Программа курса внеурочной деятельности Моя Солнечная система для обучающихся 5 класса


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4


Программа внеурочной деятельности
по курсу
«Моя Солнечная система»
5 класс
Составитель:
Емельянова Елизавета Сергеевна
г. Переславль-Залесский, 2014 г.
Пояснительная записка
Данная программа общеинтеллектуальной направленности ориентирована на расширение и углубление уже имеющихся знаний о строении Солнечной системы, полученных в начальной школе.
Цель курса: формирование системы знаний о Солнечной системе с использованием ИКТ технологий и элементов групповой проектной деятельности.
Задачи курса:
Образовательные
- познакомить обучающихся с основными сведениями о Солнечной системе, как части Вселенной, и способами изучения космического пространства;
- познакомиться с понятиями моделирования и масштаба;
- разработать и сконструировать наглядную модель Солнечной системы из пластилина;
- познакомиться с возможностями графического редактора Paint и редактора мультимедиа Microsoft Office PowerPoint для оформления мультипликационного фильма «Моя Солнечная система»;
- разработать сценарий для мультипликационного фильма «Моя Солнечная система» и реализовать его с помощью вышеперечисленных редакторов.
Воспитательные
- продолжить формирование научно-материалистического мировоззрения обучающихся;
- повысить эрудицию и расширить кругозор учащихся.
Развивающие
- продолжить развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей, креативности в мышлении развивать стремление к исследовательской деятельности;
- развивать пространственные представления о сравнительных размерах небесных тел, расстояниях между ними, взаимном размещении и движении планет в  Солнечной системе;
- продолжить развитие умение работать в коллективе, включаться в активную беседу по обсуждению увиденного, прослушанного, прочитанного;
Общая характеристика курса
Актуальность. Астрономический материал вызывает у обучащихся огромный интерес.  У любознательных  школьников возникает потребность в  астрономическом образовании и очень важно удовлетворить их интерес, т.к. астрономия является очень важной, неотъемлемой частью формирования мировоззрения школьников, она позволяет дать целостное представление о Вселенной, сформировать знания о наблюдаемых небесных явлениях, привлечь внимание к красоте мироздания.
В последнее время в астрономии было сделано множество важных открытий, существенно расширивших наши представления о Вселенной, программа курса предусматривает использование на занятиях современных сведений по астрономии.
          Данная программа  становится тем более актуальна, поскольку  предмет «Астрономия»   исключён из перечня обязательных предметов  в средней школе,        кроме того,  в связи с переходом на ФГОС второго поколения,  астрономический материал, который хоть в небольшом объёме рассматривался ранее в курсе «Природоведение» 5 класса,  полностью исключён из школьной программы, что  не позволяет удовлетворить интерес обучащихся в этой области знаний. Место данного курса в образовательном процессе школы. Программа  внеурочной деятельности  рассчитана на обучение учащихся 5 классов в течение 1 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Возраст учащихся 11-12  лет. Количество часов  в год – 34.
Формы и режим занятий.
Курс включает в себя два блока: теоретический и практический.
Теоретическая часть подразумевает знакомство обучающихся с основными понятиями курса через просмотр и обсуждение видеороликов, чтение статей из научно-популярных журналов, в ходе учебной дискуссии.
Практическая часть включает в себя лекционные и практические занятия, необходимые для выполнения двух коллективных проектов: наглядной модели Солнечной системы из пластилина и мультипликационного фильма о Солнечной системе.
Планируемые результаты.
Предметные:
- развитие навыков использования ИКТ технологий для создания мультипликационного фильма;
- расширение знаний о строении Солнечной системы и методов ее изучения человечеством;
- развитие навыков работы с масштабом и понятием моделирования.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- внесение необходимых дополнений и корректив в план и способов действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- знаково-символические действия (моделирование, преобразование модели);
- структурирование знания;
- рефлексия способов и условий действия
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности
- смысловое чтение (извлечение необходимой информации из прослушанных текстов определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие текстов, понимание и адекватная оценка языка СМИ, умение сжато или выборочно передавать содержание текста, составлять тексты)
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, восполнение недостающих компонентов;
- обобщение, аналогия, выбор оснований и критериев для сравнения, сериации (упорядочение объектов по выделенному основанию), классификации объектов (отнесение объекта к группе на основе заданного признака);
- подведение под понятие (распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез), выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками);
- постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации);
- разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.
Личностные:
- развитие мотивации к учебной деятельности и творческому труду;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
Содержание курса.
Теоретическая часть. Наша Солнечная система (16 ч)
Занятие 1. Астрономия. Мифы о Ночи, Луне, Созвездиях. Красота и величие звездного неба в произведениях древних философов и поэтов. Астрономия как наука.
Занятие 2. Астрология и астрономия. Астрология в древности и в наши дни. Понятие о гороскопах. Астрологические прогнозы.
Занятие 3.Солнечная система. Общий обзор Солнечной системы и входящих в нее небесных тел (планеты со спутниками, астероиды и кометы). Основные особенности Солнечной системы (расположение и движение небесных тел).
Занятие 4. Солнце. Солнце – центр Солнечной системы. Что видно на Солнце. Пятна на Солнце.  Внутреннее строение Солнца. Солнечная атмосфера. Влияние Солнца на Землю. Солнечные затмения.
  Занятие 5. Особенности Солнечной системы. Структура Солнечной системы: планеты, спутники планет, астероиды, кометы, метеорные тела. Размеры Солнечной системы. Планеты при дневном свете.    
Занятие 6.  Планета Земля.  Положение в солнечной системе. Размеры планеты. Вращение планеты. Состав атмосферы. Температура на планете.
Занятие 7. Луна –спутник Земли. Вращение Луны. Фазы Луны. Молодой или старый месяц. Лунная карта. Поверхность Луны. Внутреннее строение Луны. Лунные затмения. Теории происхождения Луны. Исследования Луны.
    Занятие 8. Меркурий. Размеры Меркурия. Как вращается Меркурий. Почему на Меркурии нет атмосферы? Строение Меркурия. Поверхность планеты. Температура на планете. Отсутствие спутников.
Занятие 9. Венера. Положение в Солнечной системе. Размеры. Вращение Венеры. Атмосфера Венеры. Температура на планете. Поверхность Венеры. Отсутствие спутников. Исследования Венеры.
              Занятие 10. Марс. Положение в Солнечной системе. Размеры. Вращение планеты. Поверхность Марса.  Атмосфера. Средняя температура на планете. «Жизнь» на Марсе. Спутники Марса. Исследования Марса. Перспективы исследования Марса.
Занятие 11. Юпитер. Планета или меньшее Солнце? Положение в Солнечной системе. Вращение планеты.  Атмосфера Юпитера. Поверхность планеты. Температура на планете.  Кольца Юпитера. Спутники Юпитера. Исследования Юпитера.
Занятие 12. Сатурн. Положение в Солнечной системе. Вращение планеты. Поверхность, температура планеты. Кольца Сатурна. Происхождение колец. Спутники.  
 Занятие 13. Уран. История открытия планеты. Положение в Солнечной системе. Особенности движения планеты. Размеры Урана. Состав атмосферы Урана. Поверхность планеты. Кольца Урана. Спутники Урана. Исследования Урана.
Занятие 14. Нептун. Положение в Солнечной системе. История открытия планеты. Вращение планеты. Атмосфера. Поверхность планеты. Температура на планете. Спутники. Исследования Нептуна.
Занятие 15. Окраина Солнечной системы. Пояс Койпера. Облако Оорта. Плутон – карликовая планета Солнечной системы. Положение в Солнечной системе. История открытия планеты. Размеры Плутона. Движение планеты. Исследования Плутона.
 Занятие 16. Кометы, астероиды, метеориты и метеоры. Малые планеты. Положение в Солнечной системе. Размеры и состав астероидов.  Астероиды вблизи Земли. Защита от астероидной опасности. Кометы. Строение кометы. Происхождение комет. Движение комет. Периодичность комет. Знаменитые кометы. Метеорные тела. Метеоры. Наблюдения метеоров. Метеорные потоки. Метеориты: падения и находки. Тунгусский метеорит. Вещество метеоритов. Происхождение метеоритов. Сбор метеоритов.
Практическая часть (18 часов).
Построение модели солнечной системы из пластилина.
Занятие 17. Основные методы изучения Вселенной. Наблюдение. Сравнение. Математические расчеты. Спектральный анализ. Моделирование.
Занятие 18. Модель и моделирование. Понятие модели. Модели в жизни и в науке. Моделирование и практическая ценность. Виды моделей.
Занятие 19. Масштаб. Понятие масштаба. Масштабирование в науке и жизни. Применение масштаба.
Занятие 20. Постановка учебной задачи. Распределение обязанностей между членами группы. Планирование деятельности.
Занятие 21. Разработка схемы Солнечной системы с учетом выбранного масштаба.
Занятие 22. Лепка моделей планет. Сборка модели Солнечной системы.
Создание мультипликационного фильма по теме «Твоя Солнечная система»
Занятие 23. Графический редактор Paint. Графический редактор, основные инструменты (кисть, карандаш, заливка, ластик), основные операции (копирование, перенос, поворот, масштабирование), графические примитивы (точка, линия, эллипс, прямоугольник), палитра цветов, формат графического файла.Занятие 24. Редактор мультимедиа Microsoft Office PowerPoint. Технология мультимедиа. Слайд. Звук. Текст. Изображение. Анимация.
Занятие 25. Создание пробного мультфильма по алгоритму.
Занятие 26. Выбор сценария мультфильма. Обсуждение. Распределение ролей.
Занятие 27. Прорисовка персонажей.
Занятие 28. Прорисовка персонажей.
Занятие 29. Соединение элементов мультфильма в общий ролик.
Занятие 30. Соединение элементов мультфильма в общий ролик.
Занятие 31. Наложение анимации на персонажей мультфильма
Занятие 32. Запись звуковых эффектов. Наложение звука.
Занятие 33. Наложение текстовой информации.
Занятие 34. Анализ работы.
Формы подведения итогов реализации программы
Представление результатов собственных исследований на школьной научно-практической конференции школьников «Первые шаги».
В процессе проведения занятий проводится индивидуальная оценка уровня полученных навыков, развития мировоззрения, повышения эрудированности, путём наблюдения за ребёнком, его успехами, фиксируемые в картах наблюдения сформированности УУД. (Приложение 1)
Тематическое планирование
№ Наименование тем занятий Кол-во часов Теорети-ческих Практи-ческих Вид деятельности.
1 Наша Солнечная система. 16 16 0 Просмотр видеороликов. Знакомство со строением Солнечной системы и методов ее изучения человечеством.
Поиск и выделение необходимой информации.
Работа с статьями из научно-популярных журналов.
Смысловое чтение (извлечение необходимой информации из прослушанных текстов определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие текстов, понимание и адекватная оценка языка СМИ, умение сжато или выборочно передавать содержание текста, составлять тексты).
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Обобщение, аналогия, выбор оснований и критериев для сравнения, сериации (упорядочение объектов по выделенному основанию), классификации объектов (отнесение объекта к группе на основе заданного признака).
Подведение под понятие (распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез), выведение следствий.
Установление причинно-следственных связей.

2. Построение модели солнечной системы из пластилина.
6 3 3 Развитие навыков использования ИКТ технологий для создания мультипликационного фильма.
Развитие навыков работы с масштабом и понятием моделирования.
Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Планирование учебного сотрудничества (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками).
Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.
3 Создание мультипликационного фильма по теме «Твоя Солнечная система»
12 2 10 Календарно-тематическое планирование
№ Наименование тем занятий Дата проведения Комментарии
План Факт. 1 Астрономия. 2 Астрономия и астрология. 3 Солнечная система. 4 Солнце. 5 Особенности Солнечной системы. 6 Планета Земля. 7 Луна — спутник Земли. 8 Меркурий. 9 Венера. 10 Марс. 11Юпитер. 12 Сатурн 13 Сатурн. 13 Уран. 14 Нептун. 15 Окраина солнечной системы. 16 Кометы, астероиды, метеориты и метеоры. 17 Основные методы изучения Вселенной. 18 Модель и моделирование 19 Масштаб. 20 Постановка учебной задачи. Распределение обязанностей между членами группы. Планирование деятельности. 21 Разработка схемы Солнечной системы с учетом выбранного масштаба. 22Лепка моделей планет. Сборка модели Солнечной системы. 23 Графический редактор Paint 24 Редактор мультимедиа Microsoft Office PowerPoint 25 Создание пробного мультфильма по алгоритму. 26 Выбор сценария. Обсуждение. Распределение ролей. 27 Прорисовка персонажей. 28 Прорисовка персонажей. 29 Соединение элементов мультфильма в общий ролик. 30 Соединение элементов мультфильма в общий ролик. 31 Наложение анимации на персонажей мультфильма. 32 Запись звуковых эффектов. Наложение звука. 33 Наложение текстовой информации. 34 Анализ работы. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.
Материалы и оборудование: пластилин, картон, клей, персональный компьютер для каждого обучающегося с выходом в интернет, проектор, экран, аудио система.
Видеоролики: видеороликов по темам занятий в интернете огромное количество. Каждый педагог, реализующий данную программу в праве выбрать тот видео фрагмент, который на его взгляд более подходит по индивидуальным особенностям группы и лучше удовлетворит их познавательную активность.
Научные статьи: ссылка на список научно-популярных журналов, с которыми можно ознакомиться в реальном времени
(https://yaca.yandex.ru/yca/cat/Science/Sciences/Popular_periodical/)
Список литературы для обучающегося:
Детская энциклопедия «Астрономия и космос». – М.: Росмэн,2010
Левитан Е. П. «Твоя Вселенная». М., «Просвещение», 2007
. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Альбом-задачник «Твои открытия». М.: Дрофа,   1997.
Перельман Я.И. «Занимательная астрономия», -Д.:ВАП,994
Иллюстрированная энциклопедия «Звёздное небо». Мир Энциклопедий. Аванта +, М.:
Список литературы для учителя:
Воронцов – Вельяминов Б.А. Астрономия 11 класс. – М., Просвещение, 1989.
Мухин Л. Мир астрономии. – М., Молодая гвардия, 1987.
Перельман Я.И. Занимательная астрономия. – Гостехиздат, 1946.
Электронные пособия:
Полный мультимедийный курс «Астрономия».
Электронные презентации по всем разделам курса, флеш-программы,  программы-планетарии:VIRTUAL SKY(www.virtualskysoft.de), ALPHA CENTAURE (www.astrosurf.com).
интернет-ресурсы - HYPERLINK "http://biblprog.org.ua/ru/stellarium/" Stellarium — бесплатная программа для просмотра звездного
неба, виртуальный планетарий.

Приложение 1
Уважаемые коллеги! (СТАРТ_2014)
В средней колонке («Виды работы на занятии») приводятся некоторые характеристики учебной работы детей, которые вы постоянно наблюдаете на занятиях внеурочной деятельности. Выберите в каждом пункте наиболее подходящую характеристику и поставьте галочку (либо соответствующий балл из первого столбца) на пересечении данного утверждения и фамилии учащегося.
Познавательные УУД (СТАРТ_2014)
Баллы
Виды работ на занятии
Фамилии учащихся
1. Восприятие информации
Устную инструкцию воспринимает:
4 с первого предъявления 3 нуждается в дополнительных разъяснениях 2 нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения 1 не воспринимает устную инструкцию 1.2. Письменную инструкцию (в учебнике, на доске, на карточке и т.п.) воспринимает:
4 самостоятельно 3 нуждается в дополнительных разъяснениях 2 нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения 1 не воспринимает письменную инструкцию Баллы
Виды работ на занятии
Фамилии учащихся
2. Интеллектуальная обработка информации
2.1. Умеет ли выделять главное в предложенной информации:
3 способен выделить самостоятельно 2 нуждается в дополнительных (наводящих, уточняющих) вопросах 1 испытывает значительные затруднения 2.2. Умеет ли выделять новое в учебном материале:
3 способен выделить самостоятельно 2 нуждается в помощи 1 испытывает значительные затруднения 2.3. Темп интеллектуальной деятельности:
3 выше, чем у других учащихся класса 2 такой же, как у других учащихся класса 1 значительно снижен 3. Результативность интеллектуальной деятельности
3.1. Результат получает:
4 успешно (рационально, эффективно); воспроизводит предложенный учителем алгоритм 3 оригинальным творческим способом Баллы
Виды работ на занятии
Фамилии учащихся
2 нерациональным («длинным») путем 1 путем подгонки под ответ («методом тыка»)
3.2. Предъявление результата:
4 способен дать развернутый ответ и аргументировать свое решение 3 способен дать правильный ответ, но не может его обосновать 2 приходится «вытягивать» ответы 1 необходимость отвечать, как правило, вызывает серьезные затруднения 4. Самооценка результата работы:
3 способен дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок 2 не всегда может дать объективную оценку своей работе, хотя, как правило, видит допущенные ошибки Баллы
Виды работ на занятии
Фамилии учащихся
1 не может объективно оценить свою работу, так как не понимает, что допустил ошибки 5. Соответствие статуса учащегося требованиям программы обучения:
3 способен усвоить программу по вашему предмету в нормативные сроки 2 для освоения программы требуется система дополнительных занятий 1 освоение программы по различным причинам затруднено Общий балл: Регулятивные УУД (СТАРТ_2014)
Баллы
Виды работ на занятии
Фамилии учащихся
1. Получив задание:
3 планирует работу до ее начала 2 планирует действия в ходе работы 1 вообще не составляет плана 2. Вопросы, уточняющие задание:
4 Не нуждается в дополнительных пояснениях 3 Задает до начала работы 2 В ходе работы 1 Не задает, хотя и нуждается в пояснениях 3. Выполняя задание:
4 точно придерживается плана 3 отступает от плана в деталях, сохраняя общую последовательность действий 2 начинает работать по плану, но в ходе работы грубо нарушает порядок действий 1 работает хаотично, без плана
Баллы
Виды работ на занятии
Фамилии учащихся
4. Завершая задание:
3 обязательно добивается запланированного результата 2 не доводит работу до окончательного результата 1 довольствуется ошибочным результатом 5. Закончив работу:
4 проверяет ее результат, находит и исправляет ошибки 3 результат не проверяет, так как довольствуется любым результатом 2 результат не проверяет, так как всегда убежден в его правильности 1 результат проверяет, но ошибок «не видит» 6. Помощь в работе:
4 не нуждается 3 нуждается и принимает 2 нуждается, но не умеет пользоваться 1 нуждается, но не обращается Общий балл: Коммуникативные УУД (СТАРТ_2014)
Баллы
Виды работ на занятии
Фамилии учащихся
1. Изложение собственных мыслей:
3 может самостоятельно донести свою мысль до других 2 может донести свою мысль до других с помощью наводящих вопросов 1 не может донести свою мысль до других даже с помощью наводящих вопросов 2. Ведение дискуссии
2.1. Способность отвечать вопросы:
4 обычно отвечает, давая развернутый ответ 3 обычно отвечает, давая краткий (неполный) ответ 2 как правило, при ответе испытывает затруднения из-за волнения 1 практически не может самостоятельно отвечать на вопросы
Баллы
Виды работ на занятии
Фамилии учащихся
2.2. Способность задавать вопросы:
3 обычно самостоятельно формулирует корректные вопросы 2 формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику 1 практически не может формулировать вопросы, понятные собеседнику 2.3. Способность корректно возражать оппоненту:
3 обычно возражает своему оппоненту корректно 2 не всегда корректно возражает своему оппоненту 1 как правило, не соблюдает корректность, возражая оппоненту 3. Взаимодействие в учебной группе (в группе сверстников)
3.1. Способность аргументированно отстаивать собственную позицию:
3 обычно отстаивает свою позицию аргументированно 2 не всегда аргументированно отстаивает свою позицию 1 как правило, не может аргументированно отстоять свою позицию Баллы
Виды работ на занятии
Фамилии учащихся
3.2. Способность гибко (разумно и осознанно) менять собственную позицию:
4 обычно может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию в случае необходимости 3 не всегда может в случае необходимости гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию 2 как правило, не может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию, даже если понимает необходимость этого шага 1 не может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию, потому что, как правило, не понимает необходимость этого шага 3.3. Способность подчиниться решению группы для успеха общего дела:
3 обычно может подчиниться решению группы 2 не всегда может подчиниться решению группы 1 как правило, не подчиняется решению группы
Баллы
Виды работ на занятии
Фамилии учащихся
4. Соблюдение социальной дистанции в ходе общения (способность учитывать статус собеседника и особенности ситуации общения):
3 обычно удерживает социальную дистанцию в ходе общения 2 не всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения 1 как правило, игнорирует социальную дистанцию в ходе общения Общий балл: Уважаемые коллеги!
В колонке приводятся некоторые характеристики личностных универсальных учебных действий, которые вы наблюдаете на занятиях. Поставьте балл (от 1 до 3) насколько по Вашим наблюдениям у ученика сформирована каждая характеристика) на пересечении данного утверждения и фамилии учащегося.
Личностные УУД (СТАРТ_2014)
Характеристика
личностных УУД
Фамилии учащихся
1. Самоопределение (3,2,1 балл)
А Знание и выполнение основных прав и обязанностей школьника-гражданина Б Ориентация в системе моральных норм и ценностей В Готовность к самообразованию и самовоспитанию Г Устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению 2. Смыслообразование (3,2,1 балл)
А Установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов Б Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение» Характеристика
личностных УУД
Фамилии учащихся
В Потребность к участию в общественно полезной деятельности (дежурство, участие во внеурочных мероприятиях и т.д.) Нравственно-этическое оценивание (3,2,1 балл)
А Позитивная моральная самооценка (переживание стыда и вины при нарушении моральных норм) Б Осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающееся в поступках, направленных на помощь В Умение вести диалог на основе взаимного уважения и принятия, умение конструктивно разрешать конфликт. Общий балл
Сводная ведомость по группе __________________________________________
(название курса)
Класс Средний балл по всему классу
Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Личностные УУД