Конспект урока по русскому языку Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Русский язык 1 – Б класс Учитель: Исмаилова Э.Р.
Тема урока: Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Цель урока: Отрабатывать умение учащихся дифференцировать функции букв Е, Ё, Ю, Я в разных позициях в слове;
развивать память, внимание, логику мышления, устную речь на каждом этапе урока; воспитывать у детей интерес и любовь к русскому языку.


Задачи:
-добиться усвоения темы «Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове»
-развивать речь, аналитическое и образное мышление, умение выделять главное, обобщать, развивать фантазию
-воспитывать ответственность, добросовестное отношение к выполняемой работе
-активизировать творческие способности учащихся.

Оборудование к уроку: карточки с буквами, опорные таблицы по теме.
№ п\п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1

Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся.





- Добрый день! - тебе сказали.
- Добрый день! - ответил ты,
Нас две ниточки связали.
Теплоты и доброты.
Здравствуйте дети, Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте наших гостей. Откройте тетради, 2 строчки вниз пропускаем , по - середине запишите число и месяц ,классная работа.





Приветствие учителя и гостей.
Открывают тетради и записывают.

9 апреля, Классная работа.



2
Введение в тему.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Актуализация знаний. Постановка проблемы.

1.Минутка чистописания. Какие буквы вы прошли на прошлом уроке?(вспоминаем)
- внимание , глаза на доску (пишу буквы яеёю на доске в строчку, соединёно) -что дальше будем делать? Как вы думаете? -а почему это словарные слова? (пишу на доске слово Словарь:) - а какие словарные слова вы знаете? вызываю ребёнка к доске и он вставляет пропущенную орфограмму, ставит ударение (воробей) -какие ещё слова? ( ученик ) (ребёнок выходит к доске и записывает это слово) -какое ещё слово знаем? (ученица)
-с каким словом вы ещё знакомы? (соловей) -итак, открываем учебник, с 61. -что первое бросилось в глаза, какое слово? -давайте запишем ещё одно новое словарное слово у себя в тетрадках, и поставим ударение, на какой слог падает ударение в этом слове?
-и что же нужно поставить в конце предложения? -это новое слово вам нужно знать и выучить.
-а давайте составим предложение с этим словом, кто может составить?
-сколько вы уже знаете словарных слов? Посчитайте.
-скажите, сколько букв в алфавите? -сколько букв обозначают гласные звуки? -сколько букв обозначают согласные звуки? -какие буквы не обозначают звука?

Настраиваются на урок.
Е, Ё, Ю, Я


Писать словарные слова.
-Потому, что их нельзя проверить.
Дети записывают в тетради слово Словарь:
-Ученик, ученица, собака,сорока,деревня.
-Ударение падает на 3 слог, мы видим сочетание Оро.
- ударение падает на 3 слог.
-ударение падает на 3 слог.
-ударение падает на 2 слог.

Деревня (Слайд )

-ударение падает на 2 слог

-точку


Дети придумывают предложение и записывают в тетрадке.
16 словарных слов 33
10
21
Ъ, Ь


3
Работа по теме урока





















Сегодня мы повторим то, что знаем о гласных звуках и буквах. Вместе постараемся определить признаки гласных звуков, узнаем о функциях букв Ее, Ёё, Юю, Яя.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и баюкать,
Но не желают шипеть и молчать.

Гласный звук состоит только из голоса.
При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград.

Гласный звук образует слог: у|че|ник. -Назовите гласные звуки.
-Назовите буквы для обозначения гласных звуков.
Скажи, чего больше: гласных звуков или букв, которые их обозначают.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с буквами - «именинницами», которые имеют секреты. Хотите узнать эти секреты? Тогда будьте очень внимательны.

1)Первый секрет вы сможете открыть прямо сейчас. Вам нужно только назвать эти буквы по именам.
-О каких же знакомых буквах идет речь?
Я буду показывать их, а вы хором называть (показываю только строчные буквы е, ё, ю, я)
-Сколько звуков услышали в имени каждой буквы?
-Вот это и есть первый секрет. В названиях букв е. ё, ю, я слышится по два звука.
-Какой первый звук прячется в названиях букв е, ё, ю, я?


2)Открыть второй секрет нам поможет игра «Превращение слов» .
Вы должны читать хором слова, появляющиеся на доске. На доске пишу сначала слово пел. Стираю букву п, а вместо неё пишу м. Дети читают слова мел, стираю букву м, и пишу букву с. Читаем хором слово сел. Прочитав слово, учащиеся определяют сколько звуков обозначает буква е. Стираю букву с, и дети читают слова ел.
- Что обозначает слово ел?
- Какой звук обозначает буква е в слове ел?

- Итак, открываем второй секрет: не только в названии буквы е 2 звука , но и ..


-Посмотрите как пишутся заглавные буквы Е, Е, Ю, Я. Постарайтесь их запомнить.
-А для чего нам нужны эти заглавные буквы?
-Давайте вспомним нашу рифмовку
«Имена, фамилии, клички, города.
Все с заглавной буквы
Пишутся всегда»


3)Третий секрет этих букв я, е, ё, ю заключается в том, что они смягчают предыдущий согласный звук:
Сяду [с’а
·ду], сел [с’э
·л], осёл [ос’о
·л], сюда [с’уда
·]; - сейчас поиграем в игру, я вам бросаю мяч, а вы мне называете слово, в которой буква Е, Ё , Ю, Я обозначает 2 звука. 4)Выполняем упражнение8 стр 60

Физкультминутка
Упражнение 7, стр.60. Рассмотри записи.
Когда буквы е, ё, ю, я обозначают в слове слияние двух звуков? А когда один звук? Приведи примеры таких слов.

1.Тренировка в чтении.
Упражнение 8, стр.60. Прочитайте слова.
Скажите, какую работу в словах выполняют выделенные буквы.
Выписать слова, где выделенная буква обозначает гласный звук и указывает на мягкость предшествующего согласного звука.
2. Ёжик и ёлка похожи? Чем?

3. Работа по карточками.
Раздаю работы на листочках. Выполняем задание на листочках.


.












А, о, и, ы, у, э
А, о, и, ы, у, э, е, ё, ю, я
Букв больше, чем звуков.









Е (й, э), Ё (й, о), Ю (й, у), я (й, а)

два


Й






(в словах пел, мел, сел – слышим звук Э)



Действие
( Действие)
( В этом слове буква е обозначает не один звук, а два звука [ й’ э ]
(в словах эта буква может обозначать 2 звука).



( для записи имен, фамилий, кличек и т.д)




Называют слова.








Выполняют движения в соответствии с текстом.


Дети говорят слова.
Звук Ё в начале слова стоит и обозначает два звука. И они оба имеют «иглы».

Дети подписывают свои листочки.

4
Итог урока




Итог урока подводится с опорой на ключевые слова:



– Давайте еще раз вспомним, в чем секреты букв е, ё, ю, я.

Приведите примеры.
А когда эти буквы обозначают два звука?

Приведите примеры.


Молодцы! Всем спасибо за старание!
Я узнал
Я понял..
Мне интересно
Я хочу узнать .
Если буквы е, ё, ю, я стоят после согласного, то они обозначают мягкость этого звука и гласный звук.
Лег, печка, мясо, люстра и т.д.
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласной.
Маяк, каюта, юла.