Конспект к уроку ИЗО в 6 кл: Конструкция головы и её основные пропорции


«Учитель года» 2016-2017
Открытый урок по изобразительному искусству в 6 классе
Составила учитель изобразительного искусства
первой квалификационной категории МБОУ Астаховская СОШ
Морозова Ирина Викторовна
Планируемы результаты:
- получать представление о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица;
- понимать роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника;
- овладевать первичными навыками изображения головы человека;
- приобретать новые знания изображения в рисунке и средствами аппликации.
Цель:
- Познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы
человека, пропорциями лица
Задачи:
Образовательная:
- научить создавать портрет человека с различно соотнесенными деталями лица.
Развивающая:
- продолжить развивать наблюдательность, творческую активность.
Воспитательная:
- содействовать воспитанию эстетического вкуса, формированию умения находить красоту, гармонию во внешнем и внутреннем облике человека.
- Активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.
Формируемые УУД:
Предметные:
Обучающийся научится:
- понимать закономерности в конструкции головы человека,
- сопоставлять пропорции лица;
- наносить среднюю линию, видеть симметрию лица;
- изображать голову человека или создавать портрет с различно соотнесенными деталями.
Метапредметные:
Регулятивные:
- определять проблему в учебной деятельности;
- планировать деятельность для достижения цели в группе;
Познавательные:
- понимать информацию, представленную учителем на учебных
схемах;
- анализировать фактический материал урока: выделять главное в
изображении головы человека, доказывать важность соблюдения
пропорции при выполнении рисунка;
-сравнивать лица людей, видеть характер в портретном
изображении;
- представлять материал в форме аппликации, рисунка.
Коммуникативные:
-организовывать работу в группе и сотрудничать с одноклассниками;
-проявлять взаимодействие, взаимопомощь;
-участвовать в коллективном обсуждении результатов работы.
Личностные:
- развитие познавательных потребностей на основе интереса к
изучаемой теме урока;
- развитие творческих способностей в процессе самостоятельной
работы в группе;
- развитие эстетических чувств;
- выработка уважительно-доброжелательного отношения к
непохожим на себя.
Основные понятия:
Пропорция, симметрия
Ресурсы:
- основные: альбом, карандаши ТМ, 2М, ластик, цветная бумага, клей.
- дополнительные : презентация, мультимедийное оборудование.
Формы урока:
Фронтальная, групповая.
Тема: «Конструкция головы человека и её основные пропорции»
I. Организация класса.
-Здравствуйте, ребята.
-Меня зовут Ирина Викторовна.
-Я рада, что урок изобразительного искусства я буду вести в вашем классе.
-Посмотрите друг на друга улыбнитесь. Я вижу, вы все готовы к уроку и поэтому мы хорошо и творчески поработаем.
Обратите внимание, я принесла на урок шары, на что они похожи?
Голова- это самая выразительная часть человеческой фигуры.
Вопрос: Как вы думаете, о чём пойдет речь на этом уроке?
Сформулируйте тему урока.
Тема урока: «Конструкция головы человека и её основные пропорции».
II.Постановка цели урока.Сформулируем цели нашего урока: Что узнаем? Чему будем учиться? А помогут вам слова подсказки прикрепленные по классу.
1.Познакомиться с основными пропорциями головы человека;
2.Создать или изобразить портрет, соблюдая пропорции.
III. Изучение нового материала.
Сегодня мы поговорим о портрете. Портрет - один из сложнейших жанров изобразительного искусства. Я вам прочту стихотворение поэта Николая Заболоцкого, а вы после прочтения должны ответить на вопрос:
Вопрос: С чем сравнивает автор лица в своём стихотворении?
Карточка №1 подчеркните нужные слова
Николай Заболоцкий писал:
Есть лица подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобные жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
(с жалкими лачугами, темницами, башнями и пышным порталом.)
Вывод: ОКАЗЫВАЕТСЯ КАКИЕ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ ЛИЦА.
Приглашаю вас полюбоваться картинами известных художников Жан-Луи Вуаля «Портрет девочки в шляпе» и Василия Тропинина «Портрет сына».

Вопрос: Скажите, что художники смогли передать на изображении портретов своих героев?
(- Красоту лица человека, характер.)
Глядя на портрет можно понять, какой человек добрый или злой, приятный или милый.
А вот теперь посмотрите на этот шар.
Вопрос: Правильно ли на этом шаре изображено лицо? Причина в том, что юный художник не знал пропорции. Чтобы с вами такого не произошло, когда придется изображать голову человека, я предлагаю вам самостоятельно поработать в группах.
Прошу быть в работе дружными, активными и творческими.
Каждая группа получает задание. На работу отводиться 2 мин.
Работая в группе, распределите, кто на какой вопрос будет отвечать.
Начнем проверку выполненных заданий по группам
О форме и конструкции головы нам расскажет 1 группа.
Задание для группы №1.
В учебнике на стр.102
Изучить конструкцию головы.
Рассказать по плану:
1.Какая форма головы человека? И каких 2 частей состоит голова?
2. Где находиться линия глаз?
3. Какие части головы находятся над линией глаз и ниже линии глаз?
Как быть с рисованием глаз, носа, ушей нам расскажет 2 группа.
Задание для группы №2.
В учебнике на стр. 103
1. Определить, где на лице располагаются глаза?
2.Определить какова форма и ширина носа?
3. Определить, где находиться рот?
4. Определить местоположение ушей
В действительности все лица отличаются своей индивидуальностью и пропорциями. И о пропорциях нам расскажет 3 группа.
Задание для группы№3
В учебнике на стр.103- 104
Дать понятие определению пропорции.
1.Что такое пропорции?
2.Где и кем были придуманы первые пропорции тела человека?
3.Как назывался знаменитый трактат?
Молодцы вы были активными и замечательно поработали. Давайте поиграем в детективов и составим фоторобот пропавшего человека.
Я предлагаю вам немного отдохнуть.
IV. Физкультминутка
V. Практическая работа.Теперь вы знаете, что такое пропорции головы человека. Предлагаю творчески поработать. Возьмите карточку №3. Каждый из вас может выбрать и выполнить одно из заданий.
Желаю вам успеха!
Задание №1. Используя основные правила изображения головы человека, используя готовые вырезанные формы головы и частей лица, создай аппликацию.
Задание №2. Используя основные правила изображения головы человека, на альбомном листе изобрази портрет близкого человека.
Во время практической работы учащихся учитель делает целевые обходы:
контроль за правильностью выполнения задания.
оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения в работе.
контроль объема и качества выполнения работы.
VI. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся. 2. Оценивание работ учащихся.
3аключительное слово .Учитель. Сегодня вы сделали первый шаг в освоении техники изображения головы человека. А для её совершенствования вы должны, как можно чаще рисовать портреты.
Домашнее задание:
1.Повторить пропорции головы человека (учеб., с. 102-104)
* Подготовить сообщение об истории развития русского портрета.
Методическая литература:
1.Наброски и зарисовки. А.О. Барщ. Издательство «Искусство» Москва, 1970.
2.Изобразительное искусство. И.П.Глинская Методика обучения в 4-6 классах, учебно-методическое пособие-К: Радянска школа, 1981
3.Учебный рисунок. Ростовцев Н.Н. Учебное пособие для пед. Училищ. М.Просвещение», 1976.
4.Основы изобразительной грамоты. Рисунок, живопись, композиция Беда Г.В.Учебное пособие для студентов пед. Институтов по спец.»Черчение, рисование и труд»-2-е изд. Перераб, 1981
5.Учебное рисование. Костерин Н.П. Издательство «Просвещение»1980
6.Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского.-5-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Как изобразить глаза, нос, уши нам расскажет 2 группа.
Задание для группы №2.
В учебнике на стр. 103
1. Определить, где на лице располагаются глаза?
2.Определить какова форма и ширина носа?
3. Определить, где находиться рот?
4. Определить местоположение ушей
Задание для группы №2.
В учебнике на стр. 103
1. Определить, где на лице располагаются глаза?
2.Определить какова форма и ширина носа?
3. Определить, где находиться рот?
4. Определить местоположение ушей
ИРИНА
ВИКТОРОВНА
Задание для группы №2.
В учебнике на стр. 103
1. Определить, где на лице располагаются глаза?
2.Определить какова форма и ширина носа?
3. Определить, где находиться рот?
4. Определить местоположение ушей
1 группа
2 группа
3 группа