Изучение особенностей умственного развития детей старшего дошкольного возраста.


Цель исследования: В своей теме мы изучили факты и закономерности психического развития ребенка : развития его деятельности, развития психических процессов и качеств и формирования его личности.Значимость: Создать условия успешного разностороннего развития в периоде ускорения темпов социализации, осознания «социального Я». Актуальность: Психическое развитие ребенка на данном этапе требует комплементарного развития. Задачи исследования:1. Провести теоретический анализ проблемы развития и формирования операции обобщения в дошкольном возрасте.2. Исследовать общий уровень умственного развития старших дошкольников.3. Изучить особенности формирования мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости.4. Определить влияние действий сравнения на операцию обобщения.5. Установить взаимосвязь между сформированностью операции обобщения и общим уровнем умственного развития дошкольников .6. Разработать и апробировать коррекционную программу по развитию мышления старших дошкольников Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни - это процесс формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Умственные способности – это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач. Познавательные процессы (восприятие, память,мышление, воображение ) – составная часть любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную информацию. Они позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности. Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в её существенных связях и отношениях.Мышление – открытие новых свойств и признаков объекта через включение его в новые связи.Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и пространстве.Выявление связей и отношений между предметами и явлениями осуществляется посредством преобразования и особых умственных операций. Мышление неоднородно. Существуют разные его виды. Они различаются по своему функциональному назначению, генезу, строению,, используемым средствам, познавательным возможностям. Психология выделяет три вида мышления:Наглядно-действенноеНаглядно-образноеСловесно-логическое. В основе классификации лежит генетический принцип, а виды мышления отражают три последовательных уровня развития мышления. Виды мышления: Другие виды мышления Теоретическоеэмпирическое Творческоекритическое Интуитивноерациональное Практическоетеоретическое Продуктивноерепродуктивное Вербальноенаглядное Основные мыслительные операции Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики.Синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому.Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.Абстрагирование – отвлечение – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечения от других – несущественных Формы мышления понятия суждения умозаключения при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Могут быть индуктивными, дедуктивными и по аналогии. отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Могут быть истинными и ложными. При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказываются слабая любознательность (ориентировка) и замедленная обучаемость ребенка, т. е. его плохая восприимчивость к новому.Большие трудности вызывают у детей задачи, предусматривающие использование наглядно-образного мышления. Особенно сложными оказываются задания, требующие от детей словесно-логического мышления.Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. Для подтверждения выдвинутой гипотезы был организован эксперимент, предполагающий исследование особенностей мыслительных процессов детей. Методика № 1 «Методика цветных прогрессивных матриц Дж. Равена» Методика №2 "Четвертый лишний»Методика №3 "Сюжетные картинки" МЕТОДИКА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТПредложена Э. Ф. Замбицявичене Так же были предложены упражнения на память, внимание и воображение Так же очень важно вовлечение родителей в деятельность по развитию умственных способностей Мне очень понравилась данная тема « Изучение особенностей умственного развития детей старшего дошкольного возраста» цели и задачи темы были раскрыты, изучены особенности развития и формирования мыслительных операции у старших дошкольников.Мы провели теоретический анализ проблемы развития и формирования операции обобщения в дошкольном возрасте, исследовали общий уровень умственного развития старших дошкольников, изучили особенности формирования мыслительной деятельности детей с легкой степенью умственной отсталости, установили взаимосвязь между сформированностью операции обобщения и общим уровнем умственного развития дошкольников, разработали и апробировали коррекционную программу по развитию мышления дошкольников. В результате исследования было выявлено, что использовать игры, методики, упражнения показатели улучшаются. Коррекционная работа дает положительный результат в сторону увеличения мышления детей, концентрацию памяти, улучшения внимания и воображения.