, умственную и физическую работоспособность. Доступность лыжного спорта делает его очень популярным среди школьников и молодёжи.
Лыжный спорт относится к тем видам спорта, которыми можно заниматься, начиная с самого раннего детства и вплоть до глубокой старости. Он является важным средством поддержания и улучшения здоровья.
Лыжный спорт представляет широкие возможности разнообразной спортивной деятельности на свежем воздухе и при этом вовлекает в работу почти все системы организма.
Тренировочный эффект от лыжного спорта повышается и благодаря восстанавливающему, способствующему укреплению здоровья влиянию свежего воздуха. Кроме того, лыжные гонки развивают упорство и выносливость, а прыжки на лыжах и горнолыжные дисциплины воспитывают смелость и решительность. Так как в большинстве случаев школы и спортивные общества ведут занятия по лыжному спорту на учебных сборах и в лагерях, то он дает разнообразные возможности воспитания сознательной дисциплины и коллективного мышления и действий.
Лыжный спорт как средство досуга не связан со спортивными сооружениями. Леса и горные долины, равнины, парки и холмы являются местами для занятий, на которых практически может заниматься неограниченное количество людей.

1.2. История создания лыжного спорта
Первые соревнования по лыжному спорту проведены в Норвегии в 1767 г. Организационно и методически лыжный спорт сформировался в конце 18 – начале 20 вв., когда стали создаваться национальные лыжные клубы: в Норвегии (1874 г.), Финляндии (1886 г.), Германии (1891 г.), Австрии и Швеции (1892 г.), России (первое соревнование проведено в Петербурге в 1894 г.).
Зимние Олимпийские игры проводятся с 1924 г., чемпионаты мира с 1929 г. Сверхмарафонная шведская лыжная гонка на дистанцию 65,5 км «Ваза-Лоппе» (с 1922 проводится с общего старта, участвует около 9 тыс. лыжников) с 60-х гг. стала международной. В России ежегодно стартует «Лыжня России», в эти дни на лыжи становятся все – от мала до велика.
Виды лыжных соревнований:
Гонки – состязания в беге на лыжах обычно по пересеченной местности по специально подготовленной трассе. Классические дистанции: у мужчин – индивидуальные гонки на 10, 15 км (до 1952 на 18 км), 30 и 50 км, а также эстафета 4x10 км; у женщин – индивидуальные гонки на 5, 10, 15 (с 1989), 30 км (в 1978-1989 – 20 км), а также эстафета 4 x 5 км (до 1970 – 3 x 5 км). Гонки – самый массовый и популярный вид лыжных соревнований. Впервые состязания в лыжном беге на скорость состоялись в Норвегии в 1767. Затем примеру норвежцев последовали шведы и финны, позже увлечение гонками возникло и в Центральной Европе. В конце 19 – начале 20 вв. во многих странах появились национальные лыжные клубы. В 1924 была создана Международная федерация лыжного спорта (FIS, ФИС). СССР вступил в нее в 1948. В 2000 ФИС насчитывала 98 национальных федераций. Протяженность гонок может быть самой различной – от 1 км на соревнованиях младших школьников до 50 км на чемпионатах стран, мира, на Олимпиадах и до «сверхмарафонов» в 70 км и более. Сложность дистанции определяется не только ее длиной, но и перепадом высот, то есть разностью отметок над уровнем моря между местом старта-финиша и высшей точкой трассы.
Лыжные гонки входили в программы всех зимних Олимпиад, начиная с 1924, с 1925 стали проводиться чемпионаты мира. Первоначально это были только мужские состязания на дистанциях 18 и 50 км. Но программа постоянно расширялась. В 1952 на VI Олимпийских играх в Осло впервые приняли участие женщины-лыжницы. В конце 1990-х гг. лыжники разыгрывали олимпийские награды уже в десяти видах программы – по пять у мужчин и у женщин.
Лыжное двоеборье (северная комбинация) – вид лыжного спорта, включающий гонку на 15 км и прыжок с 90-метрового (первоначально с 70-метрового) трамплина. Соревнования проводятся в два дня (в первый день – прыжки, во второй – гонка). Участвуют только мужчины. Подсчет очков производится по «системе Гундерсена» (разработанной норвежским специалистом): разница в баллах, полученная на трамплине, переводится в секунды, в результате участники начинают гонку с общего старта, но с заработанным накануне гандикапом, побеждает тот, кто первым пересечет линию финиша.
По «системе Гундерсена» проводятся также и командные состязания двоеборцев, которые завершаются эстафетой 3x10 км. В 1999 появился новый вид программы двоеборье-спринт, которое проводится в течение одного соревновательного дня: после прыжка буквально через час участники выходят на старт гонки на 7,5 км (также с гандикапом). «Система Гундерсена» была заимствована гонщиками и биатлонистами: в программу их соревнований включены так называемые «гонки преследования».
Как вид спорта лыжное двоеборье зародилось в Норвегии в конце 19 в. (в России первые соревнования состоялись в 1912 вблизи Петербурга). В 1924 лыжное двоеборье было включено в программу Олимпийских игр и чемпионатов мира. В СССР двоеборье начало развиваться с конца 1930-х гг.
Прыжки с трамплина – вид лыжного спорта. Соревнования проводятся только среди мужчин со среднего (90 м) и большого (120 м) трамплинов (первоначально: соответственно 70 и 90 м). Прыжок оценивается с точки зрения техники исполнения (по 20-балльной системе) и длины полета. Участники соревнований выполняют две попытки.
Прыжки с трамплина зародились в Норвегии в конце 19 в. В большинстве норвежских городов стали строить сначала насыпные земляные трамплины, потом деревянные и из металлоконструкций. В 1897 вблизи Осло состоялись первые официальные состязания прыгунов (в России – в 1906 вблизи Петербурга). В России прыжки с трамплина начали по-настоящему развиваться лишь в конце 1940-х гг.
Параллельно с прыжками развивалось и двоеборье. В 1924 в Международной федерации лыжного спорта (ФИС) был создан технический комитет по этим дисциплинам, тогда же прыжки и двоеборье были включены в программу зимних Олимпиад и чемпионатов мира.
Горнолыжный спорт – спуск с гор на лыжах по специальным трассам, размеченным воротами, с фиксацией времени. Включает: скоростной спуск, слалом, слалом-гигант, супергигант и состоящие из них многоборья. Соревнования проводятся среди женщин и мужчин. Длина трасс в скоростном спуске 2000-3500 м, число ворот – 15-25; длина трасс в слаломе – 450-500 м, число ворот для женщин – 50-55, для мужчин – 60-75; длина трассы в слаломе-гиганте до 2000 м, число ворот 50-75; длина трассы в супергиганте – до 2500 м. Развит в Австрии, Швейцарии, Франции, Италии, Германии, США, Канаде, Норвегии, Швеции. В программе Олимпийских игр с 1936г., чемпионаты мира проводятся с 1931г.
Начало всем горнолыжным дисциплинам положил слалом, появившийся во всех странах Центральной Европы в начале 20 в. Наибольших успехов в этом виде спорта добились спортсмены альпийских стран Европы и Скандинавии.
Руководство развитием горнолыжного спорта осуществляет Международная федерация лыжного спорта (FIS, ФИС), в 1931г. был создан горнолыжный технический комитет.
Фристайл (англ. free style, букв. – свободный, вольный стиль), вид горнолыжного спорта ; включает три разновидности: 1) могул – скоростной спуск на горных лыжах по бугристой трассе с двумя обязательными «фигурными» прыжками; 2) так называемый лыжный балет – спуск с гор с выполнением различных танцевальных фигур (шаги, вращения, повороты и т. д.); 3) прыжки с трамплина с выполнением ряда акробатических фигур (сальто, пируэты и т. д.). Во всех трех видах судьи оценивают технику выполняемых прыжков или фигур (в могуле дополнительно фиксируется
время прохождения трассы).
В Комитете по фристайлу (основан в 1978г.) при Международной федерации лыжного спорта (ФИС) свыше 30 стран (1999г.). Кубок мира проводится с 1978г., чемпионаты мира – с 1986г.
Увлечение фристайлом, возникшее в Европе и США в начале 1970-х гг., за короткое время охватило весь лыжный мир. Повсюду начались самодеятельные местные соревнования, когда же их ранг возрос до уровня национальных чемпионатов и международных турниров, то возникла необходимость в унифицированных правилах. Созданный в рамках ФИС технический комитет по фристайлу выработал единый регламент соревнований.
В России фристайл появился в середине 1980-х гг. В 1986г. состоялись первые всесоюзные соревнования.
Сноубординг (англ. snowboarding, от snowboard – лыжная доска), вид лыжного спорта – спуск по снежному склону на широкой окантованной лыже (крепления для ног устанавливаются поперек линии движения).
Сноубординг возник в 1960-е гг., когда американский слаломист Джей Бартон продемонстрировал спуск по склону на изобретенной им лыжной доске (сноуборде), которым сразу же заинтересовались лыжные фабриканты. Была создана профессиональная международная федерация (ИСФ), стали проводиться соревнования с присвоением победителям титулов чемпионов мира. Но только в 1995г. был учрежден в рамках Международной федерации лыжного спорта (ФИС) технический комитет по сноубордингу. В 1996г. был проведен первый чемпионат мира.
В программе сноубординга – два вида состязаний: одно из них проводится на обычном снежном склоне, в него входят разновидности слалома и слалома-гиганта; для второго требуется специальное сооружение – желоб, напоминающий разрезанный вдоль цилиндр. По этой аналогии состязания носят название «хаф-пайп» (англ. half-pipe – полутруба). В «хаф-пайпе» спортсмен скатывается сверху вниз по своеобразной синусоиде от одного среза полутрубы к другому, совершая на ее краях прыжки-перевороты. Судьи оценивают сложность и технику выполнения прыжков.
Биатлон возник в результате соревнований, связанных с гонками на лыжах и стрельбой, проводимых на протяжении многих лет в нашей стране и за рубежом. Первые соревнования в передвижении на лыжах со стрельбой были проведены в 1767г. в Норвегии. В числе трех номеров программы 2 приза предусматривались для лыжников, которые во время спуска со склона средней крутизны попадут из ружья в определенную цель на расстоянии 40-50 шагов. Несмотря на столь ранее зарождение, биатлон не получил распространения в других странах.
Развитие биатлона в современном виде началось только в начале XX столетия. В 20-30-е годы, военизированные соревнования на лыжах были широко распространены в частях Красной Армии. Спортсмены проходили дистанцию 50 км с полной боевой выкладкой, преодолевая различные препятствия. Впоследствии военизированные гонки на лыжах с оружием видоизменялись, все больше приближаясь к спортивным соревнованиям. Так, появились гонки патрулей, состоящие из командной гонки на 30км с оружием и стрельбой на финише.
«Гонки военных патрулей» были популярны и за рубежом. Они были включены в программу, как показательные, на первых зимних Олимпийских играх в Шамони 1924г. с награждением победителей и призеров олимпийскими медалями. Такие же показательные выступления «патрулистов» прошли на II, IV, V зимних Олимпиадах. Зрелищность военизированных соревнований из-за соединения в одном состязании нескольких видов спорта, отличающихся по характеру двигательной деятельности, способствовала преобразованию гонок патрулей в новый самостоятельный вид спорта - биатлон, утвержденный в 1957г. Международным союзом современного пятиборья.
В 1958г. биатлонисты провели первый чемпионат мира. День рождения биатлона был официально провозглашен 2 марта 1958г. на первом чемпионате мира в Австрии.
Первый официальный чемпионат России по биатлону с участием в основном лыжников-гонщиков и «патрулистов» прошел на Уктусских горах под Свердловском в 1957г., в настоящее время чемпионаты страны проводятся ежегодно.
Вначале программа биатлонистов на чемпионатах страны, мира и Олимпийских игр включала один вид - лыжная гонка на 20км со стрельбой из боевого оружия (калибр 5,6; 6,5 и 7,62мм) на четырех огневых рубежах с пятью выстрелами на каждом из них. На первых трех рубежах стрельбу разрешалось вести из любого положения, а на четвертом, последнем рубеже, - только из положения стоя. За каждый промах ко времени, оказанному в гонке, начислялись две штрафные минуты. В 1965г. решением Международного союза современного пятиборья и биатлона (УИПМБ) были повышены требования к стрельбе. Во-первых, увеличили количество обязательных стрелковых упражнений из положения стоя – два (на втором и четвертом рубежах) вместо одного. Во-вторых, дифференцировали штрафное время – 1 минута за попадание во внешний круг и 2 минуты за промах по мишени. В 1966г. на чемпионатах мира и с 1968г. на олимпийских играх программу расширили введением эстафеты 4х7,5км, а затем (в 1974г. на чемпионате мира и 1980г. на олимпийских играх) спринтерские гонки на 10км. В этих же дисциплинах стрельбу ведут на двух рубежах из положения лежа и стоя. Причем в эстафете на каждом рубеже на поражение пяти мишеней можно использовать восемь патронов. Каждый промах компенсируется прохождением дополнительного штрафного круга 150м. С 1986г. на всех дистанциях используют свободный стиль. Популярность биатлона в мире значительно возросла после 1978г., когда боевое оружие заменили на малокалиберную винтовку (5,6мм), дистанцию стрельбы уменьшили до 50м, отменили 2-минутный штраф, установили размер мишеней - 4см при стрельбе лежа и 11см при стрельбе стоя (по диаметру). Биатлон стал более доступным. В настоящее время биатлон культивируют 57 стран мира. Олимпийским видом биатлон стал в 1960г.
Женский биатлон получил признание в 1984г. на чемпионате мира в Шамони (Франция). Достижения биатлонистов Советского Союза и России за 40 лет развития являют собой гордость национального и мирового спорта.
Заключение
В большинстве районов нашей страны, где зима продолжительная и снежная, занятия лыжами – один из самых доступных и массовых видов физической культуры.
Передвижение на лыжах в условиях равнинной и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков различной крутизны вовлекает в работу большие группы мышц и оказывает положительное воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную.
Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объему, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.
Исключительно велико и воспитательное значение передвижения на лыжах. Во всех видах занятий на лыжах – на уроках, на тренировках, на соревнованиях или просто на прогулках – успешно воспитываются важнейшие морально-волевые качества: смелость и настойчивость, дисциплинированность и трудолюбие, способность к перенесению любых трудностей, что особенно важно в подготовке юношей к службе в рядах Вооруженных Сил РФ.
Лыжи имеют большое прикладное значение в быту и на различных работах в условиях длительной и снежной зимы в северных и восточных районах страны, где используются охотниками, геологами, связистами, лесниками.
Доступность лыжного спорта делает его очень популярным среди школьников и молодежи. Особенно привлекают спуски со склонов различной крутизны.
Занятия на лыжах имеют образовательное значение. В ходе занятий лыжники приобретают новые знания, умения и навыки, связанные с лыжным спортом (изучают теорию лыжного спорта, закономерности подготовки, гигиену занятий физическими упражнениями и т.д.).
В нашей стране сложились две основные формы работы по лыжам лыжная подготовка и лыжный спорт.
Лыжная подготовка обязательный минимум занятий на лыжах по физическому воспитанию в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, средних и высших учебных заведениях различного профиля, в Вооруженных Силах страны; рекомендуется в качестве спортивного развлечения включать в занятия по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях и передвижение на лыжах. Лыжная подготовка проводится на основании государственных программ и обеспечивает обучение детей, подростков, юношей и всего взрослого населения страны технике передвижения на лыжах, выполнение учебных и контрольных нормативов, в том числе и нормативов любого комплекса, характеризующего физическую подготовленность всех возрастных групп страны. В процессе лыжной подготовки приобретается обязательный минимум знаний по основам техники передвижения на лыжах, методов развития общей работоспособности, подготовки к соревнованиям и т.д.; прививаются навыки самостоятельных занятий и инструкторской практики.
Лыжный спорт – один из самых массовых видов спорта, культивируемых в Российской Федерации. Наибольшей популярностью в силу доступности и характера воздействия на организм пользуются лыжные гонки на различные дистанции.
Список литературы

Антонова О.Н. Кузнецов В.С. Лыжная подготовка: Методика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М., 1999 г.
Аксельрод, С.Л.; Данилова, Л.А.; Осипов, И.Т. Физическая культура и спорт 1997 г.
Бутин И.М. Лыжный спорт – М., Изд. центр «Академия» 2000 г.
Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебное пособие для студентов пед. вузов. – М. Академия, 2000 г.
Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: учеб. пособие. 2-е изд. стереот. – М.: Советский спорт. – 224 с.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ФиС, СпортАкадемПресс, 2008 г.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315