Методическая разработка открытого урока по специальности саксофон на тему: Работа над основными штрихами

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ЛАНГЕПАС ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАНГЕПАСА
ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
« ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ »

628672 Тюменская обл., тел/факс 8 (34669) 2-69-00
г. Лангепас, ул. Ленина, д. 58











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
по специальности «саксофон»
Тема урока: «Работа над основными штрихами»















Голофеев Андрей Иванович
преподаватель высшей категории
по классу духовых и
ударных инструментов



2016 г.


1. Пояснительная записка

Особенности исполнения штрихов и
методика работы над ними

В технике исполнительства особое значение имеет исполнение штрихов. Термин «штрих» происходит от немецкого слова strich (черта, линия) и связан по смыслу с немецким глаголом streichen (вести, гладить, протягивать). Штрихи представляют собой характерные приемы извлечения, ведения и соединения звуков, подчиненные содержанию музыкального произведения. Проблема исполнительских штрихов достаточно сложна в силу своих выразительно-смысловой и технологической составляющих.
Для достижения четкости возникновения каждого звука необходимо, чтобы начало выдоха было совершенно определенным, а каждый звук при своем возникновении сразу получал нужную степень напряжения. Язык, исполняя роль клапана, открывает и прекращает доступ воздуха в инструмент, регулирует не только продолжительность отдельных звуков, но и характер штрихов. Материалом для тренировки в исполнении штрихов используется систематическая игра гамм и арпеджио в разных штрихах, а также специальные этюды.
В развитии техники исполнения отрывистых звуков необходимо очень внимательное наблюдение за точным совпадением движений языка и пальцев, чтобы не появилось посторонних призвуков. Мастерство исполнения разнообразных штрихов и требует систематического развития и совершенствования.
Первоначальное ознакомление со штрихами начинают с detache, поскольку этот штрих очень важен при исполнении на всех духовых инструментах.
1. Detache – прием исполнения, характеризующийся отчетливым (но не резким) толчком языка при атаке отдельных звуков и достаточно полной их протяженностью, что достигается за счет равномерной и плавной подачи выдыхаемого воздуха. В нотной записи обычно особых обозначений не имеет, что обращает внимание исполнителя на необходимость полностью выдерживать длительность звука.
Работа над detache для исполнителей на духовых инструментах очень важна: она помогает выработать четкую и ясную атаку звука, ровную подачу выдыхаемой струи воздуха и способствует формированию полного, красивого звука. При исполнении detache музыкант должен обращать особое внимание на то, чтобы энергичный толчок языка при атаке и начало выхода производились строго одновременно. Следует также добиваться полного сохранения длительности звуков: иногда исполнители укорачивают звуки. Широкая кантилена, подлинное «пение» на инструменте, овладение четкой и «звучащей» техникой связаны с постоянным применением правильного detache. Штрих является фундаментом для успешного овладения такими приемами игры, как: marcato, tеnuto и др. В качестве упражнений для овладения штрихом detache рекомендуется использовать исполнение гамм и арпеджио в медленном движении.
Вторым шагом в освоении штрихов является работа над legato.
2. Legato – прием плавного, связного исполнения звуков, при котором язык участвует лишь в воспроизведении первого звука; остальные звуки исполняются без участия языка, при помощи согласованных действий дыхательного аппарата, пальцев и губ играющего.
Этот штрих почти на всех инструментах (кроме тромбона) осваивается довольно легко, но требует соблюдения ряда условий. Необходимо следить за тем, чтобы выдох и переход от звука к звуку производились возможно более плавно, без толчков, недопустимо так называемое «выжимание» звука. Исполнителям на медных, амбушюрных инструментах при игре legato не следует допускать появления «глиссандирующего» соединения звуков, для чего необходимо тесно и своевременно менять «настройку» губ и подкреплять их работу активным выдохом.
В качестве упражнений для развития legato на всех духовых инструментах обычно используются гаммы и арпеджио всех видов, а также различные образцы широкой, кантиленной музыки.
Следующим этапом в развитии техники штриха становится работа над staccato.
3. Staccato – прием исполнения, характеризующийся извлечением отрывистых звуков. Достигается при помощи быстрых толчков языка, регулирующих начало и прекращение движения выдыхаемой струи воздуха.Разновидностью staccato является staccatissimo – прием исполнения отдельных, максимально отрывистых звуков.
Играющий должен овладеть быстрым и легким толчком языка при атаке, но быстрота движений языка (труднодостижимая сама по себе) должна быть точно согласована по времени с движениями пальцев и должна подкрепляться соответствующим напором выдыхаемой струи воздуха. Отрывистое воспроизведение звуков не должно искажать их качества: звуки не должны терять свою естественную «округлость».
Грамотное исполнение staccato требует правильной атаки звука. В частности, исполнителям на тростевых инструментах не рекомендуется глубоко подкладывать язык под трость, а играющим на медных духовых инструментах – вводить его в губную щель, поскольку полноценной атаки при этом не получится. Язык должен подходить к губам и закрывать губную щель только в последний момент перед атакой звука, иначе возникает эффект так называемого «заикания», когда уплотненная в полости рта струя выдыхаемого воздуха прижимает язык к губам, препятствует свободному отталкиванию его от губ (или от верхних зубов), что приводит к задержке момента атаки звука. Иногда это явление обусловлено психологической «боязнью» первого звука.
Техника исполнения staccatissimo почти ничем не отличается от способа исполнения staccato, требуется предельная отрывистость и четкость звучания, без излишнего утрирования и сокращения длительности звуков из-за плотного смыкания губ после атаки (звуки становятся резкими и «сухими», немузыкальными, напоминающими стук). При любом виде staccato звуки должны сохранять интонационную ясность, «округлость» и естественность тембра.
Особое внимание необходимо уделять исполнению «двойного» staccato. Приемы исполнения его на деревянных и медных инструментах различны. Исполнители на медных инструментах для исполнения четных метрических фигур применяют парную комбинацию слогов (ту-ку), а для исполнения триолей – тройную комбинацию (ту-ту-ку); исполнители же на деревянных духовых инструментах применяют только парную комбинацию слогов (ту-ку) – более легкую и доступную для освоения. Эта разновидность штриха осваивается начинающим музыкантом последней. Быстрое, легкое и хорошее звучание staccato незаменимо при исполнении легких, грациозных пассажей и является одним из самых ярких показателей виртуозного, технического мастерства.
В качестве упражнений для развития staccato необходимо использовать специальные этюды, а также игру гамм и арпеджио.
В начальный период обучения на духовых инструментах необходимо овладеть приемом игры marcato.
4. Marcato – прием исполнения отдельных, подчеркнуто сильных (акцентированных) звуков. Осуществляется при помощи резкого, актированного толчка языка при атаке и энергичного выдоха.
Правильное marcato – весьма эффективный прием, особенно при игре на медных (амбушюрных) инструментах. С его помощью исполнителям удается хорошо передавать волевой, решительный характер музыки. Этот штрих требует умения производить четкую, акцентированную атаку звука с помощью резкого, энергичного толчка языка и усиленного выдоха. При умелом выполнении каждому звуку придается подчеркнуто-сильное, акцентированное начало. Однако подчеркивание звука должно быть умеренно сильным, отличаться от sforzando. После освоения основных штрихов, требующих «твердой» атаки звука, следует перейти к изучению приемов игры, выполняемых при помощи «мягкой» атаки: nоn legato и portato, в исполнении которых есть много сходного (общность характера атаки и динамики). Эти штрихи исполняются при небольшой силе звука (от рр до mf). Следует иметь в виду, что при игре portato звуки исполняются с максимальной протяженностью, тогда как при nоn legato длительность звуков слегка сокращается за счет образования небольших пауз между звуками, сама атака звука при portato отличается предельной «мягкостью».
При воспроизведении на духовых инструментах штрихов струнных (например, при имитации штриха martellato) следует останавливать звук перед каждой следующей нотой, с тем чтобы в оркестре у одной группы инструментов эти ноты не оказались протяженней, чем у других групп.
Для этих штрихов необходим минимум упражнений, длительная, непрерывная работа над штрихами portato и nоn legato обычно не рекомендуется, так как у музыкантов может притупиться ощущение четкого начала звука. В качестве таких упражнений рекомендуется использовать гаммы и арпеджио всех видов, а также некоторые фрагменты из музыкальной литературы:
Важнейшее значение для выполнения штрихов имеет умение играющего находить для каждого штриха нужную атаку звука. Постоянное изменение твердости или мягкости атаки звука придает штрихам необычную гибкость и разнообразие их оттенков. Совершенствование техники штрихов немыслимо без систематической тренировки (ежедневных занятий на инструменте).

Джазовые штрихи и их исполнение.

Особую важность при обучении джазовому исполнительству приобретают вопросы формирования навыков исполнения штрихами, специфическими для эстрадной и джазовой музыки, а также овладение определенными исполнительскими стилями, характерными для данного жанра музыкального искусства. Это обусловлено тем, что от правильного соблюдения стилистических особенностей произведения, трактовки штрихов зависит наиболее точное раскрытие музыкального образа, передача характера исполнения во всех деталях, зафиксированных автором в партитуре.
Для обозначения разных смысловых точек в джазовой музыке существует основные штрихи, разработанные Стэном Кентоном в 1950 году: деташе;- акцент;-стаккато;- маркато.
Штрих деташе характерен для исполнительских приемов в эстрадной и джазовой музыке. С этим штрихом связана специфическая жанровая трактовка рисунков, особенно в свинговой музыке. По сравнению с академическим исполнением музыкантами духовых и симфонических оркестров, этот штрих в эстрадных и джазовых коллективах должен звучать несколько мягче – с участием вместо слога «та» слога «да». Штрих деташе с лигой и черточкой над нотой исполняется еще более мягко, почти как нон легато.
Штрих легато употребляется для связного исполнения звуков. Для получения хорошего легато, особенно при интервальных скачках, важную роль играет тренировка губных мышц, дыхания и согласованные с ними движения пальцев. Этот штрих характерен в основном для лирической музыки напевного характера.
Штрих стаккато предполагает острое и короткое исполнение звука. В практике современных эстрадных оркестров различают два вида исполнения этого штриха в зависимости от атаки звука – твердое и мягкое.Следует отметить, что исполнение штрихов во многом зависит от стиля произведения и аранжировки, поэтому с первых шагов обучения необходимо познакомиться с основными стилями эстрадной и джазовой музыки, особенностями их штриховой культуры (регтайм, диксиленд, свинг, самба, босса-нова, боп, рок, диско,джаз-рок и др.). Постепенно педагог расширяет диапазон осваиваемых штрихов за счет более сложных для исполнения и подходит к изучению наиболее специфических приемов.
Штрих акцент- нежесткое выделение звучания при полной длительности звучания (эффект колокольчика). При исполнении акцентов используется артикуляция –да, ду, ди.
В джазовой музыке огромное значение имеет активное участие диафрагмы при исполнении штрихов.
Штрих маркато или «домик» - плотное (острое) выделенное звучание с сокращением длительности и окончанием звука с участием языка- дат, дот, дит.

Интерпретация восьмых нот в свинге.

В ранних произведениях свинга восьмые ноты записывались и трактовались как пунктирный ритм, восьмая с точкой и шестнадцатая. Позднее стали записывать все ноты ровными восьмыми. Но оба примера являются устаревшими по современным стандартам нотации. Современная концепция требует, чтобы восьмые играли как четверть и восьмую ноту по триольной скобкой. Это означает, что каждая четверть такта делиться не на две, а на три восьмые ноты, при этом две первых залигованы, объединены в одну, а последняя остается одинокой. Отсюда получается неровный, качающийся триольный ритм, так как вторая половина триоли играется с опозданием, с задержкой, что и создает ощущение и чувство свинга (swing). Все синкопы, соответственно, исполняются несколько позже, с сохранением триольной свинговой пульсации.

2. Разработка урока

Дата проведения: 28.11 2016 г.
Учащаяся 4 класса Гринько Полина.

Цель: Развитие навыков игры на инструменте различными штрихами.
Задачи:
1. Обучающие:
- правильно организовать исполнительский аппарат;
- научить самостоятельно  работать с нотным текстом;
- оснастить  необходимыми техническими приёмами;
- научить грамотно и выразительно исполнять произведения классического репертуара и  современной музыки.
2. Развивающие:
- развивать у ученика музыкальные способности;
- развивать технические способности, предполагающие овладение основными техническими приёмами на материале гамм, упражнений, этюдов;
- развивать эмоционально-ценностные отношения к музыке.
3. Воспитательные:
- прививать интерес и любовь к музыке;
- формировать личностные качества: целеустремлённость, самообладание, исполнительскую волю, артистизм, умение продемонстрировать свои результаты.
4. Оздоровительные:
- активизация эмоциональной активности учащегося.
Форма организации урока:
- индивидуальная
Тип урока:
- комбинированный
Методы обучения:
- словесные (беседа, объяснение нового материала);
- практические (выполнение упражнений, этюда, гамм);
- метод прослушивания и анализа;
- метод самостоятельной работы;
- репродуктивные (исполнение выученного материала).
Применяемые технологии:
- технология развивающего обучения;
- технология личностно-ориентированного обучения;
- технология саморазвития;
- информационная технология;
- здоровьесберегающая технология.
Оборудование:
- саксофон;
- фортепиано;
- нотная литература.
Ожидаемый результат: правильное и свободное исполнение штрихов, влияющих на музыкальную выразительность.
Используемая литература:
Ю.А. Толмачев, В.Ю. Дубок. «Музыкальное исполнительство и педагогика».
А.П.Соколов «Практическое руководство любительскими эстрадными и
джазовыми оркестрами».
Составитель М. Шапошникова. «Музыка в стиле ретро» для саксофона альта и
фортепиано.
Дж.Скорничка. Гаммы, этюды, упражнения для саксофона.
Д.Шутак. «Звонок» оркестровая пария.

План урока.
1. Организационная часть
1.1. Приветствие. Представление ученика
1.2. Сообщение темы урока
1.3. Вступительное слово учителя о ходе проведения урока

2. Основная часть
2.1. Гамма Ля бемоль мажор, фа минор 3-х видов (натуральный,
гармонический, мелодический) арпеджио в прямом движении и в обращениях.
2.2. Дж.Скорничка. Этюд № 1,(стр.28)
2.3. Дж. Скорничка. Этюд № 4, (стр.38)
2.4. М.Петренко. Вальс.
2.5.З.Абрэу.Тико-тико.
2.6.М.Корубия Упражнения на артикуляцию и штрихи :
№ 4-а, 4-б,4-ц; № 5-а, 5-б, 5-ц.
2.7.Д. Шутак. Звонок.
3. Заключительная часть
3.1. Подведение итогов: самооценка ученика, оценка учителем состояния программы на данном этапе
3.2. Задание для самостоятельной работы
3.3. Отметка за урок
Структура урока:
Организационная часть – 5 минуты
Основная часть – 30 минут
Заключительная часть – 5 минут






Ход урока.
1. Вступительное слово об особенностях исполнения и методика работы над штрихами.
2. Основная часть.
2.1. В начале урока проигрывалась гамма Ля бемоль мажор, фа минор 3-х видов (натуральный, гармонический, мелодический) арпеджио в прямом движении и в обращениях, для приведения аппарата в рабочее состояние:
2.1.1. в работе над гаммой использовался штрих деташе, где добивались отделимости звуков одного от другого посредством энергичного (но не резкого) толчка при атаке и достаточно полной протяженности звука.
2.1.2. в другом виде гаммы использовался штрих легато (связно) – добиваясь связанного соединения звуков, объединенных лигой по 2- 4-8 нот на одно дыхание
2.2. В работе над штрихом стаккато использовался Этюд № 1,(стр.28) Дж.Скорничка, в котором добивались исполнения отдельных отрывистых звуков с помощью быстрых и легких толчков языка.
2.3. В работе над штрихом легато использовался Этюд № 4, (стр.38) Дж. Скорничка добиваясь связанного, плавного соединения звуков.
3. Заключительная часть.
3.1. Подведение итогов урока: в самооценке ученик отметил, что самым трудным является исполнение больших интервалов штрихом легато, что является проблемой для некоторых профессионалов.
3.2. Преподаватель обратил внимание на исполнение штрихов акцент и маркато в эстрадно-джазовой музики , что явилось заданием для самоподготовки к следующему уроку.













13PAGE 15


13PAGE 14715