«Содержание и формы взаимодействия логопеда и родителей в процессе преодоления ОНР у детей дошкольного возраста»


«Содержание и формы взаимодействия логопеда и родителей в процессе преодоления ОНР у детей дошкольного возраста» Актуальность Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. Дом, где воспитывается ребенок с нарушением речи, требует особого внимания и защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями. В связи с этим актуальным становится: 1.взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры 2. улучшение результатов работы по развитию и коррекции речи детей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом, воспитателем коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребёнка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений. В детском саду ребенок получает индивидуальную логопедическую помощь, поэтому ее результативность зависит, в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения (на прогулках, экскурсиях, во время посещения театра, ухода за растениями и животными, помощи взрослым дома и на даче).. Задачи работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями:Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;Объединить усилия для развития и воспитания детей;Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов. Правила эффективного взаимодействия логопеда с родителямиНе беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если вам некогда, договоритесь о встречена другое время!Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь поучать: это вызывает раздражение инегативную реакцию со стороны родителей!Умейте терпеливо слушать. Давайте родителям возможность высказаться по всемнаболевшим вопросам!Не спешите с выводами. Хорошенько обдумайте услышанное от родителей!То, о чём вам поведали, не должно сделаться достоянием других родителей, педагогов!Если есть профессиональная необходимость поделиться конфиденциальнойинформацией, родителей необходимо поставить об этом в известность!Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями дляродителей и самого ученика!Если вы в чём-то некомпетентны, вам следует извиниться перед родителями и предложитьим обратиться за консультацией в другое место! Работа с родителями включает в себя:Формы работы словесные, наглядные и практические. Словесные формы работы : Беседы. Их цель – оказание родителям своевременной помощи по вопросам развития и коррекции речи. Во время таких бесед дается установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс.Консультации (общие и индивидуальные) – каждый родитель должен как можно больше знать о речевом нарушении своего ребенка и получать необходимые рекомендации о том, как заниматься с ним дома. Привлекая родителей к обсуждению различных проблем, логопед старается вызвать у них желание сотрудничать. Примерные темы консультаций: «Воспитание детской самостоятельности», «Готовность к школе», «Нужно ли родителям обучать детей чтению», «Если Ваш ребенок заикается», «Готовность руки к письму», «Обучение ребенка-левши» и др.Конференции, диалоги за «круглым столом» с приглашением специалистов (психолога, медработника и др.).Анкетирование по разным видам деятельности, по вопросам нравственного и физического воспитания, по выявлению отношения родителей к речевым дефектам их ребенка. Анализ ответов дает возможность правильно спланировать работу с родителями, наметить темы индивидуальных бесед.Родительские собрания – здесь закладываются основы сотрудничества и взаимодействия, формируются дружеские, партнерские отношения, происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка. Эти встречи могут проводится в форме классического собрания, но могут быть и в виде тренингов, конференции, ролевой игры. Коллективные формы работы :Групповые родительские собрания – проводятся 2-3 раза в год: в начале, середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь своей группы, активно включиться в процесс воспитания детей.Консультации, семинары – логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела.Фронтальные открытые занятия – полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению (это касается второго и третьего родительского собрания).Речевые праздники.«Дни открытых дверей». Наглядные формы работы:Речевой уголок – он отражает тему занятия. Рубрика “Домашнее задание” даёт родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка, например: как проверить уровень развития фонематического слуха у ребёнка; как позаниматься дома по лексической теме, знакомит с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков.Информационные стенды, ширмы, папки-передвижки - представляют собой сменяемый 2-3 раза в год материал с практическими советами и рекомендациями. Папки-передвижки могут быть как групповые, так и индивидуальные. В индивидуальную папку помещаются материалы, подобранные с учётом индивидуальных особенностей конкретного ребёнка, с практическими рекомендациями в семье, позволяющими родителям выработать индивидуальный подход к своему ребёнку, глубже строить с ним взаимоотношения.Экран звукопроизношения – показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (это обозначается цветными символами). Они могут наглядно увидеть какой звук ещё автоматизируется, а какой введён в речь. Практические формы работы:Открытые занятия Занятия-практикумы - взрослые, которые не могут заниматься с детьми дома из-заотсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности, приходят на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Основное внимание родителей обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий.Она служит для нас “телефоном доверия” - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. Номера выполненных заданий он отмечает кружком, невыполненных - минусом. Тетрадь заполняется логопедом два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти. «Для чего нужны занятия с логопедом»Родители не всегда слышат все дефекты в речи своего ребенкаПравильная речь позволяет ребенку легче достигать успеха в обществеЕсли не исправить произношение до школы, то потом, это сделать очень трудно, так как оно войдет в привычкуЕсли ребенок смешивает звуки в произношении, то и писать будет так же, потому что  сначала он проговаривает то,  что собирается писатьЧасто родители считают, что плохая речь пройдет сама. К сожалению, это не всегда так! Анкета для родителей.Уважаемые родители!Ваш ребёнок поступил в логопедическую группу. В целях более эффективной помощи вашему ребёнку и сотрудничества с вами по вопросам воспитания и обучения детей просим Вас ответить на вопросы:1. Читаете ли ВЫ ребёнку книги?__________________________________2. Обращали ли вы внимание, до поступления в логопедическую группу, на трудности ребёнка в речевом развитии?_____________________________________________________3. Обращались ли Вы ранее за логопедической помощью? Если да, то эффективность занятий.________________________________________4. Имеется ли в Вашей домашней библиотеке специальная литература по развитию речи?__________________________________________________5. Заинтересованы ли Вы в совместной работе с логопедом?___________________________________6. Замечает ли Ваш ребёнок трудности в речевом развитии, если да, то как на это реагирует?_________________________________________________7. Готовы ли Вы принять участие в совместных с детьми мероприятиях?_____________________________________________________________8. Какие формы работы с семьёй Вы считаете наиболее эффективными?а) родительские собрания; б) посещение занятий; в) совместные занятия и праздники; г) индивидуальные беседы и консультации; д) газета;ж) логопедическая игротека; з) ваши предложения____________________________________________________9. В каких формах работы Вы хотели бы принять участие?______________________________________________10. Кому принадлежит, по Вашему мнению, ведущая роль в воспитании детей?_________________________________________________________________________________________11. Кто в Вашей семье занимается воспитанием ребёнка?______________________________________________12. Из каких источников ВЫ получаете знания о воспитании ребёнка?а) слушаете передачи по радио, телевидению; б) посещаете лекции для родителей; в) из жизненного опыта; г) воспитываете без специальных знаний, по интуиции; д) читаете специальную литературу; г) советуетесь с педагогом; ж) советуетесь со своими родителями; з) советуетесь со своими друзьями.13. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании Вашего ребёнка?а) непослушание ребёнка; б) недостаток педагогических знаний; в) ребёнок растёт нервным; г) ребёнок неусидчивый, невнимательный; ж) трудностей нет; з) другое_______________________________________ Консультация  для  родителей  тема: «Речевая азбука для родителей»Артикуляционная гимнастика – гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, правильно. Не позволяйте ребенку говорить быстро.Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то ребенка со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса, интонационная выразительность.Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его речь без слов. Сделайте вид, что не понимаете, чего он хочет. Побуждайте  его выражать просьбу словами. Чем дольше будете понимать жестовую речь ребенка, тем дольше он будет молчать.«Золотая серединка» - вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т.е. к норме. Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие.Иллюстрации в детских книгах, соответствующие возрасту ребенка, - прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том, что (кто) изображено на них; побуждайте ребенка отвечать на вопросы: Кто? Что? Где? Что делает? Консультация для родителей тема: «Развитие артикуляционного аппарата» Правильное произнесение звуков обеспечивается бла­годаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мяг­кое нёбо. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артику­ляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и опреде­ленных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки за­креплялись. Артикуляционная гимнастики«ОКОШЕЧКО» - широко открыть(закрыть) рот- 10 раз.«НАДУТЬ ДВА ШАРИКА» - надувать щеки и удерживать в них воздух. Затем перегонять воздух из одной щеки в другую по 10 раз.«КАЧЕЛИ»- рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу, затем к подбородку- 10 раз.« МАЯТНИК»- рот открыт, кончиком языка тянуться к левому ( правому) уху- 10 раз.«УЛЫБКА - ПОЦЕЛУЙ»- удерживание губ в улыбке ( губы сильно растянуть). Зубы не видны. Затем вытянуть сомкнутые губы вперед длинной трубочкой. Чередовать имитацию этих действий-10 раз.«МАЛЯР»- рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних зубов до мягкого неба и возвращаемся обратно, не отрывая- 30-60 секунд.«ЛОШАДКА»- щелкни языком- 30-60 секунд.«ГРИБОК»- « присосать язык», как перед щелчком. Удерживать при максимально открытой ротовой полости - 30-60 секунд.«ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе- 30-60 секунд.«Непослушный язычок» — широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя…». Повторить 4-5 раза.  Консультация для родителейтема: «Пальцы помогают говорить» Благоприятным периодом для развития речи ребенка является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте важно развивать мелкую моторику рук. Доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно влияет на самочувствие ребёнка, улучшает работу мозга в целом. работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу. Для развития мелкой моторики рук детям дошкольного возраста можно предложить: Средства для развития мелкой моторики:Пластилин. Крупа, бусы, пуговицы. Песок. Природный материал. Нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани. Карандаши, счетные палочки. Бумага. Куклы. Вода. Пальчиковые игры не должны быть продолжительными, пять минут в день достаточно для того, чтобы  стимулировать речевую функцию ребенка Игры для развития мелкой моторикиИгры с пластилиномПластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки.Что мы делаем с пластилином?-Мнем и отщипываем.-Надавливаем и размазываем.-Скатываем шарики, раскатываем колбаски.-Режем на кусочки.-Лепим картинки.Игры с бумагой Бумагу можно мять, складывать, рвать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок. Игры на развитие мелкой моторики для детейИгры с пуговицами-Заполните просторную коробку пуговицами. - Опустите руки в коробку. - Поводите ладонями по поверхности. -Перетирайте пуговицы между ладонями. - Пересыпайте их из ладошки в ладошку.- Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую.- Соберите из пуговиц по образцу букву или любой узор. - Протяните шнурок через отверстия в пуговице. - Нарядите ёлку. Игры с крупой, бусамиИгры с куклами Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, «я–куклы», куклы-марионетки.Игры с природным материаломРисование Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги. Советы логопеда по развитию речи 1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту. 2.  Не подделывайтесь под детскую  речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие. 3.     Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово, если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорить тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша.» 4.     Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери. 5.  Как можно больше читайте своему ребёнку произведения художественной литературы! Характеры героев необходимо рисовать мимикой, голосом, пластикой. Спасибо за внимание. ЛитератураБабина Е.С. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе.// Логопед, 2005, № 5. С. 57 – 61.2. Заваденко Н.Н. Родителям о развитии речи детей. Как вовремя заметить нарушения? – М.: Маджерик, 2006. 42 с.3. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. 115 с.4. Овчинникова Е. В. Организация сотрудничества логопеда и родителей // Логопед, 2007, № 6. С. 74-78.5. Степанова, О. Л. Организация  логопедической  работы  в ДОУ/ О. Л. Степанова, – М., 2007.6. Бачина, О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.