Педагогические и психологические аспекты адаптации студентов первых курсов


ОБОУ СПО «Рыльский социально-педагогический колледж»,
г. Рыльск, Курская область.
Тема: Педагогические и психологические аспекты адаптации студентов первых курсов
Зиновьев Павел Вячеславович, преподаватель общественных дисциплин.
Человек нуждается в человеке для того, чтобы стать человеком. Платон.
Платон так же, как и его учитель, Сократ, подходя к педагогике не только со стороны логики, но и со стороны этики, пришел к очень важному выводу, полагая, что всякое познание, даже теоретическое, есть вместе с тем самопознание, самоуглубление и, в конечном счете, стремление учить и учиться.
Основой создания системы психолого-педагогических условий для активизации базовой социально-психологической компетентности является адаптивность к социально-психологической среде колледжа в период обучения, приспособление к изменившимся условиям внешней и внутренней среды либо самостоятельно, либо с помощью различных способов и приёмов.
Некоторые исследователи определяют адаптацию как средство достижения поставленных целей, как качественную характеристику системы и как свойство, присущее студентам в образовательном учреждении. В колледже, на начальных курсах обучения, создание системной среды образовательного воздействия на личность студентов-первокурсников возможно лишь при полном и ясном представлении проблем адаптивности студентов. Результатом социально-педагогической адаптации студентов является высокий уровень их профессиональной готовности к работе, означающий желание и способность заниматься выбранным видом профессиональной деятельности, а также способность к саморазвитию, в том числе и к профессиональному развитию.
Это обстоятельство обусловливает потребность в изучении индивидуальных личностных характеристик каждого студента, которые должны служить основой для построения эффективной системы работы со студенческим коллективом в образовательной среде.
При решении поставленной задачи неизбежно возникает ряд проблем объективного характера: это и недостаточность методического обеспечения, зачастую опыта подобной работы, времени, а порой и заинтересованности преподавателя.
Одной из основных является проблема, связанная с тем, что в колледж приходит не «сырой материал», а сформированная личность с уже устоявшейся системой жизненных ориентаций. Задача формирования адаптивности студента при этом сводится не столько к формированию его личности, сколько к коррекции негативных личностных проявлений.
Для достижения этой цели как условия формирования социально-психологической компетентности первокурсников в образовательной среде колледжа, с моей точки зрения, должны проводиться следующие мероприятия:
- во-первых, диагностика первокурсников с целью выявления показателя адаптивности;
- во-вторых, по результатам диагностики педагоги должны составлять программы работы по коррекции адаптивности в образовательной среде, по стимулированию и мотивированности (т. е. потребности и готовности) к получению профессиональных знаний, по образованию и изменению с повышением адекватности усвоения учебного материала всеми учащимися, а также помогать дезадаптированным студентам. Родители неадаптированных студентов должны консультироваться по выявленным проблемам.
Таким образом, в результате изучения проблем c реализацией программ адаптации у студентов-первокурсников возникает так называемый системный дефицит социально-психологической компетентности, который подразумевает недостаток накопленных знаний, умений, опыта, а также полное отсутствие или частично сформированную готовность, потребность и способность к их получению в образовательной среде колледжа.
Со стороны психолога и педагогов необходимо оказание индивидуальной помощи студентам в период их адаптации.
Важный показатель психолого-педагогического обеспечения деятельности образовательного учреждения – психологическое здоровье участников образовательного процесса.
Главная цель психолого-педагогического обеспечения деятельности образовательного учреждения – создание наиболее благоприятных условий для обучения и развития учащихся и профессионального роста педагога, психологического благополучия всех участников образовательного процесса.
Психолого-педагогическое обеспечение предполагает гармонизацию социальной среды, социальную защиту студентов и подготовку их к самозащите. Гармонизация социальной среды образовательного учреждения связана с содержанием воспитательной среды и поля самореализации воспитанников; направлена на коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений на ребенка.
Можно выделить следующие задачи психолого-педагогического обеспечения гармонизации среды образовательного учреждения:
1. создание условий эффективного взаимодействия педагогического и студенческого коллектива;
2. формирование положительной эмоциональной атмосферы в процессе взаимодействия;
3. совместное включение педагогов, учащихся и их родителей в разнообразные виды социальной деятельности;
4. создание условий для развития детского самоуправления;
5. нейтрализация негативных воздействий социума на субъекта образовательного учреждения.
Всех благодарю за внимание!