Мастер-класс Историческая пропедевтика в курсе А.А.Плешакова Окружающий мир 2012год


Мастер – класс Историческая пропедевтика в курсе А.А.Плешакова «Окружающий мир» Учителя начальных классовМБОУ СОШ №28 города Воронежа Боголеповой Марина Юрьевны Способности формируются в деятельности и в ней же проявляются.С.Л.Рубинштейн В последнее время в системе образования произошёл переход с объяснительно-иллюстративного способа обучения на деятельностный, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Учение превращается в сотрудничество – совместную работу учителя и учеников по овладению знаниями и решению проблем. Одной из результативных технологий является, на мой взгляд, исследовательская работа. Детская работа в исследовательском поиске обусловлена биологически, т.к. ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – вот важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Основной его тезис: « Я знаю для чего надо то, что я познаю, где и как я могу эти знания применить». Исследовательская технология служит для развития познавательных навыков учащихся, их критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Условия формирования исследовательских умений младших школьниковЦеленаправленность и систематичность;Мотивированность (помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, возможность реализации их собственных талантов и способностей, способов развития и самосовершенствования);Создание творческой рабочей атмосферы;Поощрение творческих проявлений учащихся;Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского понимания и восприятия уровне; само исследование должно быть посильным, интересным и полезным.Не даром говорил С.Л.Рубинштейн «Способности формируются в деятельности и в ней же проявляются» Целью моей работы с детьми является углубление и обогащение знаний учащихся по истории и культуре родного государства.Образовательные задачи:• формирование представлений о жизни нашего государства в различные исторические отрезки времени;• изучение и освоение духовных ценностей народной культуры истории родного государства; понимание особенностей развития нашего государства на основе формирования его истории и культуры; • формирование представлений о ценности литературных и художественных произведений как источника познания культуры и истории родного края. Воспитательные задачи:• развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному государству, пробуждение уважения и гордости к патриотам своего Отечества; • воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры своего государства и края;• укрепление заинтересованности содержанием истории России и желания поделиться историческими рассказами со своими сверстниками; • изучение жизни истории государства через чтение дополнительной исторической литературы, посещение музеев, выставок, экскурсий;• наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории Родины через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников, ветеранов Вов. Большое значение в курсе А.А.Плешакова «Окружающий мир» отводится воспитанию любви к своей Родине, воспитанию чувства патриотизма, знакомство с историей своей страны. В программе автора с 1-ого по 4–ые классы рассматриваются следующие разделы пропедевтики истории: 1 классЧто такое Родина - 4 часа 2 классПутешествия по родной стране - 10 часов 3 классПутешествия по городам и странам - 13 часов 4 класс1.Страницы всемирной истории - 5 часов2.Страницы истории Отечества - 20 часов3.Современная Россия - 9 часов Для ознакомления с внутренним содержанием каждой темы раздела можно применять разные приёмы:Исследовательская работа;Инновационные методы, приёмы и наработки;Внеклассная работа.Использование ИКТ;Все вышеизложенные приёмы как правило в работе часто перекликаются и конечно же ведут к ситуации успеха! Исследования можно классифицировать по-разному:По количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);По месту проведения (урочные и внеурочные);По времени (кратковременные и долговременные);По теме (предметные и свободные);По степени самостоятельности выполнения (самостоятельно, с родителями, под руководством учителя и т.д.);По проблеме (освоение программного материала, более глубокое освоение программного материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу).Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Коллективная внеурочная проектно - исследовательская работа под руководством учителяВ 2011 году 8 ноября Россия отмечала 300-летие со дня рождения великого русского учёного М.В.Ломоносова. И так получилось, что данная тема в учебнике А.А.Плешакова стоит в 4-ой четверти. В школе объявили «Месячник науки». И мы стали готовиться. Класс был поделён на 4 творческие группы (со своим лидером в каждой группе). Группе раздала темы исследования: Детство и юность М.В.Ломоносова; Годы учёбы; Академия; Достижения М.В.Ломоносова. Открылась бездна, звёзд полна,Звёздам числа нет, бездне дна…Эпиграф
style.rotation
style.rotation
style.rotation 300 лет назад на Северной Дине недалеко от г.Холмогоры, в деревне Денисовка (ныне село Ломоносово) 8 ноября 1711года родился Михайло Ломоносов
style.rotation
Семья Ломоносовых не была бедной. У Василия Дорофеевича (отца) был галиот «Чайка»
У соседа нашлись славянская «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого. Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть.В 11-12 лет Михайло начал учиться грамоте. Его первым учителем был дьячок местной церкви Н.Сабельников.
style.rotation
style.rotation Путь Ломоносова в МосквуСын крестьянина-помора из Холмогор Ломоносов в 19 лет отправился пешком в Москву.
В 1730 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, где он не только приобрёл вкус к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился с тогдашними науками и учебными дисциплинами.Славяно-греко-латинская академия в Москве
style.rotation
Ситуация, в которой оказался Михайло Ломоносов отпугнула бы кого-то другого. 19-летний парень среди 10-12-летних ребят!« Малые ребята кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в двадцать пришел латыни учиться».
style.rotation В1735 году правительство академии отбирает 12 лучших студентов для обучения в Петербургском университете, в их числе оказался и Михаил Ломоносов.
Дом в Марбурге, где жил М.ВЛомоносовОсенью 1736 года Санкт-Петербургская академия посылает трёх лучших студентов в Германию, в город Марбург, для изучения «Рудного дела». В число счастливчиков попадает и Михаил Васильевич Ломоносов

Диплом профессора химииВ 1745году по возвращению в Москву М.В. Ломоносов стал первым русским профессором , членом Академии наук
style.rotation
В 1748 он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751. М.В.Ломоносов в своей химической лаборатории В 1755г по инициативе М.В.Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.
М.В.Ломоносов занимался исследованиями в разных областях науки.
Открытия в области химииОткрыл первую химическую лабораторию в России;Разработал принцип новой химической науки «Физической химии»;Составил рецепт для приготовления фарфоровых массДиплом профессора химии

Открытия в области физикиОткрыл закон сохранения материиСконструировал термометр
Открытия в области астрономииУсовершенствовал подзорную трубуОткрыл атмосферу на Венере
Открытия в области литературыРазработал правила русского языка, составил книгу «Русская грамматика»В 1751 году вышел первый «Сборник разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова
Открытия в области историиНаписал первый том Российской историиСоставил «Краткий летописец с родословием»
Открытия в области географииСоставил «Полярную карту»Разработал приборы для морского кораблевожденияДоказал существование материка на Южном полюсе (Антарктиды)Доказал возможность Северного морского пути в Индию
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation Геология, металлургияПервым в России обратил внимание на историю самой Земли и на причины образования полезных ископаемыхРазработал теорию возникновения минералов и металловСоставил каталог минералов России Ломоносов - художникОткрыл секрет изготовления смальтыИзбран почётным членом Петербургской Академии художествОткрыл мозаичную мастерскуюИзготовил 40 мозаичных картин
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation Награды – Орден ЛомоносоваОрденом М.В.Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно-исследовательской, социальной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.
Можно ли сказать, что ум М.В.Ломоносова был неисчерпаемым для открытий?Можно ли ум учёного сравнить с бездной, и как вы понимаете слова нашего эпиграфа:Открылась бездна, звёзд полна,Звёздам числа нет, бездне дна…

{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}1234567891011{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}ХОЛМОГОРЫ{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}ЧАЙКА{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}АКАДЕМИЯ{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}БЕЛОЕ{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}КМПС{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}ВЕНЕРА{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}ЛАТИНСКИЙ{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}МОСКВА{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}ЛМНОСВ{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}БАЕЦЕО{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}АСТОНОМИ1.Город, неподалёку от которого родился М.В.Ломоносов2.Название морского судна Ломоносовых3.Научное учреждение в Петербурге, где трудился Ломоносов4.Одно из морей, куда Ломоносовы выходили на рыбный промысел5.Прибор для определения сторон горизонта6.Планета, которую изучал Ломоносов7.Международный язык науки 18 века8.Город, где Ломоносов учился в Славяно-греко-латинской академии9.Выдающийся русский учёный 18 века10.Одно из морей, где рыбачил вместе с отцом М.В.Ломоносов11.Наука, которая изучает небесные тела





Мини-сочинение(Отзыв)Чему бы вы хотели научиться у М.В.Ломоносова?





Индивидуальная внеурочная исследовательская работа Юшкова Дмитрия «Изображение пчёлы на гербах моего края»Эта работа ученика заняла 2-ое место на городской конференции «Сохраним пчелу – сбережём нашу планету»
Иннова́ция (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов образования. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации.Следующие детские инновации к урокам истории помогли мне подготовить материал к дальнейшему использованию их на уроках истории в 4-ом классе. Внедрение детских инноваций в обучение истории России Какое прозвище получил Петр I в истории России?а) Грозный б) Мудрый в) ВеликийТема: Император РоссииВнедрение детских инноваций в обучение истории России



Во сколько лет был провозглашен Петр царём? а) в 4 годаб) в 10 лет в) в 18 лет



Когда был заложен город на Неве? а) 1703 г. б) 1803 г.в) 1817 г.Составил Ткаченко Дмитрий


style.rotation

Город Санкт – Петербург начал строиться… а) с Петропавловской крепости б) с Кронштадтав) с Петропавловского собора


Соедините прозвище с именем: Иван IV Мудрый Ярослав Вещий Олег Грозный Владимир Красное Солнышко Дмитрий Калита Александр Донской Иван Невский Тема: Повторение Составила Паринова Полина




style.rotation
Тема: Повторение по разделу «Страницы истории Отечества»Соедини название с датой988 год1914 год1917 год1242 год1380 год1812 год1961 год1945 годКуликовская битваОтечественная война Ледовое побоищеПервая мировая войнаФевральская революцияКрещение РусиВеликая Отечественная война (окончание) Полёт Ю.А.Гагарина в космос




{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}25 41763Князь, вошедший в историю как креститель Руси.Божество перед которым преклонялись древние славяне.Обряд, с помощью которого человека приобщают к христианской вере.Князь, поставивший ладьи на колёса и завоевавший Царьград.Советники и помощники князя.Войско князя.Столица Древней Руси. Тема: Князь Владимир и крещение Руси.{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}ВЛАДИМИР{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}ПЕУН{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}КРЕЩЕИЕ{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}ОЛГ{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}БОЯРД{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}УЖИНА{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}ИЕВСоставила Токмакова Валерия




Спасибо за внимание!
style.rotation