Литературно — музыкальная композиция Я помню эту дату в 45м…


Литературно – музыкальная композиция
«Я помню эту дату в 45м…»
Звучит фонограмма песни «Давным – давно была война», и на ее фоне начинаются слова ведущего:
- Да, давным – давно была война, но думали ли, гадали ли поэты военного времени, что пройдет и двадцать и сорок лет, и пятьдесят лет, а их строки все еще будут жить своей жизнью и, более того, чем дальше, тем сильнее будут они привлекать к себе внимание новых и новых поколений читателей.
Плеяда славных имен О. Берггольц, А. Прокофьев, Я. Смеляков, М.Алигер, А. Твардовский, да разве всех их перечислишь. Тех, чья поэзия была барометром того времени, чья поэзия подкупает добросовестностью сиюминутных впечатлений, точностью восприятия. Отсюда и большой читательский интерес к авторам повседневной летописи войны, которую они своим трудом составляли изо дня в день, из часа в час. Попробуем и мы немного прикоснуться к их строкам.
- звучит песня «Вставай страна огромная…».
Ведущий: Набатом, собирающим весь народ на правый бой звучала эта песня, написанная уже в первый месяц войны Лебедевым – Кумачом. Страстным призывом к борьбе с фашизмом звучали строки, написанные Александром Прокофьевым:
- В поход! В поход! Зовет отчизна смелыхВ поход! В поход! Священная война!
На боевое воинское дело
Зовет нас всех советская страна.
Идем в поход неудержимой лавой,
И не сдержать напора, нас не счесть.
Идем в поход, и это – наше право
И боевая воинская честь.
Долой фашизм! Мы натиск наш утроим,
Сплотимся все в работе и в бою.
И, как в былом, опять народ героев
Идем в бои за Родину свою.
Мы в бой идем за жизнь и за свободу
Страна отваги, родина труда
Сказала Красной армии, народу:
- Враг должен быть разгромлен навсегда.
Ведущий: (на фоне любой медленной музыки)
Писали поэты о войне не только высокими словами. Особое чувство патриотизма и гордости за свой народ вызывают строки, описывающие вот такие «будни» войны.
Я. Смеляков: (1942г)
Упал на пашне у высотки
суровый мальчик из Москвы;
и тихо сдвинулась пилотка
с пробитой пулей головы.
Не глядя на беззвездный купол
и чуя веянье конца,
он пашню бережно ощупал
руками быстрыми слепца.
И, уходя в страну иную
от мест родных невдалеке,
он землю теплую, сырую
зажал в коснеющей руке.
Горсть отвоеванной России
он захотел на память взять,
и не сумели мы, живые,
те пальцы мертвые разжать.
Мы так его похоронили —
в его военной красоте —
в большой торжественной могиле
на взятой утром высоте.
И если правда будет время,
когда людей на Страшный суд
из всех земель, с грехами всеми,
трикратно трубы призовут,—
предстанет за столом судейским
не бог с туманной бородой,
а паренек красноармейский
пред потрясенною толпой,
держа в своей ладони правой,
помятой немцами в бою,
не символы небесной славы,
а землю русскую свою.
Он все увидит, этот мальчик,
и ни йоты не простит,
но лесть от правды, боль от фальши
и гнев от злобы отличит.
Он все узнает оком зорким,
с пятном кровавым на груди,
судья в истлевшей гимнастерке,
сидящий молча впереди.
И будет самой высшей мерой,
какою мерить нас могли,
в ладони юношеской серой
та горсть тяжелая земли.
(звучит музыка «Рязанские мадонны»)

Ведущий: Велика роль женщины в годы войны. Это им добрым и терпеливым посвящали свои строки поэты, это о них пела в землянке гармонь, это своим ожиданием спасали они любимых. Но женщины в тылу не только ждали, они несли на себе много тяжелых забот. Ольга Берггольц писала (1944г)
- Мы с тобою танков не взрывали. Мы в чаду обыденных забот безымянные высоты брали,— но на карте нет таких высот. 
Где помечена твоя крутая лестница, ведущая домой, по которой, с голоду шатаясь, ты ходила с ведрами зимой? 
Где помечена твоя дорога, по которой десять раз прошла и сама — в пургу, в мороз, в тревогу пятерых на кладбище свезла? 
Только мы с тобою, мы, соседка, помним наши тяжкие пути. Сами знаем, в картах или в сводках их не перечислить, не найти. 
А для боли нашей молчаливой, для ранений — скрытых, не простых — не хватило б на земле нашивок, ни малиновых, ни золотых. 
Ведущий: А на фронте женщины – врачи и санитарки, связисты и снайперы, летчицы и стрелки плечом к плечу с мужчиной делали победу; не женское но нужное дело. У войны не женское лицо – слова верные, но кто – то должен был заменить погибшего мужа, брата, сына. Низким им поклон женщинам – фронтовичкам. (На фоне музыки «Вьется в тесной печурке огонь») Борис Косенко писал:
Женщина! Веками не тебе ли,
Славя радость жизни и любви,
И бояны, и акыны пели
Песни благодарные свои?
Воспевали губы, слаще ягод,
Стройный стан,
Крутую плавность плеч…
Но тебя, от горечи и тягот
Не могли мужчины уберечь.
Ты семью вела, огонь хранила,
Будничных забот вертела круг,
Как умела, пахаря кормила,
И порой сама впрягалась в плуг.
И пошло присловье не отсюда ль,
Что, себе и детям строя дом,
Надобно мужскую мощь и удаль
На терпенье замешать твоем?
И живет обычай стародавний:
В тяжкий час, тревогу протрубя,
На борьбу, на подвиг и страданья
Призывает Родина тебя…
Ведущий: Мы берем в руки книги и в памяти остаются события далеких лет, люди, которые жили когда – то. Может ли ликование победных салютов вытеснить боль и горечь тех лет. Трудно и невозможно сравнить и сопоставить подвиги. Воин, отстаивающий высотку до последней капли крови, женщина на фронте, боец, отдавший жизнь в плену, трудившиеся в тылу – подвиг был и ярким и каждодневным. Как родилась эта великая сила духа, где ее истоки? В русском характере!
Поэт С. Орлов писал:
Я помню эту дату в 45м.
Еще война гремела на войне,
А мы, отвоевавшие солдаты
Ловили рыбу на реке Шексне!
Гребли вдвоем, он левою, я правой
Вытаскивали сети не спеша
Под носом лодки расступались травы
И за кормой смыкались чуть шурша
А в устье, так, что весла гнулись с треском,
Ворвалась лодка с озера одна,
И в лодке весть на все лады, как песню,
Несли и пели: Кончилась война!
Так вот он мир! И позабыв про сети
Причалив лодку к берегу, бегом
Мы побежали к людям на рассвете, -
Мы не могли тот день встречать вдвоем.
С пустыми рукавами председатель
Все речь хотел сказать, как будто спеть,
И молча отворачивался к хате,
А слезы будто нечем утереть.
С тех пор не раз цвели сады на свете,
Но мне то солнце утра не забыть,
Оно всем людям мира в мире светит
И никому его не погасить.
Ведущий: Святая память хранит имена поэтов, не вернувшихся с войны. Оставшееся от них – не холодный перечень времени и мест, а жгучее, опаленное огнем дыхание их жизни, не угасшее до последней оборванной минуты. За каждым бессмертные страницы фронтовой летописи, эпизода ратного подвига. Страницы эти не стареют. Они и сегодня врываются в наши дни с волнующей силой, вызывают живой отклик:
… Мы все уставы знаем наизусть,
Что гибель нам? Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в отряд
И ждем приказа нового и пусть
Не думают, что мертвые не слышат,
Когда о них потомки говорят.
Н. Майоров.