Презентация по Культуре Народов Севера на тему: «Мой край! Якутия моя! Тебя люблю и славлю я!»


«Мой край! Якутия моя!Тебя люблю и славлю я!» (Леонид Андреевич Попов). Актуальность.Цель нашего общества – счастье людей, воспитание будущих граждан России, которые своим трудом сумеют сделать нашу жизнь еще лучше. А писателям и поэтам по праву в этом отводится главная роль. Нам знакомы с детства имена талантливых писателей и поэтов России: Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Носова и других. Изучая их творчество на уроках литературы, мы оцениваем поступки героев, анализируем описываемые события, погружаемся в историю нашей страны. Актуальность.Но мы живем на якутской земле, поэтому нам особенно дороги должны быть произведения якутских писателей и поэтов. Ведь в них описывается история родного края, выражается любовь и гордость за свою родную землю. Мир якутской литературы богат и увлекателен. Якутская литература создается в неповторимых и своеобразных условиях: на Крайнем Севере, в зоне вечной мерзлоты, в краю непроходимой тайги. Тем не менее, произведения якутских писателей и поэтов оптимистичные и жизнеутверждающие. Нежная преданность суровой, до боли близкой родной земле – отличительная черта современной якутской литературы. Литература народов Якутии зародилась во второй половине 30-х годов XX столетия. В своем развитии она прошла 3 этапа: Первый этап охватывает период 1936 года по 1949 год. За это время читающий мир узнал имена первых северных писателей: юкагира Тэки Одулока, коряка Кецая Кеккетына, нанайца Акима Самара, эвена Николая Тарабукина, эвенка Никиты Сахарова, ненца Антона Пырерка и др. Второй этап развития северной литературы, пожалуй, самый плодовитый. Он охватывает период со второй половины 50-х годов до начала 70-х. За это время появились книги чукчей Юрия Рытхеу, Юрия Анко, Виктора Кеулькута, Антонины Кымытвать, нанайца Григория Ходжера, ненца Ивана Истомина, манси Ювана Шесталова, эвенов Платона Ламутского, юкагира Семена Курилова и Улуро Адо. В наше время произведения этих писателей мы изучаем на уроках КНС Третий этап охватывает 70-80-е года. Появились новые имена-ханты Еремей Айпин и Роман Ругин, манси Андрей Тарханов, нанцы Анна Неркаги, и Юрий Велла, чукчи Владимир Тнескин и Иван Омрувье, юкагиры Генадий Дьячков и Николай Курилов. Творчество всех этих писателей широко известны среди якутских читателей. Немало их произведения были переведены на русский и другие европейские языки, а так же на языки народов России. С их творчеством связанно становление якутского кинематографа. В начале 70-х годов на киностудии «Таджикфильм» был снят художественный фильм «Тайна предков» по повести Н.Якутского «Золотой ручей» По рассказу Н. Заболотского «Девушка в камусах» режиссер А.Романов в конце 80-х годов снял в городе Якутске короткометражный фильм «Мааппа» Но самое главное для читателя данной хрестоматии то, что в ней предоставлена часть литературы, являющиеся духовным достоянием нашей родины – Якутии. Ведь узнать что-либо новое о земле где родился и живешь, особенно дорого и интересно. Читая и изучая эти произведения, можно рассуждать вместе с автором о том, что нас окружает, что на нашей земле есть, и что было, обогащая свои знания и представления о сути жизни, о характерностях времени, о своей родной природе…… Ежедневно мы погружаемся в необычайно прекрасный мир русской классической литературы. С детства мы любим и помним сказки, рассказы русских писателей, заучиваем наизусть строки из стихотворений поэтов, воспевающих мощь и красоту нашей родной земли. Но, проживая на территории Республики Саха (Якутия), почему-то совсем не знаем якутских писателей и поэтов. Добрые и мудрые произведения якутских писателей помогают нам узнать свой край, любить и гордиться им, беречь его и верить в его самобытие, уникальное будущее. Читательский дневник:Писатель, поэт. Краткая биографияНазвание произведения, краткое содержание.Впечатления о прочитанных произведениях.Дмитрий Конович Сивцев.Народный писатель Якутии, известный драматург много внимания в своем творчестве уделяет детской литературе. В числе первых якутских писателей собрал и обработал якутские народные сказки.«Зайчишка-трусишка». О трусливом зайце, который хотел умереть, чем всю жизнь прятаться от страха под кустом. Но лягушка, испугавшись зайца, когда он хотел утопиться, вселила в него уверенность. «Оказывается, и меня кое-кто боится!».«Ласка-шалунья». Повествует, почему у ласки короткий хвост. Оказывается, из-а шалости. Озорничала ласка да и села хвостом на капкан. Так поплатилась ласка за свои глупые игры.Сказки Сивцева схожи с русскими народными сказками. Они поучительны и интересны, с забавным эмоциональным сюжетом. Читательский дневник:Николай Якутский «Как осень-молодец лето красное гонит». О мальчике, который не до конца понимал смысл высказываний своей бабушки: «осень-молодец лето красное гонит» и «лето дарит нам последнюю улыбку». Рассказы Якутского бесхитростны и просты. В этом произведении чувствуется большая связь с народным творчеством, а картины природы изображены тонко и поэтично. Удивляет умение писателя наблюдать за тайными переходами из одного времени года в другое.Н.Е.Мординов.Народный писатель Якутии, известный талантливый мастер прозы. В рассказах выступает как исследователь нравственных проблем, ненавязчиво рассказывает о простых жизненных эпизодах и дает пищу для размышления.«Обида». О мальчике, который не захотел помочь бабушке нести тяжелую корзину ягод, придумывая разные отговорки. В конце рассказа мальчик недоумевает, из-за чего могла обидеться бабушка.Рассказ поучительный. На примере мальчика маленькие читатели раскрывают для себя нормы поведения, приобщаясь к культуре общения. Читательский дневник:Софрон Данилов «За охапкой сена» (из книги «Василий Манчары»). Манчары – мальчик из бедной деревни. Когда совсем не осталось сена, чтобы накормить телят, мать отправляет его к богатому якуту Чочо, у которого снега зимой не выпросишь. Получив отказ, Манчары на обратном пути собирает в свои унты остатки разбросанного сена. Принесенных пучков так было, что телята за минуту опустошили обувь мальчика. Мальчик рассуждает о несправедливости жизни.Интересный поучительный рассказ о жизни мальчика, восприимчивого, впечатлительного и справедливого.Анна Ленская. «Три совета», «Елка для мамы», «Если разбудить деревья». Сказочные истории, в которых героями становятся неодушевленные предметы (игрушки, деревья). А в произведении «Три совета» охотник благодаря своей отзывчивости и доброте получает важные советы на всю жизнь. Произведения Ленской просты и интересны для понимания. Учат доброте, бережному отношению к природе. Читательский дневник:Семен Данилов.Народный поэт Якутии. В своих стихах воспевает родной край. Многое. Что написано Даниловым, возникло во время походов по тайге.«Зима Якутии моей», в этом стихотворении прославляет зимнюю стужу.При изображении образа любимой Родины поэт широко и многогранно использует богатые краски северной земли, легенды и предания родного народа, которые придают его произведениям национальную конкретность и неповторимость.Моисей Ефимов.Известный якутский поэт. Его стихотворения посвящены истории Якутии, датам, именам, ставшим частью прошлого и настоящего нашей республики.«Хомус», стихотворение посвящено дивному музыкальному инструменту – хомусу.Удивляет многообразие художественных средств, с помощью которых Ефимов описывает хомус. Каждый звук музыкального инструмента ассоциирует поэт с тем или иным явлением природы. Звуки эти несут в себе память прошлого. Читательский дневник:Элляй – С.Р.КулачиковЯкутский поэт. Певец неповторимой якутской природы.«Любимая Якутия», стихотворение посвящено нашей родной республике, таежному краю.Впечатляет умение поэта с помощью красок, художественных средств передать неповторимую красоту Якутии. Этот образ живет не только в душе поэта, но и в песнях, преданиях.А.Кривошапкин.Книга «Ангелы снежных гор», рассказ«Нет земли лучше, чем мой север».О любви к родной Якутии, ее красоте, суровой природе.При изображении образа любимой Родины поэт широко и многогранно использует богатые краски северной земли, легенды и предания родного народа, которые придают его произведениям национальную неповторимость.