Урок с групповой формой обучения по русскому языку (7 класс) «Следствие ведут знатоки» по теме: «Повторение изученного по теме «Наречие»


План-конспект урока с групповой формой обучения
по русскому языку (7 класс) «Следствие ведут знатоки» по теме:
«Повторение изученного по теме «Наречие»
ФИО (полностью) Гаврилова Елена Вениаминовна
Место работы ГБОУ СОШ № 7 «ОЦ» г. Новокуйбышевска
Должность учитель
Предмет русский язык
Класс 7-Б
Тема урока и количество часов Повторение изученного по теме «Наречия»,
2 часа
Базовый учебник М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. «Русский язык 7 класс». -М.: «Просвещение», 2012
Дата проведения урока 15.02.2014
Тип урока - Урок с групповой формой обучения
СОТ Здоровьесберегающие технологии: «аквариум настроения», положительный эмоциональный настрой, эмоциональный заряд, метод «хохочущих фотографий», гимнастика для глаз и шейного отдела «Бинокль», минута смеха, физминутка, гимнастика мозга, релаксация;
личностно-ориентированное обучение;
технология индивидуализации и дифференциации;
технология проблемного обучения;
технология игры;
технология группового обучения;
ИКТ.
Цели урока:
Образовательная:
систематизировать и обобщить знания о наречиях;
знать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий;
формировать умения находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении;
отработать орфографические навыки написания НЕ с наречиями, суффиксов –Н- и –НН- в наречиях, букв Е и И в приставках –НЕ- и –НИ- отрицательных наречий, букв О и А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, дефисное, слитное и раздельное написание наречий, мягкого знака на конце наречий;
работа по развитию речи (составление устного высказывания на грамматическую тему, расширение словарного запаса учащихся за счет употребления в речи наречий для более точного выражения мыслей, составление текстов с использованием наречия как средства связи в тексте – домашнее задание).
Воспитательная:
прививать любовь к слову, к русскому языку;
прививать интерес к учебному материалу через игру.
Развивающая:
развивать творческие способности учащихся;
побуждать школьников пробовать пероо;
развивать воображение, память, внимание, логическое мышление;
Предварительная работа
Класс поделен на следственные группы (команды). В каждой группе есть капитан и помощник («сильные» учащиеся»), которые оказывают помощь, направляют, проверяют выполнение заданий, оценивают, пользуясь подсказками, вносят результат в личную карточку ученика.
Перед началом урока дети, войдя в класс, опускают в аквариум настроения рыбок определенного цвета (в зависимости от настроения и состояния). Это позволяет учителю определить шкалу настроения, сориентироваться в подборе методов и приемов для создания комфортной атмосферы на уроке.
Ход урока
Организационный момент
Положительный эмоциональный настрой, эмоциональный заряд.
Здравствуй, мой любимый класс!
Я так рада видеть вас.
Сегодня наш класс превратится в следственный отдел знатоков русского языка. Давайте посмотрим на наш следственный экипаж. Смотрите, какие мы все веселые, жизнерадостные! И, конечно, будем успешными. У нас все получится!
Постановка цели урока.
Цель нашего урока – повторить все, что мы знаем о наречии – общее значение, морфологические признаки, синтаксическую роль, правописание наречий и употребление их в речи, таким образом обогащая словарный запас.
Наш урок пройдет в форме игры «Следствие ведут знатоки». У нас работает 5 следственных групп или команд. В каждой есть помощники и капитаны. Их задача не подсказывать, а направлять, помогать оценивать и вносить результаты в личные карточки ученика. А вот «подсказки» или правильные ответы вы будете получать в конвертах по мере выполнения задания. У вас будет возможность дать самооценку, выполнив взаимопроверку, или получить оценку учителя, капитана и помощника. Будьте справедливыми и объективными – ведь для следствия это главное.
Итак, у нас следствие ведут не просто знатоки, а знатоки русского языка. Каждый из вас будет получать индивидуальные спецзадания согласно номеру. И ответы-подсказки – под этими же номерами. Если задание выполнено, вы можете двигаться дальше, выполняя задание под другими номерами, что принесет вам дополнительную оценку и позволит прочно закрепить знания. Вашими общими усилиями в конце урока будет раскрыта шифровка, которая находится на доске. Успехов!
Постановка проблемных вопросов («Вопросы на засыпку»)
Сегодня на уроке вы получите ответы на непростые вопросы:
Как наречие сдружилось с частью слов и отгородилось от них дефисом. Как и от кого отгораживается наречие?
Какое правило наречие берет взаймы у прилагательного?
Каких букв берут поровну наречия и прилагательные?
Повторение изученного материала. Вопросы для обсуждения командами знатоков.
Для следователей важно всегда быть форме. В этом вам поможет Интеллектуальный тир. Выстрел – вопрос.
Вопрос 1.Что такое наречия?
Вам необходимо обнаружить местонахождение особо опасного преступника. С этой целью вам нужно составить фоторобот с его описанием. Среди других надо обратить внимание на особые приметы.
Устная работа по составлению «фоторобота»:
Что обозначает наречие?
На какие вопросы отвечает наречие?
Как изменяется наречие?
Роль наречия в предложении.
Какие «особые приметы» наречия вы можете назвать? Что отличает наречие от других частей речи?
Задание 1. «Раскрытие шпионов»
Отгадайте ребусы. Какие наречия здесь скрываются?

Вопрос 2. Как отличить наречие от сходных частей речи?
Рекомендации-подсказки:
А) ищите зависимое слово, если его нет – это наречие, пишите слитно: вернулся вмиг; сравните: в миг (чего?) встречи – зависимое слово есть, это существительное, пишите раздельно;
Б) найдите начальную форму словосочетания, в которое входит «подозреваемое» слово. Получается? Предлог исчез? Это наречие - пишите раздельно: в миг встречи - миг встречи; если попытка поставить словосочетание в начальную форму не удалась, значит, это наречие - пишите слитно: вернулся вмиг.
Вопрос 3. Когда наречия пишутся через дефис?

Вопрос 4. Когда в наречиях пишется мягкий знак?

Вопрос 5. Расскажите о правописании НЕ с наречиями.

Вопрос 6. Расскажите о правописании букв О и А на конце наречий, с приставками ИЗ-, ДО-, С-. Приведите примеры. Воспользуйтесь «правилом окна».
Вопрос 7. Расскажите о правописании отрицательных наречий.
Вопрос 8. Когда в наречии пишется одна и две буквы Н?

Гимнастика для глаз «Бинокль»
Представьте, что вам необходимо отыскать наречие. Возьмите в руки бинокли. Посмотрите вправо, влево, вверх, вниз, вдаль. Какие наречия отыскали? Приведите примеры.
Закрепление изученного материала. Практическая работа в группах.
А теперь все знания применим на практике. Вы получите «личные спецзадания» на каждую тему (это тесты, карточки, загадки, тексты в которых нужно найти ошибки, задание заставить заговорить молчащую таблицу и т.д.).
Первый блок упражнений «Задержание подозреваемого»:
Задание 1. Грамматическая сказка «Кто важнее?»
Найти наречие и подчеркнуть как член предложения.
В царстве речи было много замков. Одни из них принадлежали наречиям. Наречия любили поспорить друг с другом, кто важнее.
- Я, - говорит одно наречие, - могу прыгать по-заячьи.
- А стоит представить меня; - хвастается другое; - так сразу все исполнится! А вот ты когда собираешься помогать людям? - обращается оно к наречию, сидящему а мягком кресле.
- Когда-нибудь, - лениво отвечает то.
- А я очень люблю вредить всем, - растягивая слова; вставляет наречие Еле-еле. - Стоит меня подставить, так все делается медленно.
- И я тоже! - крикнуло наречие Кое-как. - Стоит мне встать рядом с глаголом, тая все дело портится.
И вдруг погас свет. Все стали сталкиваться, падать, возмущаться. Кто-то крикнул:
- Где же наречие Ярко?
- Почему оно нам не поможет? - подхватили другие.
- А зачем я вам? - спросило наречие Ярко. - Ведь вы все-все можете. Вы же важней всех.
Наречия покраснели. Стыдно им стало за свое хвастовство.
А наречие Ярко подошло к глаголу Светит, и все стало по-прежнему Только никто уже больше не хвастался.
Задание 2. Из жизни наречия Праздно
Обнаружь наречия и подчеркни их как член предложения.
Жило-было наречие Праздно. Больше всего на свете оно любило отдыхать. Дома наречие гляделось в зеркало, смотрело телевизор, ело да спало. Еще Праздно очень любило ходить в гости. У него было много приятелей и приятельниц в родном городе Наречинске. Утром, днем и вечером его можно было встретить повсюду. С утра пораньше оно пило чай, потом гуляло в парке. Позже его можно было встретить у озера. На обед наречие никогда не опаздывало. После обеда любило поспать часок. А после сна Праздно срезу же отправлялось в гости. И так проходили дни, месяцы, годы. Не жизнь, а сплошной праздник. Недаром эти слова произошли из одного корня.
Задание 3. Загадки
Найти наречие и подчеркнуть как член предложения.
1) Скоро не ест, мелко жует, Сама не ест, другим не дает. (Пила)
2) Всегда шагаем мы вдвоем, Похожие, как братья.
Мы за обедом - под столом, А ночью - под кроватью. (Сапоги)
3) Его мы издалека встречаем
На дороге,
Без палки ходит он,
Безглазый и безногий.
Боится не собак, не кошек, не коров,
А кур и петухов. (Червяк)
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели В меха его одели. (Дерево)
В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать! (Утюг)
Задание 4.
Найти наречие и подчеркнуть как член предложения.
Недавно попалась мне в руки книга. Мы дожидались недолго. Справа сиял снежный Кавказ. Облака тяжело тянулись около черных вершин. Здесь путешественники обыкновенно выходят из экипажей и идут пешком. Он всю дорогу болтал по-турецки. Мы возвратились поздно. Я следовал за ним издали. Его насилу отогнали.
Задание 5. Из истории слова Вдребезги
Найти наречие и подчеркнуть как член предложения.
Наречия возникли в языке позже других слов. Они нередко восстанавливают историю давно забытого слова, помогают понять, что язык постоянно изменяется, в нем происходят процессы отмирания одних слов и рождение других.
Так древнерусском языке употреблялось существительное «дребезг» со значением «черепок, осколок» От данного существительного в винительном падеже множественного числа с предлогом В образовалось наречие вдребезги.
Задание 6. Осенняя пора
Найдите наречие и подчеркните как член предложения.
С начала сентября воздух начинает понемногу холодеть. Утром вы замечаете, что трава чуть-чуть побелела. Свежо. Лужи сплошь засыпаны листьями. По-осеннему мелкие дожди совсем не похожи на летние: они идут беспрестанно, и земля не просыхает скоро. Ветер дует без устали, разнося далеко-далеко созревшие семена деревьев. Листья на деревьях начинают кое-где желтеть. Поля мало-помалу тоже желтеют. Лишь по-прежнему зеленеет озимь.
Минута смеха
Язык школьных сочинений сочинений
«Муравей снес такое большое яйцо, что еле доволок его до дома».
«Мы с братом взялись за руки и пошли в разные стороны».
«На ней были длинные лайковые перчатки - почти до колен».
«Мою старшую сестру зовут Надя, она младше меня на 4 года».
«Кот ел рыбу и от удовольствия тявкал».
«У лягушки были большие глаза и длинные ресницы».
«У петуха были куриные ножки».
Невыдуманные диалоги
Учитель: Напиши предложение со словом «посеять».
Ученик: Три дня тому назад я «посеял» свои часы.
Учитель: Сочини короткий рассказ о волках.
Ученик: В лесу я увидел семь волков. Они были серые. Я схватил палку, и он убежал.
• Второй блок упражнений «Установить личность подозреваемого и различить двойников»:
Задание 1. Определите, к какой части речи принадлежат омонимичные пары в словосочетаниях:
В(глубь) океана - опуститься в(глубь);
В(высь) небесную - подниматься в(высь);
В(век) атома - в(век) не забуду;
В(даль) моря - смотреть в(даль);
В(плотную) ткань - подойти в(плотную).
Задание 2. Определите, к какой части речи принадлежат омонимичные пары в словосочетаниях:
В(высь) подняться - в(высь) небесную взлететь/
В(век) не забыть друга - в(век) технизации;
В(конец) разобидеться - в(конец) переулка уйти;
В(косую) расчертить - в(косую) линейку тетрадь;
В(круг) все спит - в(круг) света встать.
В(мертвую) забить гвоздь - в(мертвую) руку вложить цветы;
В(накидку) носить пальто - в(накидку) из шелка одеться;
Во(время) прийти - во(время) семинара;
В(пору) сшит костюм - в(пору) испытаний;
В(растяжку) говорить - в(растяжку) отдать обувь.
Задание 4. Выделенные слова и сочетания слов заменить близкими по смыслу наречиями:
(В)тайне готовить сюрприз - (в)тайне кроется ответ;
(В)ширь раздаться - (в)ширь полей степных;
(К)верху поднять голову - (к)верху двери прикрепить;
(На)завтра будет праздник - (на)завтра отложить дела;
(На)лицо была ошибка - (на)лицо упала прядь волос.
Задание 5. Выделенные слова и сочетания слов заменить близкими по смыслу наречиями:
В(низу) горы - ждать в(низу);
На(верх) лестницы - подниматься на(верх);
По(зимнему) саду - одет по(зимнему);
По(новому) шоссе - мыслить по(новому);
По(старинному) замку - одеваться по(старинному).
Задание 6. Прочитайте текст шуточной песенки из передачи «Радионяня». Определите какими частями речи являются выделенные слова:
Дразнил однажды мальчуган мартышку,
С размаху запустил в мартышку шишкой.
Но, как на(зло), ему не повезло: (наречие)
Мартышка злом ответила на(зло). [сущ. с предлогом)
На дерево вскарабкалась мартышка И бросила в мальчишку эту шишку.
Тут вмиг синяк под глазом на(лицо). (наречие)
Да, как назло, упала шишка прямо на(лицо). (сущ. с предлогом)
Щенок у нас ужасный забияка.
Ведет себя как взрослая собака.
Он на кота рычит, как зверь за(тем), (наречие)
Чтоб во дворе весь день гоняться За котом за(тем). (местоим. с предлогом)
Но как-то кот огромный появился И за щенком задиристым пустился.
Стал вдруг щенок наш тихим от(того), (наречие)
Что от кота ему досталось от(того). (местоим. с предлогом)
Физминутка (игра – «Вверх – вниз, вправо-влево»)
Выполняя команды, будьте внимательны. (Ведущий путает. Задача детей – выполнить действия в соответствии с командой.)
Вверх-вниз, вправо-влево, высоко-низко, далеко-близко.
Третий блок упражнений «Дело об отпечатке пальцев»
Задание 1. Заставь «заговорить» «молчавшую» таблицу
Сущ. 3 скл. Ж.р. Сущ. 2 скл. М.р. Сущ. Мн.ч. Р.п. Глаголы Наречия Краткие прилагательные Непроч… отдохнуть 2. Пройдеш…ся 3. Пустош…
4. Тени от свеч… 5. Горюч… 6. Навзнич…
7. Шалаш... 8. Невтерпеж… 9. Стереч…
10. Замуж...
Задание 2. Выборочно-распределительный диктант
В первый столбик выпишите номера слов, в которых надо писать мягкий
знак, во второй - номера слов, в которых мягкий знак писать не надо.
1) Хорошо, когда накалиш...ся на солнышке, прыгнуть в воду.
2) А потом, когда устанеш..хорошо пойти к своим ребятам.
3) Худой пират поспешил за угол - стереч... выход.
4) Коля кинулся проч... из комнаты.
5) В поселке снег валит с крыш…
6) Окно папиной комнаты было открыто настеж…
7) Это были жители соседних дач…
8) Я повалился навзнич... на траву.
9) Мальчишки во дворе гоняли мяч…
10) О директоре говорили: «Хорош..., но со странностями».
Задание 3. Четвертый лишний
Сплош…, навзнич…, проч…, печ…,
Платеж…, малыш…, крепыш…, туш…,
Проводиш…, повышаеш…, горяч…, бываеш…,
Задач…, дач…, туч…, луч….
Задание 4. Вставь пропущенные буквы
Упасть навзнич…Ринуться проч…Ударить наотмаш…
Вернуться заполноч…Ждать невтерпеж…Сплош… покрыться
Копченый лещ…Спряч…тесь от дождяМедленно теч…
Теч…, образовавшаяся в лодке
Задание 5. Вставь пропущенные буквы
Сплош… увешенная сережками береза Разжеч.. костер
Увлеч…ся интересной работойДень хорош…
Показаться из-за туч…Жареная дич…
Решить много задач…Исполнить точ…-в-точ…
Раскрытое настеж… окноНевмоч… продолжать путь
Задание 6. Записать, добавив по 3 примера данной части речи
Чувствуешь - Ландыш-Прочь-Шипуч-
Релаксация
• Четвертый блок упражнений «Обнаружь улики»
Задание 1. Исправьте ошибки:
Давным давно жил на свете Кащей Бессмертный. Волей неволей приходилось ему выполнять много не приятных обязанностей. Ежедневно должен был перетаскивать точь в точь по одному коту в свой мало помалу развалившийся замок, и накопилось их видимо невидимо. И вот остался он с ними один на один, бок о бок. Разозлились кошки и съели в насмешку жадного кащея, хотя он был бессмертным и не съедобным.
Задание 2. Раскрыть скобки:
Тронуться в путь (по)прежнему направлению, тосковать (по)настоящему делу, (по)настоящему отдохнуть, воспринимать (по)своему, исчезнуть (по)немногу, расти (по)прежнему хорошо, идти (по)осеннему лесу, (по)осеннему хмурые дни, приветствовать (по)дружески.
Задание 3. Раскрыть скобки:
Работать (по)коммунистически, (по)зимнему пути, одеться (по)зимнему, говорить (по)английски, (по)настоящему испугаться, идти (по)весеннему лесу, (по)праздничному нести флаги, (по)праздничному городу, жгло (по)вчерашнему, (по)вчерашнему прогнозу погоды.
Задание 4. Раскрыть скобки:
Поступить (по)пионерски, тепло (по)летнему, разряженный (по)осеннему лес, Я осеннему небу, встретить (по)дружески, устроиться (по)походному, ползти (по)пластунски, разлившаяся (по)весеннему река, плакать (по)ребячьи, (по)настоящему договору, пригревало (по)настоящему.
Задание 5. Раскрыть скобки:
Помогать (по)дружески, опаздывать (по)прежнему, не тратить время (по)напрасну, работать (по)сменно, заботиться (по)матерински, получать деньги (по)месячно, читал (по)французски, надеяться (по)пусту, сказать (по)просту, ссориться (по)пустому, работе (по)разному, (по)видимому, это правильно, работать (по)боевому, сделать (по) больше.
Задание 6. Напишите наречия слитно, раздельно или вставьте пропущенный дефис
По.. .весеннемупо.. .старому
По... видимомуво... вторых
По... русскипо...своему
По...осеннемупо.. .медвежьи
Как...токак... л ибо
Еле...еленежданно... негаданно
Пятый блок упражнений «Н» и «НН»:
Задание 1. Н пишется в наречиях:
а) ветре…об) негада…ов) медле…о
г) нечая…од) пусты…ое) беше…о
Задание 2. НН пишется во всех словах ряда:
а) говорил увлече…о, произносил осмысле…о;
б) крутился беше...о, сделал намере…о
в) жил изолирова…о, улыбался искустве…о
Задание 3. Н пишется в наречиях:
а) пута…об) испуга…ов) отчая…о
г) неожида…од) време…ое) беше…о
Задание 4. НН пишется во всех словах ряда:
а) работал отчая…о, говорил напряже…о
б) чертил квалифицирова…о, отвечал тума…о
в) пел взволнова…о, сделал искус…о
Задание 5. Вставить пропущенные Н или НН
Восторже…о улыбаться, ответить сдержа…о, выполнить аккурат…о, поступить обдума…о, обдума…ое предложение, решение задачи обдума…о.
Гимнастика мозга
Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения. Они помогают учащимся любого возраста, раскрытие возможностей, которые заложены в нашем теле. Несколько минут (2-3) занятий дают высокую умственную энергию.
Упражнение «ленивые восьмерки»
Возьмите в правую руку карандаш, начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь левой, а теперь и левой и правой одновременно. А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.
Упражнение «Двойной рисунок»
Возьмите в каждую руку карандаш, изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно, навстречу друг другу.
• Шестой блок упражнений «НЕ с наречиями»
Задание 1. Выполни тест
Обведи букву в кружок, где НЕ пишется раздельно:
а) сидел (не)подвижноб)увидел (не)чаянов) ничуть (не)поздно
г) (не) близко, а далекож)(не)лепод) (не)доуменно
е)(не)по-свойскиз)нисколько (не)угрожающе
Задание 2. Выполни тест
Обведи букву в кружок, где НЕ пишется слитно:
а) ушел (не)ожиданно б) никогда (не)поздно
в) глядел (не)по-нашемуг) крайне (не)продуманно
д) выглядел далеко (не)уверенно е)жил (не)подалеку
ж) очень (не)красивоз) далеко (не)весело
Задание 3. Раскрой скобки
Обведи букву в кружок, где НЕ пишется раздельно во всех словах ряда:
а) одет (не)ряшливо, поступил (не)порядочно
б) абсолютно (не)интересно, ничуть (не)интересно
в) (не)по-моему, (не)жданно
г) (не)много, а мало, ничуть (не)поздно
Задание 4. Раскрой скобки
Обведи буквы в кружок, где НЕ пишется раздельно во всех словах ряда:
а) пел (не)громко, вовсе (не)красиво
б) (не)по-дружески, далеко (не)ласково
в) (не)правильно, крайне (не)принужденно
г) (не)громко, а тихо, никогда (не)поздно
Задание 5. Дополни строчки своими примерами
Нелепо, небрежно, невзрачно...
Нелегко, нечасто, немедленно...
Не громко, а тихо, не часто, а редко...
Нисколько не громко, ничуть не интересно...
Подведение итогов урока. Выставление оценок
Вашими общими усилиями раскрыта шифровка (открывается запись на доске) «Место встречи изменить нельзя». Действительно, с этой частью речи мы не прощаемся, продолжим работу на втором уроке-повторении.
Вы - замечательные команды следователей языковедов. Я ценю ваши усилия. Молодцы! Можно похвалить... Гораздо лучше работали... Порадовали своими ответами...
Домашнее задание
Ответьте на вопросы головоломки:
Перечислите по порядку 5 дней недели, не упоминая при этом ни числа, ни названия дней. Для этого вам понадобятся наречия. Какие? (Позавчера, вчера, сегодня завтра, послезавтра)
Какое наречие пишется через черточку и читается одинаково слева направо и справа налево?
Что было «завтра», а будет «вчера»? (Сегодня)
Какая змея бывает наречием? (Уж)
Приложение 1. Мультимедийная презентация