Консультация «ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ»



Егорьевский детский дом Московской области
Консультация
«ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ»
(методическое объединение)
Подготовила:
воспитатель
Филимонова Е.Э.

Представлены основные направления деятельности по профилактике профессионального выгорания педагогов, работающих в детском доме.
К ним относятся: способность проектировать свое дальнейшее педагогическое развитие; использование приемов личностного самовыражения и саморазвития, средств противостояния профессиональной деформации личности; повышение профессиональной компетентности. Ключевые слова: профессиональная компетентность, личностное саморазвитие, профессиональное выгорание, профилактика. Компетентность современного педагога - это владение профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее педагогическое развитие, использование приемов личностного самовыражения и саморазвития, средств противостояния профессиональной деформации личности. Профессия педагога относится к сфере профессий, связанных с постоянным общением с людьми, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки, требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение, в связи с чем необходима дополнительная работа по саморазвитию с использованием самых разнообразных современных технологий обучения . Работа в детском доме накладывает на педагогов свой отпечаток. Их профессиональная деятельность имеет две особенности: 1) высочайший уровень ответственности сотрудников этого учреждения; 2) экстремальные условия, связанные с повышенным уровнем психотравмирующих событий: работа с детьми, страдающими нарушениями психического развития, соматическими заболеваниями и т. д., все это может привести к возникновению профессионального выгорания, причиной которого является повседневная напряженная деятельность . Психотравмирующие события становятся постоянным источником эмоционального стресса для педагогов детских домов, который проявляется на психологическом (или поведенческом) уровне, выражаясь в понижении настроения, тревожности или агрессивности, ухудшении показателей работы (недисциплинированности, внутрисемейных и межличностных конфликтах); длительный эмоциональный стресс формирует определенные особенности личности: повышенную чувствительность и тревожность, неуверенность в себе, внутреннюю противоречивость . 
Кроме того, отрицательное эмоциональное состояние педагогов детских домов крайне неблагоприятно отражается на эмоционально-личностном развитии детей. Для предупреждения последствий психической травматизации персоналу детских домов необходима квалифицированная помощь, направленная на профилактику профессионального выгорания, - это семинары-тренинги, консультации, занятия, направленные на развитие эмоциональной устойчивости педагогов, их способности к индивидуальному самосохранению, личностных и профессиональных качеств, умению организовать свой труд рационально, без перегрузок и усталости . Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Данные исследований показывают, что выгорание, относительно стабильное во времени, включает три основные составляющие: - эмоциональная истощенность, под которой понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное работой; - деперсонализация (цинизм), которая предполагает циничное отношение к труду и его объектам. В социальной сфере деперсонализация представляет собой бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг; - редукция профессиональных достижений -возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознания неуспеха в ней. 
При проведении исследование уровня профессионального выгорания педагогов детского дома, в результате которого можно выделить четыре группы респондентов: 1 группа - педагоги, имеющие признаки третьей стадии профессионального выгорания. Они составляют 20 % (10 человек) от общего числа обследуемых. 2 группа - педагоги, имеющие признаки второй стадии профессионального выгорания. Они составляют 36 % (18 человек) от общего числа обследуемых. 3 группа - педагоги, имеющие признаки первой (начальной) стадии профессионального выгорания. Они составляют 16 % (8 человек) от общего числа обследуемых. 4 группа - педагоги, не имеющие признаков профессионального выгорания.
Они составляют 28 % (14 человек) от общего числа обследуемых. Исходя из полученных результатов была сформирована экспериментальная группа, в которую вошли педагоги образовательного учреждения. В экспертную группу войдут педагоги, имеющие признаки второй и третьей стадии профессионального выгорания, всего 28 человек. Остальные респонденты составили контрольную группу. Состав экспериментальной и контрольной групп Анализ состава экспертной и контрольной групп по стажу работы показывает, что в экспертной группе (группе педагогов, имеющих признаки профессиональной деформации) преобладает стаж от 10 до 20 лет, а в контрольной группе (группе педагогов, не имеющих (или слабо выраженных) признаков профессиональной деформации) преобладает стаж от 1 до 10 лет. Результаты психодиагностического обследования явились основанием для разработки коррекционной программы, направленной на профилактику профессионального выгорания педагогов, развитие их профессиональной мобильности, раскрывающее перед ними новые возможности самореализации и повышающее их ценность и конкурентоспособность. 
Целью программы было создание условий по профилактике профессионального выгорания педагогов. 
Профилактическая и коррекционная работа заключалась в решении следующих задач: 1. Формирование у педагогов детского дома позитивного отношения к себе, воспитанникам, жизни. 2. Повышение профессиональной и психологической компетентности. 3. Обучение педагогов детского дома способам саморегуляции. 
Для реализации задач применяются самые разнообразные формы и методы работы: игра, рассказ и его обсуждение, танцетерапия, аутотренинг, психогимнастика. 1. «Оптимисты, вперед!». Обучение педагогов детского дома навыкам психологической саморегуляции, релаксации, способам эмоционального самовыражения. 2. «Где Ваша проблема?». Тренинг направлен на отработку аутогенной тренировки. 3. «Искусство быть счастливым». Релаксационный тренинг. 4. Семинар-тренинг «Сохранение психологического здоровья педагогов». 5. Занятия-тренинги, направленные на создание условий для работы группы, снятие эмоционального напряжения у педагогов детского дома, мышечных зажимов, на обеспечение оптимистичного отношения к жизни, переживания чувства радости, позитивного восприятия мира, развитие внимания к своим чувствам и чувствам другого, освоение адекватной коммуникации, отработка эмпатического понимания, развитие навыков активного слушания, развитие навыков поддержки, моделирование системы поддержки педагогов. 6. «Что такое психологическая устойчивость». Развитие необходимых навыков и приемов, позволяющих противостоять негативным жизненным ситуациям, вызывающим стресс. 7. «Создай себе настроение». Элементы саморегуляции для педагогов детского дома. 8. Семинар-тренинг «Танцевальная терапия». 9. Семинар-практикум «Культура педагогического общения».
Цель - обучение педагогов детского дома правильному взаимодействию с детьми. В ходе постоянного общения у воспитателей и педагогов детского дома накапливается масса негативных эмоций по отношению к детям. Эти эмоции периодически проявляются в повышенной раздражительности, неадекватных наказаниях детей, отказе от общения с ними, генерализации оценок . Работа по профилактике эмоционального выгорания педагогов и воспитателей детского дома еще не закончена, но проведенный опрос позволил сделать заключение о том, что занятия по разработанной программе способствуют: - снятию у педагогов и воспитателей детского дома рабочего напряжения; - формированию у педагогов детского дома позитивного отношения к себе, воспитанникам, жизни ; - повышению профессиональной и психологической компетентности; - созданию условий для активизации личностной рефлексии; - повышению профессионального уровня, в первую очередь за счет регулярного обучения, самообразования; Стадия профессионального выгорания Респонденты экспертной группы, % Респонденты контрольной группы, % Первая (начальная) стадия 16 % (8 чел.) Вторая стадия 36 % (18 чел.) Третья стадия 20 % (10 чел.) Отсутствие признаков 28 % (14 чел.) - повышению мотивации к профессиональной деятельности; - использованию приемов саморегуляции, релаксационных упражнений и методов психологической разгрузки. В целом по результатам исследования были сделаны следующие выводы: - среди обследуемых можно встретить представителей всех трех стадий профессионального выгорания; - наиболее представленной является вторая стадия профессионального выгорания, для которой характерно возникновение недоразумений с детьми, коллегами, с трудом сдерживаемой антипатии, а затем и вспышки раздражения; - для обследуемых наиболее характерным является средний уровень коммуникативной деятельности; - очень высокий уровень коммуникативной деятельности характерен для педагогов, не имеющих признаков профессионального выгорания, или находящихся на первой стадии; - низкий уровень коммуникативной деятельности характерен для педагогов, находящихся на разных стадиях профессионального выгорания, однако в большей степени низкий уровень коммуникативной деятельности характерен для педагогов, находящихся на второй и третьей стадии профессионального выгорания; - профессиональное выгорание встречается у педагогов, имеющих стаж работы от 10 до 20 лет. 
УТВЕРЖДАЮ
И.О. Директора:
Стрельчук С.А.
РЕГЛАМЕНТ
Методическое объединения
«Особенности социализации воспитанников детского дома»
Дата проведения: январь 2014 г Время: 10.00 Место проведения: методический кабинет детского дома.
Принимали участие: 1.Заместитель директора по УВР – Задумина Н.А. 2.Педагоги: учитель –логопед – Герасименко Л.Д., инструктор по труду – Сергеева И.А., социальный педагог – Касикова О.А., музыкальный руководитель – Гуслякова О.А., психолог – Бармушкина Е.В., педагог – организатор спортивных мероприятий - Зисман М.Ф. 3.Воспитатели. Всего: 17 человек
Повестка дня
1.Особенности социализации воспитанников детского дома.
1.1 Доклад: «Характеристика процесса социализации». и. о. заместителя по УВР Задумина Н.А (20 минут.) 1.2. Доклад: «Проблема социализации воспитанников детского дома миф и реальность». воспитатель Филимонова Е.Э (15 минут.) 1.3. Консультация: «Проблема социально – трудовой адаптации воспитанников детского дома» воспитатель Зуева О.А (15 минут.) 1.4. Сообщение: «Социализация воспитанников детского дома». воспитатель Журавлева Е.И. (10 минут.)
(Доклады и сообщения прилагаются.)
Протокол № 2
24.01.2014г. Егорьевский детский дом. Методическое объединения Председатель – Задумина Н.А. Секретарь – Никитина М.Н. Присутствовали – 17 человек Повестка дня: «Особенности социализации воспитанников детского дома»
Заслушали:
1.Задумину Наталью Александровну, которая напомнила о сферах процесса социализации, которые раскрываются в следующих аспектах: социальное познание ( о самом себе , взаимоотношениях с другими людьми, о социальных и культурных ценностях, о построении общества, в котором живешь); овладение навыкам практической деятельности ( как предметный, так и социальный мир); усвоение определенных норм, ценностей, установок, ролей, что обеспечивает соответствие поведения, требованиям конкретного социального окружения; выработка собственной системы ценностей. Она определила актуальные задачи социализации детей, воспитывающихся в детском доме: удовлетворение потребности в разных формах общения (в частности общение со взрослыми), развитие социальных связей, формировании системы ценностных ориентаций, профессиональное и личностное самоопределение, установление эмоциональных связей с другими людьми; овладение досуговой, общественной и бытовой деятельностью.
2.Далее заслушали Филимонову Елену Эдуардовну, которая в своем докладе выделила проблемы мешающие или тормозящие процесс социализации детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Одна из них – что у нас нет специальности «воспитатель детского дома» и специализированных учреждений, которые готовят педагогов к работе в условиях этого специфического вида детских учреждений. Вторая: эмоционально – личностные деформации ребенка. Следующая – «закрытость» пространства детских домов. Четвертая – межличностные отношения (с воспитателями, педагогами, сверстниками). Пятая – негативное отношение к детям из детских домов. Шестая проблема заключается в профессиональной ориентации воспитанников детского дома. Заключительная проблема в неприспособленности к самостоятельной жизни.
3.Далее Зуева Ольга Анатольевна раскрыла проблему социально – трудовой адаптации воспитанников детского дома, как важного момента социализации ребенка. Она перечислила задачи, которые необходимо решить педагогическому коллективу: формирование личности с адекватными целями и надеждами на будущее, усвоение норм и ценностей общества, осознание своего места в социуме, освоение бытовых умений и навыков, формировании семейных установок.
Постановили: Продолжить работу по социализации воспитанников детского дома в следующих направлениях:
становление жизненной перспективы
формирование положительного отношения к труду
готовность и умение устанавливать социальные контакты
усвоение моральных норм общества.

УТВЕРЖДАЮ
И.О. Директора:
Стрельчук С.А.
РЕГЛАМЕНТ
Методическое объединения
«Психологические проблемы педагогов.
Профилактика эмоционального выгорания».
Дата проведения: ноябрь 2013г Время: 10.00 Место проведения: методический кабинет детского дома.
Принимали участие: 1.Директор детского дома – Стрельчук С.А. 2.Заместитель директора по УВР – Задумина Н.А. 3.Педагоги: учитель –логопед – Герасименко Л.Д., инструктор по труду – Сергеева И.А., социальный педагог – Касикова О.А., музыкальный руководитель – Гуслякова О.А., психолог – Бармушкина Е.В., педагог – организатор спортивных мероприятий - Зисман М.Ф. 4.Воспитатели. Всего: 27 человек
Повестка дня
1.Психологические проблемы педагогов. Профилактика эмоционального выгорания.
1.1 Доклад: «Сущность эмоционального выгорания педагогов». воспитатель Кирсанова В.В (20 минут)
1.2. Консультация: «Профилактика профессионального выгорания у педагогов детских домов». воспитатель Филимонова Е.Э (10 минут.) 1.3. Выступление: «Как избежать синдрома педагогического выгорания» (диагностика, рекомендации). воспитатель Журавлева Е.И. (15 минут.)
1.4. Сообщение: «Методы устранения эмоционального выгорания». воспитатель Хайрудинова С.Н. (10 минут.) 1.5. Сообщение: «Профессиональная само регуляция педагога – путь преодоления эмоционального выгорания». музыкальный руководитель Гуслякова О.А. (10 минут.) 1.6. Консультация: «Дыхательные упражнения как средство борьбы с эмоциональным выгоранием». педагог – организатор спортивных мероприятий Зисман М.Ф. (10минут.)
(Доклады и сообщения прилагаются).
Протокол № 1
22.11.2013 год. Егорьевский детский дом. Методическое объединения Председатель – Задумина Н.А. Секретарь – Никитина М.Н. Присутствовали – 27 человек
Повестка дня: Психологические проблемы педагогов. Профилактика эмоционального выгорания.
Заслушали:
1.Кирсанову Валентину Валерьевну, которая раскрыла сущность, признаки и причины эмоционального выгорания педагогов. Она подробно рассказала о научных исследованиях в этой области российских и зарубежных ученых.
2.Далее заслушали Филимонову Елену Эдуардовну, которая предоставила основные направления деятельности по профилактике профессионального выгорания педагогов, работающих в детском доме, какие методы можно использовать для профилактики; привела примеры исследований; предложила несколько форм реализации задач по выгоранию: игра, рассказ и его обсуждение, танцетерапия, аутотренинг, психогимнастика.
3.Далее Екатерина Игоревна Журавлева провела небольшую диагностику, позволяющую определить у присутствующих наличие и стадии эмоционального выгорания, дала краткие рекомендации.
4. Хайрудинова Светлана Николаевна подробно описала возможные варианты выхода из ситуации, когда присутствует эмоциональное выгорание педагога, в той или иной степени.
5. Гуслякова Ольга Арсентьевна развернула рассказ о практике профессиональной само регуляции педагога, как реальной возможности преодоления эмоционального и педагогического выгорания педагогов.
6.Зисман Михаил Феликсович познакомил присутствующих с дыхательными упражнениями, которые могут являться инструментом преодоления и профилактики эмоционального выгорания педагога.
Постановили: 1.Каждому педагогу серьезно относиться к проблеме профессионального, эмоционального выгорания, принимать превентивные меры для предотвращения подобной ситуации. 2.В случае ее возникновения использовать методы и рекомендации, которые прозвучали выше.
УТВЕРЖДАЮ
И.О. Директора:
Стрельчук С.А.
РЕГЛАМЕНТ
Методическое объединения «Организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Дата проведения: февраль 2015г Время: 10.00 Место проведения: методический кабинет детского дома.
Принимали участие: 1.Директор детского дома – Стрельчук С.А. 2.Заместитель директора по УВР – Задумина Н.А. 3.Педагоги: учитель –логопед – Герасименко Л.Д., инструктор по труду – Сергеева И.А., социальный педагог – Касикова О.А., музыкальный руководитель – Гуслякова О.А., психолог – Бармушкина Е.В., педагог – организатор спортивных мероприятий - Зисман М.Ф. 4.Воспитатели. Всего: 27 человек Повестка дня
1.
1.1 (20 минут)
1.2. Консультация: «Профилактика правонарушений среди подростков». воспитатель Филимонова Е.Э. (10 минут.) 1.3. (15 минут.)
1.4. (10 минут.) 1.5. (10 минут.) 1.6. (10минут.)
(Доклады и сообщения прилагаются).
Протокол № 1 «Организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Февраль 2015год. Егорьевский детский дом. Методическое объединения Председатель – Задумина Н.А. Секретарь – Никитина М.Н. Присутствовали – 27 человек
Повестка дня:
Заслушали:
1.
2.Далее заслушали Филимонову Елену Эдуардовну, которая предоставила основные направления деятельности по профилактике профессионального выгорания педагогов, работающих в детском доме, какие методы можно использовать для профилатики; привела примеры исследований; предложила несколько форм реализации задач по выгоранию: игра, рассказ и его обсуждение, танцетерапия, аутотренинг, психогимнастика.
3.
4.
5.
6.
Постановили: 1.Каждому педагогу серьезно относиться к проблеме профессионального, эмоционального выгорания, принимать превентивные меры для предотвращения подобной ситуации. 2.В случае ее возникновения использовать методы и рекомендации, которые прозвучали выше.