Презентация по социологии на тему Методы социологического исследования. Анкетирование


Методы социологического исследованияАнкетирование Методы сбора первичных данных{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ОпросАнализ документов Наблюдение Эксперимент АнкетированиеКачественный анализНевключенное Контролируемый ИнтервьюированиеКоличественный анализ (контент-анализ)ВключенноеНеконтролируемый Анкетирование –вопросно-ответная форма организации текста Анкета - эторазмноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Анкетой называетсялишь то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Виды анкетирования{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПоказательВиды анкетКоличество опрашиваемыхСплошное анкетированиеВыборочное анкетированиеСпособ общения исследователя с респондентомЛичное анкетированиеЗаочное анкетирование Способы вручения анкет респондентам Построение анкеты. Классификация вопросов анкет Открытые вопросыПредполагают ответ в свободной форме, например: «Назовите вид спорта, которым вы хотели бы заниматься»Недостатки:1. возможность ответов, не имеющих прямого отношения к теме; 2. вероятность пространных ответов; 3. сложность последующей обработки таких свободных ответов. Закрытые вопросыпредполагают варианты ответов и предоставляют респондентам возможность выбора одного или нескольких возможных ответов.Простейшим видом закрытого вопроса является «да—нет»-вопрос. Закрытые вопросыАльтернативный вопросАльтернативный вопрос отличается уравновешенностью формулировки. На такой вопрос можно выбрать лишь один вариант ответа.Например: « Как часто Вы посещаете стадион?»Очень часто (каждый день)Часто (2—3 раза в наделю)Не очень часто (3 — 4 раза в месяц)Редко (1 — 2 раза в месяц)Очень редко (еще реже)Никогда. Закрытые вопросы Вопрос-менюРеспонденту предлагается право выбора нескольких ответов.Например: «Что Вас привлекает в тренерской работе? (отметьте не более трех ответов):общение с людьми;процесс передачи знаний;разнообразие деятельности;отсутствие регламентированного рабочего дня;эмоциональность, творчество;возможность подготовить высококвалифицированного спорт­смена;возможность профессионального роста;хороший заработок;частые поездки на соревнования и сборы;длительный отпуск и т.д.» Полузакрытые вопросыВопросы в перечне ответов к которым есть позиции «другое» или «что еще».Например: «Есть ли у Вас спортивный инвентарь? (подчеркните)»велосипед;гантели;обруч;эспандер;туристическое снаряжение;лыжи;коньки;ракетки (теннисные, бадминтонные);лодка;что еще? Косвенные вопросыРеспонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности. Например: «Некоторые спортсмены считают, что объем физической подготовки должен быть сведен до минимума. А как думаете Вы?» Или «Согласны ли Вы с утверждением, что...?» Содержательные вопросыЭто все основные вопросы анкеты, направленные на сбор информации о содержании исследуемого объекта. Среди них выделяют вопросы:1.О фактах;2. О вопросы о мнениях;3. Об установках и мотивах поведения; 4. Вопросы о знаниях. Контрольные вопросыИх назначение — проверка достоверности данных, в случае когда возникает необходимость в проверке искренности ответов респондентов.Например:Сначала можно спросить респондента, насколько он доволен своей работой. Через несколько вопросов задается первый контрольный вопрос: «Хотели бы Вы перейти на другую работу?», затем второй: «Предположим, что по каким-то причинам Вы временно не работаете. Вернулись бы Вы на прежнее место работы?» Сопоставление ответов на эти вопросы дает информацию об искренности опрашиваемого. В случае противоречия в ответах такие результаты бракуются либо подлежат дополнительному изучению с целью получения адекватной информации. Функционально-психологические вопросыИспользуются для снятия напряжения, для перехода от одной темы к другой, а также для снятия установок, возникающих у респондентов.Например: «После работы Вы возвращае­тесь домой. Дома Вас ждут жена и дети. Любите ли Вы находиться у себя дома?» После такого вопроса интерес к семье со стороны исследователя вполне обоснован, вопросы не вызывают неудовольствия и опрашиваемый охотно отвечает на них. Вопросы-фильтрыПрименяются в анкете для достоверности полученной информации сокращения количества некомпетентных ответов.Например:Прежде чем выяснить, как респондент оценивает работу стадиона, нужно уточнить, ходит ли он на стадион, как часто и на какие мероприятия. Требования к анкете 1.Время заполнения анкеты 45±10 минут. 2. Вопросы должны быть сформулированы просто и понятно. 3. Количество вопросов от 30 до 40. 4. Внешний вид анкеты должен быть аккуратным. 5. Анкету нужно отпечатать на хорошей бумаге, четким, достаточно крупным шрифтом. 6. Тексты вопросов и ответов должны иметь разный шрифт.7. При необходимости вопрос должен содержать пояснения при использовании терминов или слов, имеющих двойной смысл, а также пояснения по технике заполнения.8. При печати или наборе текста анкеты нельзя допускать разрыва вопроса (т. е. переносить его со страницы на страницу). 9. Необходимо помнить, что смысловые и контрольные вопросы нельзя ставить в анкете рядом и они должны быть сформулированы так, чтобы респонденту не навязывалось мнение социолога. 10. Формулировка вопросов не должна задевать самолюбия респондентов и вызывать у них отрицательные эмоции. Спасибо за внимание !