Педагогический опыт по теме «Работа с текстом как средство формирования и развития читательских компетенций на уроках окружающего мира


Педагогический опыт по теме:
«Работа с текстом
как средство формирования и развития читательских компетенций
на уроках окружающего мира»
В соответствии с требованиями ФГОС НОО при получении начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также одного из её разделов «Чтение. Работа с текстом».
В результате изучения всех без исключения учебных предметов выпускники:
-приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией,
-научатся осознанно читать тексты
- овладеют чтением информации, представленной в наглядно-символической форме и опытом работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как:
- поиск информации,
- систематизация,
- сопоставление,
-анализ и обобщение,
-преобразование этой информации.
Обучающиеся приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Таким образом, у выпускника начальной школы будут сформированы читательские компетенции, которые станут средством их дальнейшего обучения.
Значительная роль в овладении умением осуществлять поиск необходимой информации отводится предмету «Окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника..Работа над текстом на уроках окружающего мира часто сводится к беседе, вопросы которой повторяют содержание учебного материала. Это вызывает снижение интереса к изучению предмета, простому заучиванию учебного материала, при котором применить знания и умения в практической деятельности, младшие школьники затрудняются.
При проведении комплексных проверочных работ по окружающему миру мною были выявлены следующие проблемы:
обучающиеся затрудняются вычленять из текста информацию, представленную в явном виде,
сравнивать описанные в тексте объекты, процессы;
не могут сделать вывод на основе проведенного опыта,
провести аналогии,
построить рассуждение;
вызывает трудность описание реального эксперимента;
затрудняются преобразовать и представить информацию в виде схемы, краткой записи,
- установить закономерность и обобщить,
- сделать речевое высказывание в письменной форме.
Способ решения данной проблемы – использование приёмов учебной деятельности, которые максимально способствуют формированию читательских компетенций учащихся.
Я поставила цель: формирование и развитие у обучающихся навыков работы с текстом на уроках окружающего мира, которые помогут ученику максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Для достижения поставленной цели считаю необходимым решение следующих задач:
проанализировать опыт, изложенный в педагогической литературе;
ввести в свою практику приемы работы, направленные на формирование и развитие читательских компетенций на уроках окружающего мира;
использовать основные правила подбора учебно-научного текста;
научить учеников осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации.
Проблемы приобщения школьников к чтению рассматривали: Шалва Александрович Амонашвили, Даниил Борисович Эльконин и другие педагоги.
При подготовке текста к использованию на уроке окружающего мира, учитель должен соблюдать следующие правила:
- выбрать и прочитать текст,
- выделить в нем три уровня информации, (фактуальную - то, о чём говорится, подтекстовую (о чём сказано между строк), концептуальную(главная мысль текста)
- определить роль данного текста на уроке,
- выделить места остановок для комментариев,
- сформулировать задания для работы и
главный смысловой вопрос после чтения.
Для формирования читательской компетенции на уроках окружающего мира на основе тексов учебника использую следующие приемы.
1 «Вставь слово». Данный прием помогает найти информацию в тексте и выполнить задания в рабочих тетрадях. С 1 по 4 класс задания усложняются – нужно вставить не только слова, но и дописать правила поведения, дать разумный совет.
2 Развитию умения подбирать в тексте «ключевые слова», которые являются наиболее важными или запоминающимися в изученном материале способствует приём «Выделение ключевых понятий». Учителю лучше всего указать количество таких слов. Ученики должны обосновать свой выбор. Ключевые слова можно использовать для составления рассказов или определения некоторых понятий.
3. Большим интересом у учащихся пользуется прием «Кроссенс» – табличный способ изображения ассоциативных связей, замкнутых в стандартное поле из шести или девяти квадратов. Этот приём помогает мне создать проблемную ситуацию или обобщить добытые учащимися знания, оригинально подвести итог.
4. Прием «Блиц-опрос» помогает развивать реакцию и активизировать речевую деятельность, проверить знания по любым предметам.
5. При проведении «Блиц-турнира» задаю вопросы, а учащиеся отвечают в быстром темпе. Дети с удовольствием выполняют такие задания. У ребят улучшается реакция на любые поставленные вопросы. (не пугаются, отв. быстро)
6. С целью развития языковой догадки, провожу блиц-игру «Собери тему» на основе филворда. Учащимся выдаю карточки с филвордом, в котором зашифрована тема урока. Слова читаются по ломанной линии.
7. Чтобы научить обучающихся самостоятельно выбирать или придумывать вопросы по тексту, я использую прием «Ты – мне, я – тебе». Дети задают друг другу вопросы по содержанию текста в парах, группах.
8. Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения. Цель этого приёма – стимулирование внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие. Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.
В процессе применения данных приемов на уроках окружающего мира у обучающихся были сформированы: -
- умения понимать цель чтения и осмысливать прочитанное; находить факты, извлекать информацию,
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-составлять простой план учебно-научного текста;
- представлять информацию в виде таблицы, схемы;
- умение вести «диалог с автором»;
- отделять новое от известного;
- выделять главное.
Использование технологии продуктивного чтения и разнообразных приемов работы с текстом при изучении окружающего мира нацелено, прежде всего, на осмысление и понимание учащимися предметного содержания, и как следствие на повышение эффективности процесса обучения в целом.
Вышеизложенный опыт может использоваться на любых уроках.