Методическая разработка внеклассного урока «Лидер XXI века»


Методическая разработка внеклассного урока «Лидер XXI века»
среди учащихся старшего звена.

Тема урока: «Все о словесности, об искусстве»
Цель: выявить одаренных учащихся по гуманитарному направлению
Задачи:
-формировать интеллектуальные умения и навыки, опыт творческой деятельности
учащихся;
- развивать креативное мышление, ораторское искусство уч-ся;
- эстетическое воспитание уч-ся
Средства обучения: интерактивная доска, Интернет, наглядные пособия
Тип внеклассного урока: интеллектуальная игра «Лидер XXI века»
Участники: учащиеся 9 «А», 10 «€» классов, ведущие: учащиеся 8 «А» класса
Ход внеклассного урока:
1-ведущий: Добрый день, уважаемые учителя, участники интеллектуальной
игры«Лидер XXI века» и зрители!
Тема нашей игры: «Все о словесности, об искусстве »
Цель игры: показать свои интеллектуальные способности, ораторское искусство
Участники игры: команда «Интеллект» - учащиеся 9 «А» класса;
команда «Муза души» - учащиеся10«€»класса.
Члены команды «Интеллект»: Канатова Адия, Дугалиева Назерке, Болат Айдын,
Айткалиева Айгерим.
Члены команды «Муза души»:Ахметканова Акерке , Оразбекова Айдана,
Сейфоллаева Айгерим,Жайлаугалиева Айгерим.
2-ведущая: Условие игры: игра состоит из трех туров. Первый тур будет
проводится для всех участников игры. Будут задаваться легкие вопросы по
русскому языку и русской литературе, надо будет отвечать сразу. Кто первым
подаст знак, тот будет отвечать первым. Если ответить неправильно или не
ответит, отвечает любой другой участник игры, подавший первым знак. Всего
будем задавать двадцать вопросов. Выбывает из игры тот участник, который набрал
мало баллов. Счетная комиссия объявляет итоги каждого тура и баллы каждой
участницы.
Второй тур начинает тот участник игры, который в первом туре набрал
наибольшее количество баллов, участвуют все члены команды. Участник
выбирает ячейку из четырех ячеек одну, затем выбирает следующую ячейку , в
которой ответ зачитывается десятью или пятью баллами и отвечает. Если
правильно ответил, ответ зачитывается тем баллом вопроса, которого участник
выбрал. Если не ответит или неправильно ответит, то другие участники, подав
знак, могут ответить, ответ зачитывается так же. Игра так продолжается с каждым
участником. Из игры выбывает тот участник, который набрал наименьшее
количество баллов. В данном туре задания сложные. (Счетная комиссия объявляет
баллы каждого участника игры второго тура)
1-ведущая: Третий тур начинает тот участник игры, который во втором туре
набрал наибольшее количество баллов. В третьем туре проверяется ораторское
искусство участников, обращается внимание на словарный запас, убедительность,
актуальность мышления. Вам было дано опережающее задание, продумать свое
выступление на тему «Владения тремя языками – условие собственного
благополучия». Третий тур зачитывается баллами от одного до десяти баллов.
(Счетная комиссия объявляет баллы каждого участника во всех трех турах и
победившую команду) Победителем игры становится та команда, в котором участник
команды во всех турах получал наибольшее количество баллов. Ему вручается
похвальная грамота «Лидер двадцать первого века» . В зале просим не подсказывать,
соблюдать тишину.
А нашим участникам удачи. И так готовы, начинаем первый тур игры:
2-ведущая: Первый тур: (После каждого вопроса, правильно или неправильно)
1.Сколько букв и звуков в русском алфавите? ( 33б., 46зв.)
2. Назовите произведение древнерусской литературы?( «Слово о полку Игореве»)
3.Назовите гласные буквы и звуки.(Гласные буквы- 10: а,о,у,э,ы,и,е,е,ю,я);гласные
звуки-6: а,о,у,э,ы,и)
4.Назовите автора «Сказки о рыбаке и рыбке» (А.С.Пушкин)
5.Какой раздел русского языка изучает состав слова? ( Морфемика)



6.Назовите основные направления русской литературы девятнадцатого века и их
представителя?(Классицизм- М.В.Ломоносов; сентиментализм – Н.Карамзин)
7.Общая часть однокоренных слов называется ( корнем слова).
8.Назовите знаменитого русского баснописца.(И.А.Крылов)
9.Назовите парные звонкие и глухие согласные.
( Парные звонкие: б,в,г,д,ж,з Парные глухие: п,ф,к,т,ш,с)
10.Основные направления русской литературы первой половины девятнадцатого века
и их представителя.( Романтизм- Жуковский, ранний Пушкин, ранний Лермонтов;
реализм- Пушкин, Гоголь,Лермонтов)
11.Изменяемая часть слова называется (Окончание)
12.Назовите поэтов-писателей русской литературы первой половины девятнадцатого
века. (Пушкин,Лермонтов,Гоголь)
13.Что такое омонимы?Приведите один пример (Омонимы- это слова одинаковые по
правописанию и произношению, но разные по лексическому значению)Луг-лук,
ключ-ключ)
14.Назовите жанры русской литературы.( Поэзия:стихотворения,поэмы; проза:
рассказы,повести,романы; драма: комедия, трагедия, пьеса)
15.Что изучает раздел русского языка морфология? (Части речи)
16.Автор повести «Капитанская дочка».( А.С.Пушкин)
17.Дайте определение склонения существительных.(Изменение окончаний
существительных по падежам, по вопросам называется склонением)
18.Кто автор поэмы «Мцыри»? (Лермонтов)
19.Назовите только твердые и только мягкие согласные.(Только твердые: ж,ш,ц;
только мягкие: ч,щ)
20.Назовите автора и название стихотворения, где есть строка: «Любви, надежды,
тихой славы» (А.С.Пушкин «К Чаадаеву»)
Вопросы первого тура закончились, слушаем результаты первого тура.(Объявляем кто выбывает
из игры , отражаем итоги на интерактивной доске)
1-ведущая: Условие второго тура всем ясно? Выбирает ячейку первым, набравший в
первом туре наибольшее количество баллов.(Называете Ф.И.).Выбирайте



ячейку, затем ячейку с баллами десять или пять. Далее игра так же
продолжается.
Второй тур:
1.Задания ячейки «Русский язык»:
Ячейка «Орфография»: 10б.Вместо точек в словах вставить буквы.
Плачет принцесса,одетая в шлк,(е)
А глупый король не возьмет никак в толк.
Придворные шпотом держат совет,(е)
Ведь явных причин для истерики нет.
Орфография: 5б. Вместо точек в словах вставьте Ьили Ъ.
Вются, кружатся снежинки, (ь)
Бются в двери и окно,(ь)
Вюга замела тропинки,(ь)
Везды в город и село.(ъ)
Шарик сежился в подезде- ( ъ)
Сесть бы что-нибудь сейчас! (ъ)
2.Ячейка «Морфология»: 10б.
- Что называется спряжением? По неопределенной форме глагола, определите
спряжение глаголов: смотреть(2), играть(1), ответить(2), брить(1),
дышать(2), читать(1),ненавидеть(2)
5б.Особая форма глагола, обозначает признак предмета по действию называется
Приведите один пример (Причастие, например:читающий,прочитавший)
3.Ячейка «Синтаксис»
10б.В предложении расставить знаки препинания: Ученик который
учится без желания это птица без крыльев.(Перед союзом который запятая,
перед словом это тире)
5б. Скажите, чем осложнено предложение: Ум, направленный на одно отрицание,
бледнеет, сохнет.(Причастным оборотом и однородными сказуемыми)
2.Задания ячейки «Русская литература»:
10б. Назовите произведения Пушкина, переведенные на казахский язык и кто из
казахских поэтов первым перевел? ( «Сказка о рыбаке и рыбке», «Капитанская
дочка», «Письмо Татьяны к Онегину», «Письмо Онегина к Татьяне»; Абай
Кунанбаев)
5б. Кто в рассказе Чехова «Хамелеон» меняет свое отношение к собаке несколько
раз, как «хамелеон»?(Полицейский надзиратель Очумелов)
3.Задания ячейки «Живопись»:
10б.Кто авторы известных портретов А.С.Пушкина и кто автор какого
портрета?(На интерактивной доске показываются портреты Пушкина)
( Художники: Кипренский(строгий портрет), Тропинин(в домашнем халате )
5б.Назовите название картины и кто из казахстанских художников автор?
( На интерактивной доске показывается картина «Абай»)(Картина «Абай»,
автор –Абылхан Кастеев)
4.Задания ячейки «Музыка»:
10б. Кому посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновенье» и кто из русских
композиторов написал музыку к нему?» (Анне Керн, музыку написал Глинка)
5б. Назовите известного казахского композитора, создателя данного кюй и как
называется, прослушанный вами кюй?(Звучит музыка) (Курмангазы, кюи
«Балбырауын»)
1-ведущая: Слово счетной комиссии, объявляет результаты участников
второго тура.( на интерактивной доске показываются баллы участников
второго тура ).
2-ведущая: На третий тур было дано опережающее задание: подготовиться
к ораторскому искусству на тему: «Владение тремя языками – условие
собственного благополучия». Первым выступает участник, набравший во
втором туре наибольший балл. Оценивается баллом от одного до десяти баллов .
Условие знаем.
Ответы будут оценивать учителя русского языка и литературы .
Слово учителю русского языка и литературы: (Ф.И.О учителя)







15