Методическая разработка на тему Методика обучение технике бега на средние и длинные дистанции


Методика обучения техники бега на средние и длинные дистанции
При обучение техники бега на средние и длинные дистанции решаются следующие задачи:
Задача 1. Создать у занимающихся представление о технике бега на средние и длинные дистанции.
Упражнение 1. Краткий рассказ о беге на средние и длинные дистанции.
Методические указания. Рассказ должен быть образным, интересным и занимать не более 5 мин.
Упражнение 2. Демонстрация техники бега на средние и длинные дистанции.
Методические указания. Сначала показать технику бега сбоку, затем спереди и сзади, используя различную скорость передвижения.
Упражнение 3. Пробегание, занимающимся пробежать 2-3 раза по 80-100 м.
Методические указания. Наблюдать за выполнением бега и выявить общие ошибки, характерные для всех занимающихся.
Задача 2. Обучить основным элементам техники бегового шага.
Упражнение 1. Имитация положений ног, рук, туловища, головы, стоя у гимнастической стенки. Бег на месте в упоре с высоким подниманием бедра.
18288007048500
Рис.1. Бег на месте в упоре.
Методические указания. Выполнять фронтальным способом, обращая внимание на моменты постановки ноги, вертикали, окончания отталкивания. Туловище под углом 50°. Поочередно быстрые отталкивания от опоры с подниманием бедра выше горизонтали. Обращать внимание на полное разгибание опорной ноги. Туловище и опорная нога составляют прямую линию. Нога ставится на опору, на переднюю, часть стопы (пятка не касается опоры).
Упражнение 2. Имитация движения рук, стоя на месте на носках (одна нога впереди, другая сзади), туловище вертикально.
Методические указания. Сохранять вертикальное положение головы и туловища. Выполнять упражнение фронтальным способом. Сохранять ритмичный темп движений. Плечи не поднимать. Следить, чтобы не было напряженности в области шеи и плеч. Движения руками выполнять с большой амплитудой. Упражнение выполняется: в наклоне; с постепенными выпрямлением туловища; в различном темпе.
16002003429000
Рис. 2. Беговые движения руками.
Упражнение 3. Медленный бег на передней части стопы.

Рис.3. Бег на передней части стопы.
Методические указания. Выполнять в колонне по одному. Не касаться пятками поверхности.
Упражнение 4. Бег с высоким подниманием бедра с переходом на обычный бег.

Рис.4.
Методические указания. При выполнении упражнения сохранять вертикальное положение туловища, руки согнуты в локтях; переход к обычному бегу плавный, почти незаметный.
Упражнение 5. Семенящий бег с переходом на обычный бег.
Методические указания. Выполнять в колонне по одному. Следить за постановкой ноги и постепенным увеличением амплитуды подъема бедра.
Упражнение 6. Бег на месте и с продвижением вперед с постановкой ноги на передней часть стопы.
Методические указания. Выполнять в колоне по одному. Не касаться пятками поверхности. Бег с постановкой ноги на переднюю часть стопы надо проводить в медленном темпе и чередовать с ходьбой, что способствует развитию у учащихся выносливости. Общую длину дистанции постепенно доводят до 300 м (50 м бег, 50 м ходьба и т.д.).
16002004826000
Рис.5. Бег с постановкой ноги на передней часть стопы.
Задача 3. Обучить технике бега по прямой с равномерной и переменной скоростью.
Упражнение 1. Ускорения на отрезках 60-80 м.
Методические указания. Обратить внимание на постепенное наращивание скорости.
Упражнение 2. Ускорение с удержанием скорости на отрезках 60- 100 м.
Методические указания. Обращать внимание на быстрое наращивание скорости и плавное удерживание.
Упражнение 3. Бег на 100-200 м с равномерной скоростью по заданию преподавателя.
Методические указания. Сохранять среднюю скорость бега - 5 м/с, в случае отклонения от заданного времени более чем на 1 с пробегание повторять.
Упражнение 4. Бег на 100-200 м с переменной скоростью по заданию преподавателя.
Методические указания. Выполнять в группе в беге по кругу по свистку. Следить за плавностью наращивания и снижения скорости бега.
Упражнение 5. Быстрый набор скорости и переход на свободный бег на 80-120м.
Методические указания. Следить за плавностью перехода от быстрого бега к медленному.
Специальные беговые упражнения
В целях успешного овладения техникой бега применяют специальные беговые упражнения, например:
Упражнение 1. Чтобы приучить к прямолинейному бегу, применяют бег по узкой дорожке шириной 20—25 см и бег по одной линии.
Рис.6.Прямолинейный бег.
Упражнение 2. При недостаточном выпрямлении толчковой ноги применяют специальное упражнение — бег прыжками.

Рис.7. Бег прыжками
Методические указания. Лучше это провести в виде игры-соревнования: прыжки по поперечным отметкам (через 6—8 ступней) на дорожке 20—30 м.
Упражнение 3. Недостаточное высокое поднимание бедра исправляется специальным упражнением — бегом с высоким подниманием бедра.

Рис.8.Бег с высоким подниманием бедра
Упражнение 4. Бег можно проводить через набивные мячи или другие не очень высокие предметы, расположенные по прямой линии через 80—100 см. Методические указания. Чтобы преодолеть препятствия, занимающиеся вынуждены высоко и быстро поднимать бедро. При выполнении этого упражнения необходимо следить, чтобы занимающиеся, поднимая высоко бедра, не подседали на опорной ноге и не откидывали туловища назад.

Рис.9. Бег через предметы.
Упражнение 5.Недостаточное складывание маховой ноги в момент вертикали исправляется специальным упражнением — повторным бегом с активным захлестыванием голени назад.

Рис.10. Бег с захлестыванием
Упражнение 6.Часто свободным движениям рук мешает неподвижность плечевого пояса. Чтобы устранить этот недостаток, применяется бег, держа руки за спиной или на поясе. Методические указания. Такое положение рук заставляет бегущего выводить плечо вперед в такт движениям ног.
31337253429000
Рис.11. Бег держа руки за спиной или на поясе
Упражнение 7. Быстрый бег с ускорением на 30—40 м с включением «свободного хода» завершает изучение техники бега по дистанции.
Упражнение 7. Быстрый бег с ускорением на 30—40 м с включением «свободного хода» завершает изучение техники бега по дистанции.

Рис. 12. Быстрый бег
Методические указания. При обучении преподаватель должен помнить об основных требованиях к технике — это прямолинейность бега; полное выпрямление толчковой ноги в сочетании с выносом вперед бедра маховой ноги; захлестывание голени маховой ноги в момент вертикали; свободная и энергичная работа рук; прямое положение туловища и головы; быстрая и мягкая постановка стопы (с носка) на грунт.
Задача 4. Обучить технике бега по повороту.
Упражнение 1. Бег змейкой.

Рис.13. Бег змейкой
Методические указания. Выполнять в колонне по одному за направляющим по заранее намеченному маршруту. Следить за постановкой стоп и положением туловища.
Упражнение 2. Бег по кругу диаметром 20-30 м.
Методические указания. Выполнять против часовой стрелки, следить за изменением наклона туловища внутрь круга и изменением работы рук.
Упражнение 3. Выбегание с виража на прямую.
Методические указания. При выходе на прямую шаг должен быть свободным, размашистым. Необходимо набранную скорость сохранять, обращать внимание на увеличение длины шагов и выпрямление туловища, на увеличение частоты шагов и работу рук.

Рис. 14. Бег по виражу.
Упражнение 4. Вбегание с прямой в вираж.
Методические указания. Обращать внимание на увеличение частоты шагов и работы рук.
Упражнение 5. Повторный бег по виражу.
Методические указания. Следить за постановкой стоп и положением туловища.
Упражнение 6. Бег змейкой между стоек.
Методические указания. Выполняется в колонне по одному за направляющим по заранее намеченному маршруту.

Рис.15. Бег змейкой между стоек.
Упражнение 7. Бег с изменением направления движения.
Методические указания. Следить за выполнением убегания флажков.

Рис.16.Бег между флажками
Задача 5. Обучить технике высокого старта.
Упражнение 1. Изучение стартовых положений: «На старт!», «Марш!», «Внимание», «Марш» и стартовые ускорения.
27997155651500
Рис.17. Положение при команде «На старт!», «Внимание!».
Методические указания. Выполнять фронтальным или групповым методом. Контролировать удобство и устойчивость стартовых положений. Обучать стартовым положениям надо всех занимающихся сразу, при этом обратить особое внимание на положение по команде «Внимание». Это положение должно быть устойчивым и удобным для начала бега. Паузу между командами «Внимание» и «Марш» можно удлинять. Первые старты не следует бегать в полную силу.
Упражнение 2. Высокий старт по прямой и на повороте.
Методические указания. Выполнение стартов по одному. Выполнять не в полную силу.
Упражнение 3. Высокий старт по прямой и на повороте.
Методические указания. Выполнение стартов в группе. Выполнять с максимальной скоростью.

Рис. 18. И.п. при выполнение упражнения..Упражнение 4. Выполнение стартов в группе с поворота.
Методические указания. Построить группу на дорожке уступом, бежать под общую команду.
Упражнение 5. Максимальное ускорение со старта на отрезке 30-50 м.
Методические указания. Выполнять максимально быстро с наклоном вперед. По мере освоения техники старта пробежки со старта удлиняют, скорость стартовых пробежек увеличивают.
Задача 6. Обучить умению бежать с равномерной скоростью на разных отрезках.
Упражнение 1 . Повторный бег на 200 м.
Методические указания. Пробежать группой за 40-45 с. При отклонении на 1 с от задания бег повторить.
Упражнение 2. Повторный бег на 400 м.
Методические указания. Показать одинаковое время на первой и второй половине дистанции.
Упражнение 3. Повторный бег на 600 м.
Методические указания. Показать одинаковое время бега на 200 м.
Упражнение 4. Бег 4x200 м через 1 мин отдыха.
Методические указания. Показать одинаковое время бега на 200 м.
Упражнение 5. Бег 4x200 м через 1 мин отдыха.
Методические указания. Бегун сам сообщает время бега на отрезках, а преподаватель сравнивает его с реальным.
Задача 7. Совершенствование техники бега на средние и длинные дистанции.
Упражнение 1. Переменный бег от 200 до 2000 м.
Методические указания. Следить за стабильностью техники и совершенствованием умения увеличивать скорость.
Упражнение 2. Бег от 400 до 1200м.
Методические указания. Добиваться умения удерживать нужную равномерную скорость движения и стараться не отклоняться от заданного результата.
Упражнение 3. Бег от 400 до 1200 м с ускорением на последних 100 м.
Методические указания. Добиваться умения удерживать равномерную скорость, стабильную технику и ритм дыхания.
Упражнение 4. Бег в затрудненных условиях (дождь, ветер, мягкий грунт и т.п.).
Методические указания. Обращать внимание на вариативность техники в зависимости от условий.
Упражнение 5. Участие в соревнованиях.
Методические указания. Добиваться максимального результата.
Задача 8. Ознакомить с техникой финиширования и поведением бегуна после бега.
Упражнение. Удлиненные пробежки с ускорением в конце дистанции и с пересечением линии финиша.
Методические указания. Технику финиширования учащиеся изучают, совершая броски на финиши, предварительно пробежав 20—25 м по одному, затем — группой. При изучении техники финиширования обнаруживаются следующие ошибки: прыжок на финишную линию; преждевременный наклон туловища вперед (за несколько шагов до финиша); растягивание последних шагов. Эти ошибки исправляются пробеганием линии финиша на полной скорости.