МЕДИАТЕКА — ОСНОВНОЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС ДДЮТ


основной информационный ресурс ДДЮТ»

Отличительной чертой большинства передовых образовательных учреждений России, независимо от их статуса, специализации, технической оснащенности является изменение традиционного места и роли библиотеки в образовательном процессе. Библиотека становится информационным и культурным центром, непосредственно участвующим в образовательном процессе.
Необходимость изменений в библиотеке и создания в нашем Дворце медиатеки назрела давно, и начала она реализовываться в 2010 учебном году. Отправной точкой для создания медиатеки послужила библиотека Дворца.
Говоря о библиотеке, любой сторонний человек чаще всего представляет банальную картину: старушку-библиотекаря с утомленным взором из-за очков, груды пыльных книг и потертых подшивок старых журналов. Плюс к тому тесное помещение, пропахшее пылью, обычно не очень новая мебель и т.д. Так оно, возможно, и было и есть во многих городах и весях нашего необъятного Отечества. Но времена меняются, из пыльного хранилища наша библиотека превращается в основной информационный ресурс Дворца, который свяжет учреждение с огромным информационным пространством.
Сегодня существует много различных точек зрения на библиотеку и медиатеку, иногда даже диаметрально противоположных. Что лучше сегодня, сложно ответить, но чаще всего на практике всегда побеждает сочетание традиций и инноваций. И на базе нашей дворцовской библиотеки мы стараемся совместить традиционные формы деятельности с инновациями. Таким сочетанием традиций и инноваций и стало создание медиатеки Дворца.
Традиционная библиотека выступает как основной источник информационного обеспечения образовательного процесса. Создание же информационной образовательной среды в настоящее время невозможно без реорганизации библиотеки, так как в условиях информатизации появляются качественно новые информационные образовательные ресурсы, и именно медиатека, как структурное подразделение Дворца, предназначенное для информационно-технического обеспечения образовательного процесса должна придти на смену библиотеке.
Еще в результате реализации проекта ИСО сложилась ситуация, когда педагоги Дворца столкнулись с проблемой не обновляемого книжного фонда из-за отсутствия материального обеспечения, с проблемой отсутствия в библиотеке современной информации для работы по своим видам деятельности.
И соответственно была поставлена четкая цель: вывести библиотеку на качественно новый уровень, создать из нее информационный центр - медиатеку.
Для того чтобы осуществить задуманное, нам было необходимо: собрать команду единомышленников, разработать долговременную программу действий, найти средства для выполнения этой программы.
Так была начата работа над инновационным проектом «Создание информационной среды ДДЮТ как условие развития взаимодействия участников образовательного процесса».
Актуальность и целесообразность проекта заключается в создании современной информационной среды педагогов дополнительного образования и детей ДДЮТ.
Нормативной базой для разработки проекта «Создание информационной среды ДДЮТ как условие развития взаимодействия участников образовательного процесса» (далее Проекта) являются:
Закон РФ «Об образовании»;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы
Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года.
Принципы реализации проекта:
программно-целевой подход;
принцип гуманизации;
принцип преемственности данного проекта программы и программы развития Дворца, реализуемой в 2012–2015 гг.;
принцип вариативности;
принцип социального партнерства.
Частью этого проекта стал проект «Медиатека как основной информационный ресурс ДДЮТ». Над ней работает творческая группа, куда вошли директор ДДЮТ Ершова Е.В., методисты Ходимчук Г.Д., Оборина Н.А.
Из разных видов медиатек (медиатека-баблиотека, инфрмационно-ресурсный центр, медиатека библиотечного вида и т. д.) мы выбрали медиатеку на основе распределенного информационного ресурса.
медиатека на основе распределенного информационного ресурса не имеет централизованного хранилища медиаматериалов и отдельных медиазалов, в ней каждый оборудованный предметный кабинет является медиазалом для групповой работы;
медиатека на основе распределенного информационного ресурса позволяет гораздо быстрее приобщить бульшее количество педагогов и учащихся к информационным и мультимедийным технологиям;
медиатека на основе распределенного информационного ресурса требует больших финансовых затрат, но при оптимальном распределении технических средств и оборудования их можно минимизировать.
медиатека на основе распределенного информационного ресурса станет следующим этапом развития библиотеки, которая сможет удовлетворить информационные потребности своих пользователей.
Цели и задачи проекта.
Целью является создание для участников образовательного процесса условий свободного выбора методов, форм и средств взаимодействия на основе формирования и развития информационной среды Дворца и обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к информационным ресурсам.
Для реализации основной цели Проекта программы были поставлены следующие задачи:
создание нормативной базы;
формирование и развитие фонда информационных медиаресурсов ДДЮТ;
организация самостоятельной и оперативной работы с информацией всех участников образовательного процесса;
внедрение информационных и коммуникационных технологий в образовательный и управленческий процесс;
мониторинг эффективности создания информационной среды ДДЮТ и плодотворности взаимодействия участников образовательного процесса в ней.
оказание информационных услуг участникам образовательного процесса.
создание материально-технической базы медиатеки.
Участники проекта для реализации задач:
1. формируют фонд информационных ресурсов ДДЮТ:
комплектуют универсальный фонд учебных, научных, справочных, педагогических, методических и научно-популярных материалов на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
пополняют фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций;
аккумулируют фонд материалов, создаваемых в ДДЮТ (публикаций и работ педагогов, лучших исследовательских работ и рефератов обучающихся, методических разработок и др.);
осуществляют размещение, организацию и сохранность материалов;
2. создают информационную базу:
осуществляют аналитико-синтетическую переработку информации;
организуют и ведут электронный каталог, базу данных медиатеки ДДЮТ;
обеспечивает информирование пользователей о медиапродукции;
организуют выпуск ежегодного периодического издания «Дворец предлагает»;
формируют библиографические и тематические справки, аннотированные списки;
создают каталоги видео- и аудиоматериалов;
содействуют созданию личных медиатек педагогов по отделам Дворца.
3. осуществляют дифференцированное информационное обслуживание педагогов и учащихся:
предоставляют информационные ресурсы на различных носителях в соответствии с интересами и информационными потребностями обучающихся;
создают условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на информационные и коммуникационные технологии; способствует развитию навыков самообучения (дистанционного обучения);
организуют обучение и развитие навыков независимого пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с различными видами информации;
оказывают информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе учебной, самообразовательной и досуговой деятельности обучающихся;
организуют мероприятия, ориентированные на развитие информационной культуры личности, медиакультуры, содействуют развитию критического мышления, социализации личности;
организуют и проводят на информационной базе медиатеки спецкурсы в традиционной форме и посредством дистанционного образования;
выявляют информационные потребности и удовлетворяют запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;
создают банк педагогической информации, осуществляют накопление, систематизацию информационной базы по направлениям деятельности, разделам и темам;
организуют доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий;
организуют и проводят на информационной базе медиатеки семинары и курсы посредством дистанционного образования;
поддерживают деятельность педагогов в области создания информационных медиапродуктов (документов, баз данных, Web-страниц, презентаций и т.п.);
содействуют членам педагогического коллектива и администрации ДДЮТ в организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофильмов, CD-дисков, презентаций, обучающих и развивающих компьютерных программ и т.д.);
оказывают дополнительные услуги пользователям (копирование и тиражирование информационных материалов на бумажных и цифровых носителях; сканирование и распечатка информации; и др.).
Сроки и этапы реализации Проекта программы: 2010 - 2015 гг.
I. этап – этап моделирования.
II. этап - организационный этап.
III. этап – этап реализации.
Управление проектом: корректировка реализации Проекта программы осуществляет методический совет. Оперативное управление реализацией программы осуществляется директором ДДЮТ, заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
I. Этап моделирования. (2010-2011гг.)
На первом этапе были сформированы предпосылки для реализации мероприятий Проекта программы. Был проведен анализ нормативной правовой базы с целью выявления ключевых проблем, изучен уровень информатизации библиотеки и образовательного процесса Дворца, проведен полный учет информационных ресурсов, изучен опыт работы в сфере ИКТ различных образовательных организаций.
В ходе первого этапа были сформированы системы мониторинга: тенденций развития ИКТ и их использования в образовательной сфере, уровня распространения ИКТ в МБОУ ДОД «ДДЮТ», эффективности использования ИКТ, информационных ресурсов в учреждении дополнительного образования, обеспеченности их техническими средствами обработки информации и средствами связи, эффективности действующей нормативной правовой базы, регулирующей использование ИКТ.
Был реализован переход к электронному документообороту в ДДЮТ, развитию телекоммуникационной инфраструктуры и подключению к компьютерным сетям учебных кабинетов, развитию системы подготовки специалистов в сфере ИКТ и квалифицированных пользователей. Была осуществлена подготовительная работа и начато осуществление подключения к общедоступной информационной системе Дворца. Проведен анализ научно-педагогической, научно-технической и методической литературы с целью накопления информации об организации медиатеки. Проведено структурирование информационных фондов Дворца, создание и разработка элементов медиатеки на основе распределенного информационного ресурса. Определение основных целей функционирования медиатеки как компонента информационной образовательной среды Дворца. Организация работы медиатеки и пополнение её ресурсов. Организация семинаров, педсоветов по темам «Использование информационных ресурсов Дворца в образовательном процессе»
II. Организационный этап. (2011-2012 гг.).
На втором этапе на основе проведенного анализа, сформированной нормативной правовой базы были реализованы проекты, обеспечивающие взаимодействие участников образовательного процесса для создания, формирования, пополнения и использования медиатечных фондов Дворца.
В рамках Проекта реализован комплекс мероприятий с целью создания информационной системы дополнительного образования города и района. На этом этапе была создана основа единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры МБОУ ДОД «ДДЮТ», создана современная материально-техническая база для создания и функционирования медиатеки. Определены основные направления использования и пополнения ресурсов медиатеки для обеспечения учебно-воспитательного процесса:
обеспечение материальной базы Дворца техническими средствами.
создание УИБПИ (универсального информационного банка педагогической информации);
организация сетевого взаимодействия с ОУ города и района;
внедрение СОТ в образовательный процесс, в том числе активное использование педагогами ИКТ на занятиях, на мастер-классах и мероприятиях Дворца;
оборудование рабочего места педагога и учебных кабинетов для проведения занятий с использованием информационных ресурсов;
организация доступа в Интернет;
овладение педагогами технологий поиска информации;
создание локальной сети Интернет.
создание информационно-образовательной среды Дворца;
создание собственных средств информации;
создание сайта ДДЮТ;
создание газеты «Дворецкий»;
создание электронных портфолио педагогами Дворца;
создание личных Web-страниц;
постоянное пополнение УИБПИ;
самостоятельная работа педагогов и учащихся с использованием ресурсов Интернет;
участие педагогов и учащихся в телекоммуникационных проектах;
внедрение информационных программных продуктов в управленческую деятельность Дворца.
III. этап реализации. (2012-2015гг.).
На этом этапе будет завершено формирование единой информационной и телекоммуникационной среды дополнительного образования города и района. В результате создания эффективной системы, функционирования единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры Дворца, сформировано комфортное информационное пространство:
расширение должностных обязанностей библиотекаря с выполнением функций методиста медиатеки;
классификация ресурсов медиатеки;
каталогизация имеющихся информационных ресурсов;
создание банков данных ДДЮТ;
обновление библиотечного фонда;
организация дистанционного образования;
осуществление работы медиатеки на основе распределенного информационного ресурса;
разработка структуры и алгоритма работы с медиатекой для обучения педагогов использованию её ресурсов;
совершенствование сайта Дворца с целью отражения всех направлений деятельности ДДЮТ, организация интерактивных форм работы на сайте;
использование программного обеспечения, Интернет-ресурсов, видео- и аудиоматериалов, учебной, методической, справочной литературы для создания и функционирования информационного пространства Дворца.
создание локальной сети Интернет в учебных кабинетах;
улучшение материально-технической базы медиатеки;
включение в структуру медиатеки музея Дворца со всеми его фондами;
взаимодействие с медиатеками, библиотеками ОУ города и района, родительской общественностью, СМИ и другими организациями;
обобщение результатов, трансляция опыта, принятие управленческих решений о тенденциях развития информационной среды Дворца.
Ожидаемые результаты
Создание медиатеки Дворца позволит удовлетворить потребность участников образовательного процесса в оперативном получении информации и оптимальном ее использовании и создание качественной информационной среды дополнительного образования.
Реализация проекта позволит создать общее для всех участников образовательного процесса (методист - педагог - учащийся – родитель - администрация) комфортное информационное пространство.
1) Теоретические результаты реализации Проекта:
разработка модели медиатеки;
разработка пакета нормативной документации, регулирующей вопросы работы с информацией во Дворце;
разработка критериальной базы для оценивания эффективности функционирования информационной среды Дворца и плодотворности взаимодействия участников образовательного процесса;
2) Образовательно-квалификационные:
повышение профессиональной компетентности всех участников образовательного процесса по использованию информационных технологий;
повышение информационно-коммуникационной компетенции педагогов;
3) Содержательно-технологические:
внедрение компьютерных технологий в образовательную, воспитательную и информационно-управленческую деятельность Дворца;
освоение педагогами технологий с применением ИКТ, уровневой дифференциации, организации индивидуальной и групповой работы на учебных занятиях, проектного обучения, дистанционного обучения.
4) Содержательно-воспитательные:
формирование педагогом с помощью медиатеки УМК, ЭУМК в рамках своей дополнительной образовательной программам;
приращение ресурсов медиатеки УМК, ЭУМК педагогов;
сформированность у учащихся информационной культуры, базовых компетенций работы с информацией, адекватных современному уровню развития информационных технологий в обществе;
ориентация воспитательной системы Дворца на максимальный учет потребностей, интересов и склонностей учащихся;
5) Управленческие:
автоматизация делопроизводства и ведение электронного документооборота внутри Дворца, что обеспечит культуру делопроизводства;
обеспечение автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, тестирования и диагностики траектории развития участников образовательного процесса.

Структура медиатеки
Базовые составляющие медиатеки Дворца: технические устройства, программное и учебно-информационное обеспечение.
В структуру медиатеки входят:
хранилище медиаресурсов, которое сосредоточено в методическом кабинете;
индивидуальное рабочее место педагога в кабинете № 88 для работы с цифровыми и мультимедийными материалами, оборудовано компьютером, проектором и экраном;
конференц-зал, оборудованный компьютерной техникой для просмотра и непосредственной работы с информационными образовательными материалами;
предметные кабинеты, оборудованные мультимедийной и компьютерной техникой для проведения занятий демонстрационного типа с использованием информационных технологий (кабинет студии «Флора», «Шахматный», «Мой друг-компьютер», «Мягкая сказка», «Юный модельер», «Начальное техническое моделирование» и др.), что позволяет на занятиях применять информационные медиаресурсы и формировать информационную компетентность, как у учащихся, так и у педагогов;
пресс-центр;
аудио - и видеомонтажная студия.
Что мы имеем на сегодняшний день
IT-инфраструктура Дворца сегодня представляет собой единое информационное образовательное пространство совокупность цифровых, информационных, методических ресурсов, обеспечивающих условия развития образовательных компетенций всех субъектов образовательного процесса:
технические, программные, телекоммуникационные средства;
локальная сеть;
методический кабинет, медиатека, информационно-методический фонд;
официальный сайт МБОУ ДОД «ДДЮТ» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
доступ к Интернету для всех педагогических работников и обучающихся и Дворца.
(О техническом оснащении Дворца см. в Положении №2)
Информационные ресурсы представлены фондами:
художественной, методической, учебной литературы;
газет и журналов (12 наименований);
электронных носителей информации;
банк педагогических инноваций в работе с ОД;
банк тестов для диагностирования учащихся;
банк универсальной педагогической информации;
банк методических разработок;
банк разработок учебных занятий и мероприятий;
банк разработок учебных занятий и мероприятий с использованием СОТ;
банк разработок учебных занятий и мероприятий с использованием ИКТ;
банк разработок открытых занятий и мероприятий;
банк телевизионных мастер-классов;
банк ЦОР по всем направлениям деятельности;
электронные версии газеты «Дворецкий»;
медиапрезентации педагогов Дворца;
электронные учебники, тренажеры;
фото - видео - аудио - материалы;
СD - диски с программным обеспечением.
Организационные ресурсы
разработка учебного плана, включение пробных спецкурсов, элективных курсов;
установка регламента работы медиатеки и кабинета № 88;
корректировка учебных программ для реализации ИКТ;
Кадровые ресурсы
методисты, педагоги, технические специалисты;
разработка должностных инструкций для штата медиатеки;
выработка регламента работы медиатеки.
Достижения Дворца в реализации программы:
создана нормативно-правовая база медиатеки (Положение о медиатеке, должностные обязанности и другие локальные акты);
создан электронный каталог ЦОР;
создан каталог мультимедийных компакт-дисков;
создан аннотированный каталог по направлениям деятельности на образовательные ресурсы сети Интернет;
сформированы фонды медиапродуктов в каждом отделе;
организована издательская деятельность;
создан банк данных дидактических материалов и методических разработок занятий с использованием информационных технологий педагогов «Медиатека»;
разработан алгоритм пользования материалами медиатеки.

Ближайшие перспективы. По данному проекту предстоит еще большой объем работы. Следующим этапом реализации проекта станет создание музея Дворца на базе библиотеки и медиатеки.

Приложение №1.
Модель медиатеки
Разрабатывая положение о медиатеке ДДЮТ, мы создали также и модель медиатеки. Модель медиатеки наглядно показывает реальную и перспективную картинку медиатеки.
Центром начатой работы послужила библиотека (это наш зародыш). Затем появилась локальная сеть, которая связала административный и методический блоки Дворца (Это наш желток).
Этим цветом обозначены учебные кабинеты, оборудованные компьютерной техникой, но не включенные в локальную сеть, таким цветом обозначены учебные кабинеты и помещения, которые будут оснащены мультимедийной техникой и включены в локальную сеть в перспективе (это наш белок).
В результате наша модель приобрела форму яйца, со своим зародышем, желтком и белком. И это очень символично, ведь символ яйца – это символ зарождения и развития, преобразования и роста и даже символ космический. Будем стремиться.



Модель медиатеки (2 этап)




Список литературы
Громова, О. Книжкин дом медиатека информационный центр[Текст] / О. Громова // Народное образование. 2006. № 8. С. 160171.
Зуева, Е.М. Инновационная деятельность библиотек общеобразовательных учреждений России [Электронный ресурс] / Е.М. Зуева. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ильина, Л.П. Школьная библиотека в современных условиях развития образования [Текст] /Л.П.Ильина // Школьная библиотека. 2004. № 3. С. 811.
Ястребцева, Е.Я. Время пришло? (концепция развития школьной медиатеки) [Текст] / Е.Я.Ястребцева // Школьная библиотека, 2000. № 6. С. 2630.













13PAGE 15


13PAGE 141215




Picture 2 Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 5%, Знак Знак Знак