Конспект урока по биологии в 8 классе по теме Нарушение кожных покровов и их предупреждение


Тема урока: Нарушение кожных покровов и их предупреждение.
(биология – 8класс)
Учитель Константинова Ольга Петровна
Тип урока – комбинированный урок
Цель урока: способствовать развитию интереса к биологии
Задачи урока:
Образовательная
Закрепить и актуализировать ранее изученный материал о причинах заболевания почек и их предупреждении. Систематизировать знания о строении и функциях кожи, причинах нарушений кожных покровов.
Воспитательная
Прививать навыки коммуникативного общения, воспитывать у учащихся интерес к учению, стремление добиваться успехов за счет добросовестного отношения к своему труду.
Развивающая
Формировать умение сопоставлять факты и делать выводы.
Развивать логику и критическое мышление. Формировать умения давать полный ответ.
Оборудование: мультимедийная презентация, лупы, салфетки.
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент.
Слайд 2. Задачи урока.
2. Проверка домашнего задания.
Слайд 3-4 (15 фрагментов).
Блиц-опрос:
1. Причинами заболевания почек являются…(нисходящие инфекции, восходящие инфекции, употребление алкоголя, переедание, однообразное питание мясом, употребление острой пищи).
2. При неумеренном употреблении жидкости может возникнуть… (водное отравление).
3. Употребление дистиллированной воды вредно для организма, так как приводит к …. (разбуханию клеток и нарушает их работу).
4. Жесткая вода содержит большое количество … (солей кальция и магния).
5. После кипячения жесткость воды… (уменьшается).
6. В полевых условиях воду необходимо… (кипятить).
Фронтальный опрос.
Почему ладонная поверхность руки потеет чаще, чем тыльная (рассматриваем кожу под лупой). Какие слои кожи удалось рассмотреть под лупой? Где находятся сальные и потовые железы?
Устный опрос.
Слайд 6:
1. Каково значение кожи?
Слайд 7:
(1. Покров тела, защищает внутренние органы от механических повреждений, потери воды.
2. Имеет чувствительные рецепторы, воспринимает боль, изменения температуры, прикосновение. Это позволяет избежать ранений, ожогов, обморожений.
3. Предохранение организма от пере5гревания и переохлаждения, поддерживает постоянную температуру тела.
4. Выделяет часть вредных веществ, избыток солей в виде пота.
5. Принимает участие в обмене газов, поглощает кислород, выделяет углекислый газ.) Слайд 8:
2. Каково строение кожи? Перечислить функции слоев кожи.
3.Новая тема,
Слайд 9: Нарушение кожных покровов и повреждения кожи.
Задачи по изучению новой темы:
1. Выявить причины нарушений кожных покровов.
2. Обобщить знания о видах ожогов и обморожений и мерах оказания первой помощи.
3. Познакомиться с заболеваниями кожи и их профилактикой.
Слайд 10:
-Работа с текстом учебника.
Задание –прочитать в п. 42 п. «Причины нарушений кожных покровов», выделить внешние и внутренние причины, составить таблицу или схему для ответа. (время на работу- 3 минуты).
Проверка работы.
Слайд 11: «Причины…» (вынести на доску после ответа ученика).
Слайд 12:
- С какими видами ожогов вы познакомились при изучении предмета ОБЖ и химия? (химическими и термическими).
Слайд 13:
-Задание – по п. «Оказание первой помощи при ожогах» составить таблицу, отражающую вид поражения, признаки поражения, меры оказания первой помощи (время на работу – 5 минут).
Вид ожога Признаки Меры оказания первой помощи
Термический:
-легкий
(1 степени)
Жжение, кожа припухает и краснеет
Охладить струей воды на 5-10 минут, протереть одеколоном, слабым раствором перманганата калия, накрыть сухой чистой тканью, приложить холод.
-средний
(2 степени) Появление пузырей Накладывание повязки после того как они лопнут.
-сильные
(3 степени)
Страдают все слои кожи
1) Наложить на повреждённую поверхность чистую пленку или ткань.
2) Поверх плёнки приложить пакеты со льдом.
3) Дать пострадавшему таблетку анальгина (если он в сознании)
4) При длительном ожидании скорой помощи обеспечить пострадавшего обильным тёплым питьём.
-очень сильные (4 степени) Полное поражение кожи и нижележащего мышечного слоя Когда площадь поражения кожи превышает 10% - следует ожидать развития ожогового шока.
Недопустимо:
Сдирать с поверхности кожи одежду
Вскрывать пузыри
Бинтовать обожженную поверхность
Смывать грязь и сажу с поверхности кожи
Обрабатывать повреждённую поверхность присыпками и спиртосодержащими растворами
Химический:
-кислотой
Промывают проточной водой, а затем 2% р-ром соды или мыльным раствором. Промывают водой, накладывают повязку.
-щелочью
Сначала смывают водой, затем обрабатывают слабым раствором уксусной или лимонной кислоты.
Промывают водой, накладывают повязку.
-фосфором
Если на кожу попал фосфор, то он вспыхивает. Обожжённое место нужно опустить под воду. Палочкой удалить кусочки фосфора, наложить повязку.
-негашеной известью При попадание негашеной извести нельзя допускать соприкосновение с влагой – пойдёт бурная химическая реакция. Обработку ожога производят любым маслом.
Физминутка.
Проверка работы – 5 минут. При проверке – всё, что выделено жирным шрифтом, ученикам дополнительно внести в таблицу в тетрадь.
Слайды 14 (3) – термический ожог; 15 (3) –солнечный ожог; 16 и 17 :Задание - какие признаки обморожений вы знаете?
Слайды 18 (2); 19 (3); 20 (2)
(потеря чувствительности, появление белых пятен на коже, припухлось).
- Какие меры необходимо принять, чтобы уменьшить поражение кожи при обморожении? (доставить пострадавшего в теплое помещение, растирать осторожно (нельзя растирать снегом), укутать обмороженный участок ватой, шерстью, чтобы разогревание происходило медленно, за счет тепла, выделяемого организмом).
Объяснение с использованием презентации – Заболевания кожи.
Слайды 21 (3), 22 (3), 23 (3), 24 (3), 25 (2), 26 (3)
Фронтальная практическая работа
«Определение жирности кожи на разных участках лица»
Слайд 27 (3), 28 (3).
4. Закрепление материала.
-Как вы понимаете выражение «Кожа – зеркало организма»?
-Как отражаются на коже погрешности в диете?
-Можно ли по состоянию кожи определить какого витамина ей не хватает?
-Как уберечь себя от стригущего лишая и чесотки? Почему в обоих случаях необходимо обратиться к врачу?
Общий вывод: стр. 175
Итог урока – как выполнили задачи урока?
Оценки за урок.
Дом. Задание – п.43, повторить по учебнику 8 класса: чем отличаются теплокровные животные от холоднокровных.