Использование цитат и афоризмов на уроках биологии как средство в формировании здорового образа жизни у студентов первых курсов ГБПОУ

О.В. Харсеева
преподаватель естественно математических
дисциплин ГБПОУ
«Михайловский профессионально-
педагогический колледж
имени В.В. Арнаутова»

Использование цитат и афоризмов на уроках биологии как средство в формировании здорового образа жизни у студентов первых курсов ГБПОУ

Свою статью хочу начать с цитаты из исторического трактата Геродота Галикариасского: «Твое здоровье – чистый воздух, вода, пища. Вставай утром с радостью, ложись спать с улыбкой. Ты радуешься, улыбаешься – значит ты здоров. Не лечи болезнь, лечи свою жизнь, живи по законам природы, разума. Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум». Читая эту цитату, понимаешь, как все просто, но как нам педагогам донести до своих студентов простую истину?
В нашем современном образовании Российской Федерации, согласно стандартам нового поколения, все образовательные учреждения полагаются на концепции духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина. В новых стандартах определен «портрет» выпускника учебных заведений, который выполняет правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Но как достичь таких результатов? Единого «рецепта» не существует.
Каким бы ни было наше образование, и какие бы не применялись средства обучения в биологии, главным, по-прежнему остается слово учителя. Конечно, в последние время, статус учителя изменился и не всегда в лучшую сторону. Для положительной динамики на уроках эффективно использовать цитаты и афоризмы великих людей. Наш президент В.В. Путин, может так же быть примером образцом для подражания. Его цитата: «Люди должны осознавать, что здоровый образ жизни – это личный успех каждого». Чтобы осознать - необходимо знать. Учитель, передавая знания через афоризмы, цитаты, может достичь положительных результатов в формировании личности и ее отношения к своему здоровью.
Афоризмов, которые могут быть использованы на уроках биологии довольно много. В биологической литературе, в журналах, газетах встречаются лаконичные, краткие, но в то же время предельно точные определения и характеристики биологических объектов, хотя они могут и не принадлежать выдающимся людям. Как показывает практика работы, что такие характеристики и понятия легко запоминаются обучающимися и легче усваивается ими учебный материал.
Как писал великий русский педагог К.Д. Ушинский, что сравнение есть основа всякого понимания, всякого учения. Афоризмы, содержащие сравнение изучаемого неизвестного с уже изученным известным материалом наиболее эффективны. У студентов такие цитаты и афоризмы вызывают ассоциации, что способствует прочному усвоению нового материала.
Приведу несколько примеров цитат и афоризмов, использованных мной на уроках биологии по некоторым темам.
О биологии:
Телескоп уменьшает мир, микроскоп – увеличивает (Роберт Оппенгеймер)
Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор... прочтены только первые страницы (Д.И. Писарев).
Ты из себя должен понять природу, а не себя из природы. Это мой революционный принцип (Шопенгауэр).
Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник (И.С. Тургенев).
Всякая вещь в природе является либо причиной, направленной на нас, либо следствием, идущим от нас (М. Фичино).
В действительности существует непрерывная цепь от физики и химии через биологию и антропологию к социальным наукам, цепь, которая ни в одном месте не может быть разорвана, разве лишь по произволу (Макс План).
О понятии жизни:
Жизнь есть способ существования белковых тел (Ф. Энгельс).
Жизнь – способ существования одних тел за счет выживания других (Б. Крутиер).
Жизнь прекрасна, жизнь – величественное, неукротимое движение ко всеобщему счастью и радости (М. Горький).
Жизнь проявляется не в состояниях, а в действиях (Антуан де Сент-Экзюпери)
Об Эволюции и проявлении жизни:
Каким образом образовалась Земля, на которой я живу? Является ли она единственной населенной планетой? Откуда я происхожу? Где я нахожусь? Какова природа того, что я вижу? Какова природа всех этих блестящих фантомов, зрелище которых меня прельщает? Был ли я прежде, чем начал свое существование? Буду ли, когда меня больше не будет на свете? Какое состояние предшествовало ощущению моего существования? Какое состояние наступит вслед за исчезновением этого ощущения? Всего этого никогда не будут знать величайшие гении; они будут с философским видом молоть вздор, как это делал и я ...  (Бенджамин Франклин).
Эволюция не играет дважды в одну и ту же игру (Эрих фон Деникен). 
Пессимист – это тот человек, который полагает, что переход от обезьяны к человеку уже завершен (Теодор Ойзерман)
О здоровье:
Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам (Сократ).
Нет на свете прекраснее одежи,
Чем бронза мускулов и свежесть кожи. (В.В. Маяковский).
Тело как ребенок, нуждается в воспитании. И только физические упражнения способны дать вам силу и здоровье (Евгений Сандов атлет 19 века).
Никогда не иди к врачу, у которого засыхают комнатные растения (Эрма Бомбек).
Хотьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли (Ж. Ж. Руссо).
Первая обязанность того, кто хочет быть здоровым, - очисть вокруг себя воздух (Роберт Роллан).
Цитаты великих людей помогут воспитать в сознании студентов любовь к природе, здоровому образу жизни, сформировать у них знаний о том, как защитить себя от болезней.
Завершить мне хочется цитатой из Древнекитайского трактата о внутреннем: «Мудрый лечит ту болезнь, которой еще нет в теле человека, потому что применять лекарства, когда болезнь уже началась, - это все равно, что начинать копать колодец, когда человека уже мучит жажда, или ковать оружие, когда противник уже начал бой. Разве это не слишком поздно?».
Поэтому, что бы не было поздно, в руках и силах педагогов взрастить зерно «здоровьемыслящего» выпускника, а значит духовно-нравственно развитого, воспитанного гражданина страны.

Используемая литература:
Приказ Минобрнауки России от 25 марта 2014 г. №272 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образовния»
Требования ФГОС htt://standart.edu.ru/
Павлова М.А. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения: (Электронный ресурс) Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. - //http://health.best–host.ru.- Саратов,2003.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Vot-status/jimdo.com