Профилактическая программа для детей группы риска Доброград


Программа коррекционной работы с детьми «группы риска»
(психолого – педагогической поддержки)
«ДОБРОГРАД»
2014 г.
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Методическое обеспечение программы
3. Примерный перечень мероприятий по работе школы с  детьми «группы риска»
4.Тематическое планирование по  реализации программы
5.Список литературы
6. Приложения
Пояснительная записка
Среди миллионов детей – жизнедеятельных и целеустремленных – встречаются такие дети, которых принято называть трудновоспитуемыми. Все это связано с определенными конфликтами в семье, накладывающими свой отпечаток на детей. Именно из неблагополучных семей и выходят эгоисты, лицемеры, лодыри, малолетние правонарушители.
        Проблема работы педагогов с детьми относящиеся к группе риска одна из самых важных и актуальных в современной России, когда в обществе множество факторов приводящих ребенка к депрессии, как на физическом, так и на психологическом уровне.
Актуальность и концептуальные идеи программы.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме проблемы детей группы риска в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
Обострение социально-экономической ситуации в стране, резкое ухудшение экологической ситуации в целом и множество иных факторов привели наше общество к увеличению роста числа детей «группы риска». По статистике 15 процентов российских детей не посещают школу –  это те, кто составляет группу риска.
Большая часть из них имеет особенности физического, психического, социального развития, к которым, как правило, относят проблемы со здоровьем, трудности в воспитании и обучении, ограничение возможностей физического развития, сиротство и другие. Поэтому важнейшим приоритетом современной государственной политики в отношении детей с особенностями в развитии считается обеспечение гарантии их прав на выживание, развитие и защиту.
В настоящее время категория «детей группы риска» (имеется в виду риск для общества, который они создают, и риск потери ими жизни, здоровья, возможностей развития) является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обуславливающийся сложностью и многогранностью этого явления.
В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций «детей группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом.
Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Основными причинами  попадания детей в группу риска являются следующие обстоятельства жизни этих детей:
1.  пьянство одного или обоих родителей;
асоциальное поведение одного или обоих родителей (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр.);
устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;
сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими;
убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем;
отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.);
оставление малолетних детей одних без пищи и воды;
отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства;
 побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.
        Организация обучения и воспитания «детей группы риска» должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. А именно со стороны врача психоневролога, дефектолога, психолога, логопеда, социального педагога, учителя начальных классов. Этим детям требуется медикаментозная терапия, которую осуществляет врач – психолог.
Уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей.
        Во-первых, ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.
        Во-вторых, необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.
 В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.
Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать,  демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и  психотропных средств.
Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, родителей, работников ПДН, учреждений дополнительного образования.
В нашей школе обучается 146 учащихся, из которых 17 детей из асоциальных семей.
Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с этой группой детей является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.
Проблемы:
1. Ухудшение социального положения семей в школе.
2. Высокий процент неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития детей.
3. Невысокий уровень общей культуры детей «группы риска» в микросоциуме школы.
4. Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка.
5. Высокий уровень подавления и насилия.
6. Хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.
7. Сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся
    фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития
    личности.
8. Защиты прав и интересов ребёнка из неблагополучной семьи, оказания
     комплексной помощи.
   
2. Цель программы
1. Адаптация учащихся школы асоциального поведения в социуме.
2. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у
    них навыков организации здорового образа жизни посредством развития
    здоровьесберегающей среды в школе, сохранения семейных ценностей по    формированию здорового образа жизни.
3. Формирование личностных нравственных качеств у учащихся.
4. Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для    Развития ребёнка, соблюдение прав.
3.Задачи программы
Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных  явлений в подростковой среде, типа семейного воспитания, установок  родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом.
Информационно-просветительская работа с целью профилактики
    асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в    семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни.
Осуществление комплексной коррекционной работы с детьми и
     подростками, с семьёй в целях восстановления здоровых взаимоотношений между членами и коррекцией имеющихся отношений в семейном  воспитании, формирование семейных ценностей.
Формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни,  мотивации на сохранение своего здоровья и  здоровья окружающих людей.
Осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья детей «группы риска», создание
    информационного банка данных.
Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основепринципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
Обеспечение мотивации:
-учителей к освоению здоровьесберегающих технологий в учебно- воспитательном процессе;
- родителей на совместную деятельность по вопросам формирования
      здорового образа жизни детей через систему просветительной работы).
Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и  окружающим.
Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению
    активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный    выбор форм поведения.
10. Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный      статус, выполнять определенную роль в коллективе.
11. Пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его
      прикладным видам, научить организации творческих контактов.
12. Оптимизировать положительный опыт, нивелировать, опыт девиантного      поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.
4. Отличительные особенности программы
1.Тесное взаимодействие с семьёй.
2.Сотворчество педагогов и детей.
3.Развитие детской инициативы.
4.Способность педагогов к неформальному общению.
5.Создание у ребёнка ситуации успеха в решении вопросов физического и
   нравственного совершенствования.
6.Формирование у детей «группы риска» потребности в здоровом образе
   жизни.
7.Совместное участие в мероприятиях детей, педагогов и родителей.
5. Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа рассчитана для работы с детьми и подростками с отклонением в поведении 10 - 16 лет. Курс рассчитан на 34 занятия, по 1 часу в неделю.
6. Сроки реализации
Программа рассчитана на 1 год, в течение 2014-2015 учебного года.
7. Планируемые результаты и способы их оценки
Программа находится в стадии разработки. Для апробации программы планируется выбрать учащихся 4-9 классов компенсирующего обучения из асоциальных семей. Разработан рабочий план для реализации программы. Затем, в течение сентября-октября, будет проводиться диагностическая работа. Путем тестирования и анкетирования будут выявлены отклонения в поведении, установлен тип семейного воспитания, установки родителей по отношению к своим детям и к вопросам воспитания в целом. На основе всего выявленного будет проводится информационно - просветительская  работа, как с родителями, так и с детьми параллельно. Эта работа планируется проводиться и дома, и при посещении на дому. Будут проводиться обследования условий проживания и воспитания несовершеннолетних, комплексная коррекционная работа: беседы (8 бесед с участием родителей), диспут (с участием 10 учащихся), спортивные игры с участием учащихся и родителей, а также тренинги. Особое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни.
Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению вредными привычками.
Формирование нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
Обучение навыкам социально поддерживающего, развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.
Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочное время.
8. Ожидаемые результаты и способы оценки
     1. Выявление основных причин появления детей «группы риска».
 2. Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.
 3. Создание благоприятной образовательной среды, способствующей
     сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей
     «группы риска».
4. Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности
       противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям
   окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.
 5.Снижение заболеваемости среди учащихся «группы риска».
 6.Повышение обученности  и уровня физической подготовки детей этой
    группы.
7. Снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных
    семей.
8. Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.
9. Рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего    поколения.
        
Методическое обеспечение программы
Этапы реализации программы:
Первый этап - организационный (анализ состояния в школе, сбор информации о  семьях, об учащихся )Второй этап -  диагностический (изучение потребностей и запросов «трудных»  детей).
Третий этап – деятельностный (координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их  реализацией).
Четвертый этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование с учетом  выработанных рекомендаций.
Для реализации программы в жизнь были выбраны следующие направления:
- работа с учащимися;
- работа с семьей;
- работа с педагогами;
- организация досуга детей.
Работа с учащимися
   Цели и задачи:
- формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих  стратегий и личностных ресурсов у детей;
- профилактика вредных привычек (употребления ПАВов, табакокурения,  алкоголя, наркотиков);
- профилактика правонарушений;
- психокоррекция;
- профориентация;
- пропаганда здорового образа жизни;
- адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая
  социализация через культурно-досуговую и спортивно-оздоровительную работа;
- создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;
- сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них
  позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;
- укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить,  чувство ответственности.
Методы:
- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в  критический анализ своих поступков);
- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью).
Формы работы: групповая работа, тренинг, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники)Работа с семьей
Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями,
           способствование улучшения микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.
Задачи:
- привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности детей;
- выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми;
- разработка основных правил семейного воспитания;
- создание положительной мотивации у родителей в содействии
  образовательному учреждению, своему ребенку;
- всесторонне психолого-педагогическое просвещение родителей;
- способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности   ребенка.
Формы работы:
- просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов, беседы,  дискуссии, лектории для родителей);
- психокоррекционная работа - семейная консультация (оказание помощи семье в  конфликтных ситуациях);
- психопрофилактическая - приглашение специалистов (врача-нарколога,  психолога, инспектора ПДН и др.) для бесед с родителями и детьми.
Принцип реализации работы с семьей:
- анкетирование;
- опрос родителей и детей;
- совместные праздники;
- творческие семейные выставки.
Основные направления работы с семьей:
- возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций своей семьи;
- формирование семейных ценностей предусматривает проведение творческих
   семейных выставок, выполнение семейных творческих заданий;
- организация работы родительского лектория на темы: «Психологические
  особенности подросткового возраста», «Способы конструктивного
  взаимодействия с подростком», «Что такое семейный микроклимат, и как
  улучшить отношения в семье», «Что нужно знать о вреде алкоголя и табака и  последствиях их употребления»
Работа с педагогами
Цели и задачи:
- расширить знания о проблеме зависимости от вредных привычек в подростковой среде;
- дать базовые психологические понятии о психологии развития личности детей;
- расширить знания о роли семьи в профилактике безнадзорности,
  правонарушений и злоупотребления вредными привычками среди  несовершеннолетних.
Направления организации досуга:
- изучение интересов и потребностей детей данной категории;
- расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей детей;
- методическое сопровождение мероприятий досуга;
- организация социально-значимой деятельности детей.
Профилактика правонарушений
Беседы по факту.
Операция "Внимание, дети".
Акция "Детям - заботу взрослых".
Лекции специалистов, классные часы.
Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми, неблагополучными семьями.
Смотр-конкурс информационных листов "Профилактика асоциальных явлений".
Кинофильмы "Вредные привычки".
Родительские собрания.
Правовой всеобуч: Конституция, Устав школы.
Выступления с информацией о состоянии преступности.  
Профилактика употребления ПАВ.
Организация летнего отдыха.
Работа родительского комитета.
Рейды в семьи.
Контроль
Индивидуальные карточки учета.
Рейды в семьи повторные.
Рейды  в вечернее время.
Подготовка материалов на неблагополучные семьи в КДН, ПДН.
Совместная работа с инспектором по охране прав детства.
Контрольные акты обследования жилищно-бытовых условий.
Проверка занятости после уроков.
Анализ социального паспорта семей школы.
Психологическое сопровождение
Специально - коррекционные занятия.
Индивидуальные консультации.
Программа коррекционно-воспитательной работы с  младшими школьниками с девиантным поведением.
Диагностические методики:
          - Цветовой тест М. Люшера;
          - Социометрия;
          - Карта психологической характеристики личностного развития младшего
             школьника;
Организация педагогической помощи
Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка.
Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие "синдрома неудачника".
Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.
Формирование положительной Я - концепции. Создание у личности обстановки успеха, поддержки, доброжелательности. Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.
Оказание педагогической помощи родителям "трудного" школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества; контролировать его поведение и занятия в свободное время.
Организация медицинской помощи
Проведение систематического  осмотра медиками "трудных" школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.
Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.
Половое просвещение "трудных" подростков. Решение проблем половой идентификации.
Организация психологической помощи
Изучение психологического своеобразия "трудных" подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.
Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.
Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом преодолеть неуверенность в общении с другими.
Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.
Организация свободного времени учащихся
Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у "трудного" вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение "трудного" рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирование интересов, умения добиваться поставленной цели.
Изучение интересов и способностей детей.
Вовлечение детей асоциального поведения в кружки, секции, общественно полезную деятельность, движение милосердия.
Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.
Изучение участия детей асоциального поведения  в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов.
Поощрение любых видов художественного и технического творчества учащихся и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.
Определение одним из главных направлений работы территориального социально - педагогического центра и школьных воспитательных центров на работу с  детьми асоциального поведения.
Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонных оздоровительно - досуговых школьных лагерей и групп продленного дня.
Примерный перечень мероприятий по работе школы
с  детьми «группы риска»
      1. Выявление детей асоциального поведения.
      2. Изучение причин социально - педагогической запущенности младшего
          школьника.
      3. Ведение картотеки  этих детей.  
      4. Разработка и применение памяток поведения в семье и среди сверстников.
      5. Совет по профилактике правонарушений при директоре.
      6. Педагогический совет  "Работа с семьями педагогически запущенных          детей".
      7. Психологические консультации для детей и родителей.
      8. Организация психолого-педагогических консилиумов.
      9. Изучение положения подростка в коллективе (социометрия)
     10.Индивидуальная работа с  детьми асоциального поведения.
     11.Организация индивидуального наставничества (социальные педагоги,         старшеклассники).
      12. Вовлечение  подростков в воспитательные центры, кружки, секции.
Тематическое планирование по  реализации программы
№ Мероприятия Кол-во часов
1 Диагностические мероприятия: анкетирование, тестирование, опрос.
Изучение причин социальной дезадаптации детей, условий жизни и поведенческих тенденций, сбор банка данных. 1 ч.
2 Занятие «Начало пути». Знакомство с учениками, установление контакта освоение нового социального статуса 1 ч.
3 Исследование адаптации к школе 1 ч.
4 Занятие «Я ученик». Формирование положительной мотивации к обучению в школе 1 ч.
5 Цветовой тест М.Люшера1 ч.
6 Исследование здоровья детей «группы риска» с помощью анкетирования 1 ч.
7 Занятие «Учимся общаться» 1 ч.
8 Проведение диагностики «Социометрия» 1 ч.
9 Классные часы:   «Толерантность и мы», «ЗОЖ – что это значит?» 1 ч.
10 Тренинг: «Навыки общения». 1 ч.
11 Волонтёрское движение.
Работа ученического самоуправления «Школьный город»:
- проверка сменной обуви;
- контроль за чистотой рук в столовой;
- контроль за курильщиками на территории школы;
- проведение профилактических бесед с детьми «группы риска».
Темы:
Когда сигарета не нужна.
Береги здоровье смолоду.
Не кури.
Табак и верзилу сведёт в могилу.
Наше здоровье в наших руках.
Суд над вредными привычками.
Компьютер- враг или друг. ежедневно
в течение года
12 Игры:
Интеллектуально-познавательная игра «Я и мой мир»
Правовая игра «Мой взгляд»
Игра «Школа безопасности» 3 ч.
13 Круглый стол: «От безответственности до преступления
один шаг», « Ты и твои права» 2 ч.
14 Игра «Добро и доброта. Добрый ли ты?» Формирование правильно оценивать себя и других 1 ч.
15 Проведение «Недель здоровья». Привлечение к участию детей «группы риска» 2 ч.
16 Акция: «Нет вредным привычкам!» 2 ч.
17 Дискуссии: «Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?», «Прекрасное и безобразное в нашей жизни»,  «Как найти свое место в жизни?» 1 ч.
18 Проведение классных часов и бесед с родителями по вопросам сохранения здоровья 2 ч.
19 Занятие для детей и родителей «Я вижу...» Устанавливаем доверительные отношения между взрослым и ребёнком 1 ч.
20 Профилактические беседы о вреде наркотиков, алкоголя, никотина. Демонстрация фильмов. 1 ч.
21 Спортивно-оздоровительные мероприятия:
-привлечение к участию в спортивных соревнованиях,
-кружках и секциях. 2 ч.
22 Тренинг для родителей и учеников «Учимся понимать друг друга» 1 ч.
23 Родительские лектории: «Уют и комфорт в вашем доме», «Учим ли мы наших детей любить?», «Нравственные законы жизни», «Взаимодействие людей друг с другом», «Мальчики и девочки. Почему они разные?» 2 ч.
24 Тренинг «Обзывалки» Снимаем вербальную агрессию в приемлемой форме 1 ч.
25 Занятие «Маленькое приведение» Учимся выплёскивать свой гнев в приемлемой форме 1 ч.
26 Занятие «Мой мир» Познаём себя, внутренний контроль 1 ч.
27 Проведение семейных праздников: «Наши семейные традиции» 1 ч.
Итого: 34 часа