Презентация на урок Устройство двигателя Д-240 трактора МТЗ-80


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области Петровский агропромышленный лицейУСТРОЙСТВО И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТРАКТОРОВ, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ УСТРОЙСТВО ДВИГАТЕЛЯ Д-240 ТРАКТОРА МТЗ-80 На тракторах МТЗ-80, МТЗ-82 и МТЗ-80Л, МТЗ-82Л установленчетырехцилиндровый четырехтактный дизельный двигатель номинальноймощностью 80 л. с.: соответственно Д-240 (с электростартером) и Д-240Л (спусковым двигателем).В двигателе применена неразделенная камера сгорания с объемнопленочным смесеобразованием. Часть впрыскнутого топливараспиливается в объеме камеры сгорания, а другая растекается по ееповерхности, образуя тонкую пленку. Первая часть топлива интенсивно перемешивается с потоком сжатого нагревшегося воздуха, активноиспаряется и сгорает: происходит процесс так называемогопредварительного воспламенения топлива. Камере сгорания приданашатровая форма, которая способствует созданию завихрений воздушногопотока и лучшему перемешиванию топлива и воздуха. Вторая частьтоплива (в виде пленки) испаряется с внутренней стороны, нагреваясь отстенки камеры сгорания, и с наружной, соприкасаясь с потоком сжатогонагревшегося воздуха (последующее воспламенение топлива).Постепенно развивающийся процесс сгорания топлива создает условиядля экономичной и, как говорят, мягкой работы двигателя, котораяхарактеризуется плавно нарастающими нагрузками на кривошипношатунный механизм. 1 — поддон блок-картера; 2 — задний лист; 3 — венец маховика; 4 — маслозаливная горловина; 5 — фильтр грубой очисткитоплива; 6 — воздухоочиститель; 7 — выпускной коллектор;8 — головка блока цилиндров; 9 — электрофакельныйподогреватель; 10 — генератор; 11 — корпус термостата; 12 — вентилятор; 13 — водяной насос; 14 — ремень вентилятора; 15 — передняя опора; 16 — блок-картер; 17 — центробежный масляныйфильтр;18 — сапун; 19 — масломерная линейка.ДВИГАТЕЛЬ Д-240 20 — топливный насос;21 — форсунка; 22 — механизмаварийного останова; 23 — впускной коллектор;24 — фильтр тонкойочистки топлива; 25 — стартер. 1 — воздухоочистительпускового двигателя; 2 — пусковойдвигатель; 3 — стартер пусковогодвигателя; 4 — редуктор пусковогодвигателя (остальные деталитакие же, как у двигателя Д240)ДВИГАТЕЛЬ Д-240Л 1 — коленчатый вал; 2 — масляный картер; 3 — приемникмасляного насоса; 4 — масляный насос; 5 — амортизатор; 6 — вентилятор; 7 — водяной насос; 8 — поршневой палец; 9 — поршень; 10 — клапан; 11 — валик коромысел; 12 — воздухоочиститель; 13 — штанга; 14 — маховик; 15 —распределительныйвал 15 — распределительный вал; 16 — шатун; 17 — гильза; 18 — масляный фильтр; 19 — фильтр грубой очисткитоплива; 20 — выпускной коллектор; 21 — головка; 22 — крышка головки; 23 — колпак крышки; 24 — электрофакельныйподогреватель; 25 — впускной коллектор; 26 — форсунка; 27 — фильтр тонкой очисткитоплива; 28 — топливный насос. КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМОсновными деталями кривошипно-шатунного механизма(КШМ) дизеля Д-240 являются: коленвал, поршневая группа,поршневые кольца и пальцы, шатуны, маховик, шатунные икоренные вкладыши подшипников.Коленвал. Коленчатый вал трактора МТЗ-82 изготовлен изстали и подвергнут закалке поверхности токами высокойчастоты. Вал имеет четыре шатунные и пять коренных шееки оснащен съемными противовесами, установленные напервой, четвертой, пятой и восьмой шейки. Благодаряпротивовесам снижается износ коренных подшипников иуменьшается воздействие центробежных сил отнеуравновешенных масс кривошипов. Шатунные шейкиимеют полости закрытые заглушками, внутри которыхпроисходит очистка масла, поступающее от коренных шеек понаклонным каналам в щеках. На переднем конце коленвала смонтированы: шестерня приводамасляного насоса; шестерни привода шестерен распределения;шкив клиноременного привода вентилятора, водяного насоса игенератора. На заднем фланце установлен маховик с зубчатымвенцом. От осевого перемещения коленчатый валограничивается благодаря упорным полукольцам изготовленные изалюминиевого сплава. Упорные полукольца блокируются отпроворачивания выступами, вставленные в фрезерованные канавки вкрышке подшипника. 1 — болт маховика; 2 — болт сцепления; 3 — маховик; 4 — венец маховика; 5 —маслосъемные кольца; 6 — компрессионные кольца; 7 — поршень; 8 — втулкаголовки шатуна; 9 — поршневой палец; 10 — стопорное кольцо; 11 — вкладышкоренного подшипника; 12 — упорное полукольцо; 13 — вкладыш шатунногоподшипника; 14 — коленчатый вал; 15 — противовес; 16 — крышка шатуна; 17 —шатунный болт; 18 — шатун; 19 — болт коленчатого вала; 20 — шкив; 21 —шестерня привода масляного насоса; 22 — шестерня. Шатун. Штампованные шатуны д-240 двутаврового сеченияизготовленные из стали, в верхнюю головку которогозапрессована биметаллическая втулка. Во втулке и верхнейчасти шатуна предусмотрены специальные отверстия длясмазки поршневого пальца. Нижняя головка разъемная ирасточена для монтажа шатунных вкладышей. От осевогосмещения вкладыши фиксируются выштампованнымиусиками, вставляемые в фрезерованные прорези врасточках крышки и шатуна. Крышка шатуна присоединяетсяк нему болтами. Поршень двигателя Д-240. Поршневая группа для дизеляизготавливается из алюминиевого сплава. Боковаяповерхность поршня имеет две канавки под маслосъемныеи три под компрессионные кольца. Для отвода масла вканавках для установки колец просверлены отверстия.Камера сгорания в днище поршня имеет шатровую форму. Вбобышках поршня расточены отверстия для установкипоршневого пальца и канавки для стопорных колец.Поршневые кольца изготавливаются из специального сплавачугуна. На каждом поршне устанавливается трикомпрессионных кольца и четыре маслосъемныхскребкового типа. 1 – верхнеекомпрессионноекольцо; 2 – компрессионныекольца; 3 – верхниемаслосъемныекольца; 4 – нижниемаслосъемныекольца; 5 - поршень. Вкладыши шатунных и коренныхподшипников сделаны из биметаллическойсталеалюминиевой полосы. В верхних половинкахкоренных вкладышей имеются отверстия, совпадающие смаслоподводящими каналами блоке. Кроме того, в первой,третьей и пятой верхних половинках имеются отверстия дляотвода масла от коренных подшипников к опорным шейкамраспредвала.Маховик двигателя Д-240. Маховик изготовлен из серогочугуна в форме массивного диска, крепящегося к фланцуколенвала шестью болтами и фиксируемый паройустановочных штифтов. На маховик напрессован зубчатыйвенец, с которым входит в зацепление шестерня включенияредуктора пускача, либо шестерня включения стартера. Дляпроверки и регулировки угла опережения впрыска топлива,на маховике имеется специальное отверстие (метка). ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗММеханизм газораспределения (ГРМ) двигателя Д-240состоит из: шестерен, распредвала, впускных ивыпускных клапанов, соединительных и передающих движениедеталей.Вращательное движение от коленвала передается шестернямпривода распредвала и топливного насоса. Профильные кулачкираспределительного вала размещены соответственно порядкуработы двигателя. Во время поворота распредвала кулачоксвоим выступом приподнимает толкатель и штангу, упирающаясянижним концом в дно толкателя, а верхним в регулировочныйвинт коромысла. Коромысло, смонтированное на валике,поворачивается и опускает клапан вниз, после чего открываетсяотверстие в головке цилиндров, а пружины, предварительносжатые для удержания клапана в закрытом положении,дополнительно сжимаются. Стержень клапана совершаетдвижение в направляющей втулке. 1 — прокладка головки; 2 —головка; 3 — выпускной клапан; 4 —впускной клапан; 5 — втулкаклапана; 6 — прокладка; 7 —крышка головки; 8 —наружная пружина клапана;9—внутренняя пружинаклапана; 10 — прокладкаколпака; 11 — колпак крышки;12- тарелка клапана; 13 —сухарики; 14 — гайка колпака;15 — шайба; 16— пружина;17— ось коромысел; 18 —пробка оси; 19 — болткрепления крышки головки; 20 — толкатель; 21 —штанга; 22 —регулировочныйвинт; 23 — гайка регулировочноговинта; 24 — коромысло; 25 —шпилька крепления впускногоколлектора; 26 — болт крепленияфорсунки; 27— гайка стаканафорсунки; 28 - Стакан форсунки;29— трубка маслопровода; 30 —стойка оси;31 — впускнойколлектор. Открытие клапана осуществляется полностью, когдатолкатель находится у вершины кулачка. При последующимповороте распределительного вала толкатель опускается, аклапан под влиянием пружин возвращается в верхнююпозицию. При выходе выступа кулачка из-под толкателя,прекращается давление на клапан и он под влияниемпружин наглухо закрывает отверстие клапана в ГБЦ. Штанга,коромысло и толкатель возвращаются в исходноеположение.Для того, чтобы цилиндр как можно быстрее наполнялся ихорошо очищался, необходимо правильно установитьмоменты времени, в которые клапана закрываются иоткрываются. Открытие впускного клапана происходит снекоторым опережением, т. е. до возвращения поршня вверхнюю мертвую точку, а закрытие — с запаздыванием,после того, как поршень проходит нижнюю мертвую точку. Схема установкишестеренгазораспределения: 1 — шестерня приводанасоса рулевогоуправления;2 — шестерняраспределительноговала; 3 — промежуточная шестерня; 4 — шестерня привода топливного насоса; 5 — шестерня коленчатого вала; 6 — шестерня привода масляного насоса. Распределительный вал. Распредвал дизеля Д-240 изготавливается из стали, а рабочиеповерхности кулачков и опорные шейки закаливаются токами высокой частоты. Валсовершает вращение в трех втулках, установленные в блок цилиндров. Передняя втулкавыполнена из бронзы, а две остальные из антифрикционного чугуна.Вдоль вала расположены восемь кулачков в следующей последовательности:1.выпускной первого цилиндра;2. впускной первого цилиндра;3. впускной второго цилиндра;4. выпускной второго цилиндра;5. выпускной третьего цилиндра;6. впускной третьего цилиндра;7. впускной четвертого цилиндра;8. выпускной четвертого цилиндра.Данное расположение кулачков (следовательно и клапанов) соединяет в головкецилиндров каналы от двух выпускных и впускных клапанов третьего и второго цилиндровв один единый.Задняя шейка распределительного вала имеет наклонный просверленный канал, покоторому к механизму клапанов подается смазка. Упорное кольцо удерживаетраспределительный вал от продольного перемещения (допустимо 0,3-1,04 мм).Стальной толкатель имеет грибовидную форму со сферической нижней опорнойповерхностью. В нижней части толкателя просверлен канал для отвода масла измеханизма клапанов в картер. Штанга толкателя выполнена из стального прутка, концыкоторого имеют сферическую форму. Верхний конец штанги упирается в регулировочныйвинт коромысла клапана, а нижний — в углубление донышка толкателя. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!