Рабочая программа элективного курса для 10 класса Основы экономики и предпринимательства


Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по. Базовый уровень.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта: на основе программы Липсица И.В. Экономика, 2011 г.
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
        Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа по экономике   для  10-11 классов  предусматривает обучение экономики в объёме одного  часа в неделю в составе обществознания, 34 часа в год.
   Данная  рабочая программа для 10-11 классов  составлена на основе:
программы И.В. Липсица. Экономика, 2011 и курса «Макро и –Микроэкономики» А.В.МунтянаИспользуемый УМК.
1.Программа И.В. Липсица. Экономика, 2011.
2.Липсиц И.В.Экономика .Базовый курс: Учебник для 10,11 классов общеобразоват. учрежд.- М.:Вита –Пресс,2011.
3.Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. 9 класс. - М.: Вита-пресс, 2010.
4.Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. - М.: Вита-пресс, 2011.
5.Мунтян А.В. «Макро и Микроэкономика», 2001
  В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения экономики на ступени основного общего образования, изложенной в пояснительной записке в Примерной программе  по экономике. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. 
 Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей и задач:
развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в полу чении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринима тельской деятельности;
освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для после дующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анали зировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политиче ской жизни с экономической точки зрения;
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходи мых для участия в экономической жизни общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качест ве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необ ходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, гра фик, диаграмма, др.), отделение основной информации от второстепенной,критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;    -
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»); пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).
 Результаты обучения:
 Учащиеся должны знать и понимать функции денег, банковскую систему, причины различий в оплате труда, основные виды налогов, организационно – правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
  Уметь
- приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем.
- Описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России. экономический рост, глобализацию мировой экономики.
- Объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли..  Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- получения и оценки экономической информации;
- составления семейного бюджета;
- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Содержание
Раздел I «Основы экономики»
Введение в экономику. Общие положения.
Экономика и экономическая наука. Ограниченность экономических ресурсов, причины ее возникновения и последствия. Свободные и экономические блага, факторы (ресурсы) производства и доходы, получаемые их владельцами.
Типы экономических систем.
Основные задачи экономики и способы их решения в различных экономических системах. Типы экономических систем.
Силы, управляющие рынком. Работа рынка.
Спрос. Факторы, формирующие спрос. Величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность спроса и способы ее измерения. Предложение. Факторы, формирующие предложение. Величина предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Эластичность предложения и способы ее измерения. Сущность рыночного равновесия. Равновесная цена.
Мир денег Деньги. Функция денег. Виды денег
Человек на рынке труда. Проблемы рынка труда в Удмуртской Республике
Рынок труда и его особенности в Удмуртской Республике. Предложение труда в Ижевске. Факторы формирования заработной платы и причины ее дифференциации по отраслям и профессиям. Безработица и ее виды. Причины возникновения. Профсоюзы, содержание их деятельности и их влияние на функционирование рынка труда. Прожиточный минимум. Минимальная заработная плата. Формы организации оплаты труда и методы стимулирования работников.
Семейный бюджет
Источники доходов семьи. Закономерности формирования расходов семьи. Неравенство доходов и его причины. Методы государственного регулирования доходов в России. Формы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения.
II раздел «Основы предпринимательства»
Тема 7. Основы предпринимательства, роль и место предпринимателя в рыночной экономике, принципы и формы
Лекция
История предпринимательства в России. Предпринимательство как вид деятельности. Место и роль предпринимателя в рыночной экономике. Экономический интерес и этика предпринимателя, стратегия, организационно-правовые формы предпринимательства в России.
Практическое занятие
Рассмотрение этапов развития производственного предпринимательства (реализация изделий, выполняемых на уроках технологии).
Практическое занятие
Презентация рефератов по истории развития предпринимательства в России. Экономика России в начале XXI века.
Тема 8. Сферы предпринимательской деятельности, технология создания предприятия, источники финансирования, основная документация. Разработка бизнес-плана.
Лекция
Основные сферы предпринимательской деятельности: финансы, торговля, производство, услуги. Создание предприятия. Устав и учредительный договор, их разработка. Основные этапы предпринимательской деятельности: выработка идеи; разработка бизнес-плана, опытно-конструкторские разработки, коммерция. Производственный процесс, производительность труда и пути ее повышения. Себестоимость продукции, пути ее снижения, маркетинг. Стартовый капитал, внутренние и внешние источники финансирования. Налогообложение в России. Имидж и этикет современного делового человека. Информационные технологии.
Практическое занятие
Деловая игра «Прибыльное производство»; «Бизнес- план».
Семинары практикумы:
«Как образуется цена на товар»; «Предпринимательская идея».
Практическое занятие
Разработка конструкции изделия и технологической карты его изготовления.
Тема 9. Современная ситуация на рынке труда, товаров и услуг Удмуртской Республики и г. Ижевска
Лекция
Общая характеристика экономического потенциала Удмуртской Республики. Современное состояние экономики страны и ее важнейших отраслей. Региональные инвестиционные программы, перспективы рынка труда Удмуртской Республики.
Тема 10. Разработка индивидуального проектаУчащимся предлагается перечень примеров предпринимательских идей, которые можно реализовать в условиях мастерских или дома.
Итоговой формой контроля в данном элективном курсе является выполнение и презентация проектной работы «Мое дело», «Бизнес-план».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ппНазвание темы Количество часов
Всего Теория Практика
Раздел I «Основы экономики» 17 12 5
1 Введение в экономику. Общие положения. 1 1 2 Типы экономических систем 1 1 3 Силы, управляющие рынком. Работа рынка 5 3 2
4 Мир денег 2 1 1
5 Человек на рынке труда. Проблемы рынка труда в Удмуртской Республике 5 4 1
6 Семейный бюджет 3 2 1
II раздел «Основы предпринимательства» 17 6 11
7 Основы предпринимательства, роль и место предпринимателя в рыночной экономике, принципы и формы. 5 2 3
8 Сферы предпринимательской деятельности, технология создания предприятия, источники финансирования, основная документация. Разработка бизнес-плана 6 3 3
9 Современная ситуация на рынке труда Удмуртской Республики, товаров и услуг 1 1 10 Разработка индивидуального проекта4 4
Защита проекта 1 1
Итого 34 17 17