Презентация на тему: Технология продуктивного чтения как основа формирования читательской активности


Сегодня в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. Уместно говорить о том, что развиваются процессы, так называемого «кризиса чтения». Очевидным представляется тот факт, что компьютер и телевизор практически полностью «отняли» у школьников время и желание читать. В этом отношении актуальность приобретает формирование читательской активности младших школьников. Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Одной из причин потери интереса современного школьника к чтению является педагогически нецелесообразный процесс обучения в начальной школе. На уроках литературного чтения, произведение, прежде всего, должно рассматриваться как художественное явление, в котором определенными выразительными средствами передается духовное, эмоциональное содержание. В этой связи важным для педагога является использование педагогических технологий, подобранных с учетом особенностей процесса формирования читательской активности, с одной стороны, и психолого-педагогических особенностей учащихся младшего школьного возраста, с другой стороны. Слово «технология» образовано (от греч. techne) – искусство, мастерство, умение; (logos )– слово, понятие, учение.Многочисленными исследованиями доказано, что от выбранной педагогической технологии и степени ее адекватности педагогической ситуации и особенностям учащихся во многом зависит качество обучения. Для того чтобы более детально рассмотреть технологию продуктивного чтения как основу формирования читательской активности, необходимо определить понятия «технология», «педагогическая технология». Ю.П. Азаров способность учителя создавать условия для саморазвития ребенка Н.Е. Щуркова «операционное обеспечение» функций педагога по отношению к воспитаннику Ф.А. Фрадкин системное, концептуальное, нормативное, объективированное, инвариантное описание деятельностей учителя и ученика, направленных на достижение образовательных целей И.П. Волков описание процесса как достижения планируемых результатов обучения В.П. Беспалько проект, модель педагогической системы, реализуемой на практике, имеющая определенные характеристики В.В. Сериков процессуально-методическую характеристику педагогической деятельности Б.Т. Лихачев совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения В.М. Монахов продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя Существуют различные подходы к определению понятия «педагогическая технология»: Таким образом «педагогическая технология» – это направление в педагогике, которое ставит целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения. В образовательной практике понятие «педагогические технологии» используются на трех уровнях (Селевко Г.К.) технология отдельных частей учебно-воспитательного процесса, частные дидактические и воспитательные задачи В педагогической литературе существует классификация педагогических технологий (по Селевко Г.К. ): Группа педагогических технологий Педагогическаятехнология Авторы 1 2 3 Традиционные технологии Объяснительно-иллюстративные технологии обучения В основе - дидактические принципы Я.А. Коменского ПТ на основе личностной ориентации педагогического процесса «Педагогика сотрудничества» Педагоги-новаторы Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили Система преподавания литературы как предмета, формирующего человека Е.Н. Ильин Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся Игровые технологии Б.П. Никитин Проблемное обучение Дж. Дьюи Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре Е.И. Пассов Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталов В педагогической литературе существует классификация педагогических технологий (по Селевко Г.К. ): Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении С.Н. Лысенкова Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов В.В. Фирсов Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения детей по интересам И.Н. Закатова Технология индивидуализации обучения И.Э. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков Коллективный способ обучения А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко Групповые технологии - Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - В педагогической литературе существует классификация педагогических технологий (по Селевко Г.К. ): Частнопредметные технологии Технология раннего и интенсивного обучения грамоте Н.А. Зайцев Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе В.Н. Зайцев Технология обучения математике на основе решения задач Р.Г. Хазанкин ПТ на основе системы эффективных уроков А.А. Окунев Система поэтапного обучения физике Н.Н. Палтышев Альтернативные технологии Вальдорфская педагогика Р. Штайнер Технология свободного труда С. Френе Технология вероятностного образования А.М. Лобок Технология мастерских (близкие к ним - студии А.Н. Тубельского, погружения и цикловый метод) - Природосообразные технологии Природосообразное воспитание грамотности А.М. Кушнир Технология саморазвития М. Монтессори В педагогической литературе существует классификация педагогических технологий (по Селевко Г.К. ): Технологии развивающего обучения Система развивающего обучения Занкова Л.В. Занков Технология развивающего обучения Эльконина - Давыдова Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности И.П. Волков, И.П. Иванов, Г.С. Альтшуллер Личностно ориентированное развивающее обучение И.С. Якиманская Технология саморазвивающего обучения Г.К. Селевко Технологии авторских школ Школа адаптирующей педагогики Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде Модель «Русская школа» М. Щетинин; И.Ф.Гончаров, Л.Н.Погодина и др. «Школа самоопределения» А.Н. Тубельский Школа-парк М.А. Балабан «Школа Завтрашнего Дня» Д. Ховард Кроме того, в научной педагогической литературе обозначены следующие подходы к классификации технологий обучения: по признаку новизны традиционные, инновационные; по результату обучения технология полного усвоения, технология развивающего обучения; по ориентации средств и методов обучения на определенные структуры личности наглядно-образные технологии, операционные технологии, информационные технологии, действенно-практические технологии, технологии самоуправления учебной деятельностью; по доминирующей учебной форме технология урока, технология групповой работы, технология коллективного обучения, игровые технологии обучения; по характеру педагогического взаимодействия авторитарные технологии обучения, технологии свободного выбора, интерактивные (диалоговые) технологии по характеру познавательной деятельности учащихся технологии репродуктивной познавательной деятельности, технологии продуктивной познавательной деятельности. Одной из эффективных технологий формирования читательской активности является технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Н. Светловской. Структура технологи продуктивного чтения представляет собой трёхступенчатый процесс: I этап – работа с текстом до чтения II этап – работа с текстом во время чтения III этап – работа с текстом после чтения Применение технологии продуктивного чтения при формировании читательской активности младших школьников обусловлено особенностями данного процесса, с одной стороны, психолого-педагогическими особенностями младших школьников, с другой стороны. Спасибо за внимание!