Методика обучения технике бега на средние и длинные дистанции»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 г. Салехард
Методическая разработка
по легкой атлетике:
«Методика обучения технике бега на средние и длинные дистанции»
Учитель физической культуры
Синицын Илья Геннадьевич
2014 год
Методика обучения бегу на короткие и длинные дистанции.
ЗАДАЧИ СРЕДСТВА Организационно-методические указания
1.Создать у занимающихся представление о технике бега на средние и длинные дистанции. 1.Объяснение особенностей бегового шага.
2.Демонстрация техники бега на дистанции 300-400м.
3.Объяснение правил соревнований.
4.Опробывание учащимися показанного бега.
5.Бег с высоким подниманием бедра с переходом на обычный бег на отрезках 30-40м.
6.Бег с высоким подниманием бедра в яме с песком с выбеганием на беговую дорожку.
7.Прыжки с энергичным выносом бедра вверх-вперед. Использовать кинограммы, фото и кинокольцовки.
Показ техники идеальный, образцовый. При отработки техники бега юноши бегут 200-400м.,а девушки 100-200м. в заданном темпе
2.Обучить технике бегового шага, упругой постановке стопы на грунт. 1.Ходьба и легкий бег на передней части стопы.
2.Бег на месте с переходом на обычный бег на отрезках40-80м.
(3-4 раза)
3.»Семенящий» бег с переходом на обычный на отркзках30-40м. (4-5 раз)
4.Бег на отрезках40-40м. (5-6 раз) Обращать внимание на бесшумность передвижения. Стопу ставить на грунт с передней части.
3.Обучить правильному отталкиванию от грунта и выносу бедра маховой ноги. 1.Пражки с ноги на ногу с небольшим продвижением вперед.
2.Прыжки по отметкам с плавным переходом на бег по отрезкам до 20-60м.
3.Пружинистый бег в яме с песком с последующим выбеганием на беговую дорожку.
4.Бег в упоре, акцентируя вынос колена вперед-вверх, с последующим переходом на бег по дорожке на 80-120м. При выполнении специальныхупражнений необходимо: в момент отталкивания ногу энергично и полностью разгибать во всех суставах, туловище подавать вперед и сохранять прогиб в пояснице.
4.Обучить правильному движению рук во время бега. 1.Демонстрация правильного движения рук при беге на отрезках100-2—м.
2.Стоя на месте выполнять движения рук, как при беге.
3.То же, но во время бега на месте с последующим переход на бег с продвижением вперед.
4.Легкий бег с руками за спиной на отрезках20-30м. с переходом на бег с обычным движением рук на отрезках до 80м. Следить за движением туловища, плечи не поднимать одновременно с движением рук. Голову держать прямо, смотреть вперед, следить за плавным переходом к бегу на дистанции
5.Обучить технике бега по повороту. 1.Бег по кругу диаметром 25-30м.
2. То же, но выбегая на прямую по касательной.
3.То же ,но вбегая с прямой в круг.
4.Пробегание по виражу 3-4 раза. Необходимо наклонить туловище внутрь круга, движение руки с внешней стороны круга больше.
6.Обучить высокому старту и стартовому разгону. 1.Демонстрация бега с высокого старта.
2.Принятие положения по командам «На старт!», «Внимание!» и бег по команде «Марш!» на отрезке 15-20м.
3.То же ,но по звуковому сигналу, постепенно увеличивая пробегаемый отрезок и переходя на бег по дистанции.
4.То же в начале виража Каждый бегун изучает старт индивидуально, а затем в группе по5-6 человек.
После команды «Марш!» или звукового сигнала бегу развивает скорость чтобы занять выгодную позицию.
7.Совершенствовать технику бега в целом. 1,Бег на различные дистанции (400-1500м.) с финишным усилием в конце. Особое внимание обращать на ритмичное дыхание и равномерность бега по дистанции. установить индивидуальные особенности в технике бега занимающихся.
Возможные ошибки
Соблюдение правильной осанки:
Существенные ошибки: сильный уклон туловища вперед, иногда со сгибанием в тазобедренных суставах. Туловище отклонено назад. Мелкие ошибки: голова опущена вперед или отклонена назад. Во время бега голова меняет положение наклоняясь вперед, в сторону, назад. Плечи подняты, голова втянута в плечи, плечи сведены вперед, спина сутулая.
Работа рук:
Существенные ошибки: закрепощены плечевые, локтевые суставы. Руки сильно или судорожно выпрямлены. Поперечная работа рук вызывающая значительные раскачивания туловища. Мелкие ошибки: закрепощены локтевые суставы, поперечная работа рук не вызывающая раскачивание туловища. Движение кистей не по дугам, а по волнообразным траекториям близким к горизонтальным.
Постановка стоп на дорожку.
Существенные ошибки: ступни сильно развернуты к наружи, постановка с пятки при отсутствии «загребающего»движения ногой. Широкая постановка стоп при беге. Мелкие ошибки: не большой разворот стоп к наружи. Постановка с пятки или на весь след без «натыкания» на ногу. Постановка с носка без последующей амортизации в голеностопном суставе.
Движение бедра маховой ноги.
Существенные ошибки: бедро сгибается менее чем на 45ок вертикали. Отсутствие активного опускания бедра при постановке ноги на дорожку. Сгибаемое бедро отводится наружу. Мелкие ошибки: бедро сгибается от 45о до 69о к вертикали при этом активное опускание бедра при постановке ноги на дорожку выражено слабо, бедро приводитсяво во внутрь пересекая сагиттальную плоскость.
Легкость и широкая амплитуда бегового шага
Существенные ошибки: неполное разгибание ноги в коленом и тазобедренном суставах при отталкивании. Угол отталкивания более70о , слабое сгибание голени маховой ноги. Излишнее закрепощение коленом и голеностопном суставах. Мелкие ошибки: угол отталкивания более 60о , не достаточное полное сгибание голени в момент приземления (более 90о) и в момент вертикали (более 45о).
Бег с ускорением:
Существенные ошибки: потеря свободы движения во время набора скорости. Изменение осанки при наборе скорости, неравномерный набор скорости, резкая остановка в конце пробежки, значительное уменьшение длины шагов при возрастании темпа. Мелкие ошибки: быстрый набор скорости, неполная скорость в конце пробежки, набор скорости только за счет увеличения длины шагов или только частоты.
Положение «На старт!» (высокий старт)
Существенные ошибки: стойка в полоборота к направлению бега. Сзадистоящая нога отставлены от стартовой линии более чем на 2,5 ступни, тяжесть тела на сзадистоящей ноге. Видимое закрепощение позы. Мелкие ошибки: не параллельное расположение ступней, сзадистоящая нога опирается на весь след.
Положение «Внимание!»
Существенные ошибки: резкий наклон вперед, вызывающий потерю равновесия, наклон туловища вперед без сгибания ног в коленом суставе. Мелкие ошибки: широкое разведение рук или ног. очень низкое подседание (впередистояшая нога сгибается на 90о или больше).
Действия по команде «Марш!»
Существенные ошибки: резкий наклон вперёд, вызывающий потерю равновесия. Наклон туловища вперёд без сгибания ног в коленных суставах. Движение вперед начинают одноименные рука и нога. Одновременно с выносом бедра (в 1шаге)выпрямляется туловище. Мелкие ошибки: недостаточно свободны движения, низко опущена или запрокинута назад голова.
Стартовый разгон.
Существенные ошибки: аритмичный бег, малая частота шагов, чрезмерно растянутые шаги. Частые скованные движения с короткой амплитудой.
План-конспект для проведения занятий по волейболу
Задачи занятия: 1. Закрепление техники приема и передач мяча двумя руками сверху и снизу. 2. Обучение доставанию уходящего мяча и возвращение его в игру. 3.закрепление изученных элементов в учебной игре.
Учебная цель: добиться принятия правильного исходного положения при выполнении приема мяча и слитности работы рук и ног при выполнении передач после перемещения.
Метод: индивидуальный, групповой
Место занятия: спортивный зал.
Материальное обеспечение: волейбольные мячи
№ п/пУчебные вопросы время Краткое содержание, методические рекомендации, применяемые ТСО
Подготовительная часть 20 мин.
1 Организация учащихся 2мин Построение, проверка готовности к занятию. Сообщение задач занятия и ТБ
2 Подготовить организм к дальнейшей работе. 8мин -равномерный бег
- разновидности перемещений волейболиста в сочетании с имитацией технических приемов
- специально-беговые упражнения
3 Развитие гибкости 10мин - обще-развивающие упражнения
- упражнения на растяжку: в парах и индивидуально (у гим-кой стенки повороты и наклоны при фиксированном хвате, наклоны из положения сидя, скручивания и т.д.)
Основная часть 50 мин
1 Закрепление технике приема и передач мяча
-закрепление навыка выхода под мяч: добиваться правильного положения рук и ног, точного доведения мяча до партнера. 15 мин -перекаты мяча по полу с последующим перемещением и ловлей
-то же с броском от головы (и.п. для передачи сверху)
-прием мяча снизу после набрасывания партнером: а) принимающий выполняет многоскоки; б)принимающий выполняет челночный бег лицом-спиной на 2м.
- передачи в парах после перемещения
.
2 Обучение доставанию уходящего мяча и возвращение его в игру: добиться правильного действия руками с отклонением туловища 10 мин -Ученик направляет мяч с отскоком от пола в глубину площадки – партнер выполняет ускорение к мячу, выполняет возврат мяча двумя руками снизу, располагаясь спиной к площадке.
3 Закрепление техники верхней подачи: обратить внимание на подрос мяча и положение локтевого сустава при ударе по мячу. 10мин. -Многократное выполнение подач по зонам 5,6,1.
4 Закрепление изученных элементов в учебной игре 15мин
-задачи на игру: индивидуальные тактические действия по выбору места и варианта подачи; выбор варианта приема мяча.
Заключительная часть 20 мин.
1 Развитие мышц брюшного пресса 10 мин.
3*15раз - Поднимание туловища из положения, лежа спине ноги согнуты в коленях. Руки за головой.
2 Подведение итогов занятия,
Упражнения на расслабление. 5 мин.