Использование логопедических упражнений в вокальном воспитании младших школьников с легкой и умеренной умственной отсталостью на уроках музыки


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ВОКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ И УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Пение и движение оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями. Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях. [7]
Музыка является одним из способов активизации умственных способностей детей, поскольку ее восприятие требует внимания, наблюдательности, сообразительности.
Воспитание – это целенаправленное, систематическое, организованное управление процессом формирования личности или ее отдельных качеств.
Вокальное воспитание на уроке музыки - важнейшая часть работы с детьми. Каждое занятие педагог применяет и коллективную вокальную работу, и индивидуальный подход к ученику. Учитель постоянно следит за вокальным развитием каждого из детей. Но даже при самом правильном проведении вокальной работы она приносит разные результаты. Мы знаем, что как нет двух внешне одинаковых людей, так нет и двух одинаковых голосов [8].
Известно, что внимание имеет огромное значение в процессе овладения любым материалом. «Внимание — это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте, имеющем для личности определенную значимость (устойчивую или ситуативную)». Воспитание вокально-хоровых навыков требует от учеников постоянного внимания, интереса и трудолюбия. Пению необходимо, как любому виду искусства, учиться, терпеливо и настойчиво [5]. Но поскольку особенности нервной системы школьников с умственной отсталостью проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения.
В значительной степени нарушено произвольное внимание, которое связано с волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, что выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости. Однако, если задание посильно,интересно для обучающегося, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне.
В программе по музыке для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:1—4 классы под ред. В.В. Воронковой и Баряевой Л.В. рассматривается музыкальное воспитание младших школьников как овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как: ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.
Использование различных видов музыкальной деятельности для коррекции произносительной стороны речи актуально для детей с особыми образовательными потребностями. Поскольку вокальное воспитание развивает вокально-слуховую и двигательно-слуховую координацию, нормализует процессы регуляции темпа и ритма, развивает функции голосообразования, дыхания, дикции, способствует развитию звукообразования, развивает артикуляционную моторику, а также побуждает детей к творческой активности, инициативе, развивает волевую сферу, быстроту реакции, формирует коммуникативные способности.
Интеграция логопедических приемов на уроке музыки в вокальном воспитании поможет решить не только специфические музыкально-развивающие задачи, но и усилят коррекционное логопедическое воздействие на детей с особыми образовательными потребностями.
Логопедия – это специальная педагогическая наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
Термин «Логопедия» состоит из двух греческих слов: «Логос» - слово «пайдео» - воспитываю, воспитание правильной речи [2].
Поскольку музыка воздействует на ребенка с самого раннего детства, даже в период внутриутробного развития человека, музыка, которую слушают будущие мамы, оказывает определенное влияние на самочувствие ребенка. Дети приобщаются к музыкальному искусству постепенно, в процессе различных видов музыкальной деятельности: слушания, исполнительства (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах), творчества. Это очень важно для формирования личности ребенка, тем более с различными нарушениями речи. Развитие чувств у ребенка способствует эмоциональному восприятию музыки [3].
Упражнение – занятие - для приобретения усовершенствования каких-то навыков; задание, выполняемое тем, кто упражняется в чем-либо [4].
В «Большом толковом словаре русского языка» понятие упражнение толкуется как ряд специально выработанных движений, приемов, для развития каких-либо способностей, приобретения навыков [1].
Методика преодоления дефектов звукопроизношения в логопедии наиболее исследована. Очень много сделано в этом отношении профессором Ф.А. Рау, профессором М.Е. Хватцевым и всеми советскими логопедами. Из зарубежных авторов необходимо назвать Г. Гутцман, работы которого сохраняют своё значение до настоящего времени.
Методика «логоритмика» - это система движений в сочетании с музыкой и словом. Занятия логопедической ритмикой укрепляют у детей с речевыми нарушениями костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, воспитывают правильную осанку. С помощью занятий логоритмикой дети с речевой патологией усваивают теоретические знания в области метроритмики, музыкальной культуры и музыкального восприятия [2]. Речевые упражнения важны на уроке музыки для вокального воспитания прежде всего потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи с речевым слухом. Обучающиеся учатся пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относятся ритм, темп, регистр, звуковысотный рисунок, штрихи, тембр, артикуляция. Важную роль в преодолении нарушений речи у детей с умственной отсталостью играет логопедическая ритмика. Которую активно используют в вокальном воспитании младших школьников с умственной отсталостью. Как считал, В. А. Гиляровский логоритмика активизирует кору головного мозга, что способствует более быстрому запоминанию слов песни [6].
Огромное влияние на характер звучания песни и, соответственно, речи оказывает дыхание. Оно может сделать звучание прочным или тремолирующим, отрывистым или плавным, вялым или энергичным. Так же в вокальном воспитании особая роль принадлежит артикуляции и дикции. Основа пения – гласные звуки. На них воспитываются все вокальные качества голоса. От правильного образования гласных зависит красота тембра. Ритм помогает быстро найти контакт с детьми музыкально малоразвитыми и соединить слово, музыку и движение в специальных упражнениях.
Проанализировав логопедические методики, мы нашли сходство с вокальным воспитанием, что позволило нам успешно использовать логопедические упражнения в вокальном воспитании младших школьников с умственной отсталостью.
Таким образом, использование логопедических упражнений на уроке музыки в вокальном воспитании младших школьников с умственной отсталостью имеет серьезное значение как для воспитания личности обучающихся, так и для тренировки общей и речевой моторики, памяти, внимания. Все это позволит более эффективно проводить уроки музыки у младших школьников с легкой и умеренной умственной отсталостью.
По итогам мониторинга был разработан комплекс упражнений. Данные упражнения были взяты из методик ряда авторов: В.В. Коноваленко, В. Попова, Н. А. Ветлугиной, Л. Г. Дмитриевой, О. Е. Дрень и А. Ф. Лобовой, Г. Струве, Н. Сусловой, Н. М. Черноиваненко.
ЛИТЕРАТУРА
Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб. :Норинт, 2001. 1536 с.
Волковой Л.С. Логопедия : учебник для вузов. М. : Просвещение, 1999. 528 с.
Логашева О.В. Использование средств музыкальной корекции в практике логопедической работы. Современность и пути развития специального образования. Екатеринбург :УрГПУ 2009. Ч 2. С. 151-157.
Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. 21-е изд. перераб. и доп. М. : Русский язык, 1989. 924 с.
Петровский А.В. Общая психология: учебник для студентов пед. ин-тов / под ред. А.В. Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Просвещение, 1996. 463 с.
Пискунов Ю.А., Пискунова Л.М. Роль музыки в системе коррекционной помощи детям с нарушениями речи // Начальная школа. Плюс До и После. 2007. № 4. С 53-55.
Повалинская Н.Р., Файда М.К., Симонова С.Г. Развитие движений и музыкально-ритмические занятия // Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. М. : Просвещение. 1998. С. 116 – 121.
Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. М. :Akademia, 1998. 124 с.