Рабочая программа элективного курса Секреты русской речи (9 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Воронежская кадетская школа имени А.В.Суворова»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Секреты русской речи»
(9 класс)

Седова О.А.
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория






г. Воронеж












1. Пояснительная записка


Элективный курс для учащихся 9 класса «Секреты русской речи» составлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускникам 9кл. Он рассчитан на 17 часов. В содержание данного курса входят теоретические сведения о содержательной и структурной организации текста как особого речевого произведения, его языковом оформлении и средствах выразительности русского языка, а также практические задания и рекомендации. Задача курса - помочь учащимся лучше овладеть языком, совершенствовать речевые умения и навыки, развить лингвистические способности.
Данный элективный курс направлен на углубление, расширение и систематизацию материалов школьного курса русского языка. Его изучение должно помочь выпускникам выработать умения и навыки анализировать текст как речевое произведение , а также создавать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту и уметь сокращать текст в соответствии с требованиями ГИА.

Цели элективного курса :
1.Углубить и расширить понятие о стилях речи и их особенностях.
2.Способствовать росту речевой культуры школьника.
Задачи:
Формировать коммуникативную компетенцию, повышать на этой основе речевую и общую культуру учащихся.
Обобщать и систематизировать сведения по русской грамматике, совершенствовать навыки конструирования связных текстов.
Знакомить учащихся с различными видами речевых, грамматических, фактических и логических ошибок, с приемами их предупреждения и исправления.
Повысить языковую грамотность, создать условия для подготовки сдачи выпускного экзамена в форме ОГЭ.

Основные принципы отбора содержания
1.Доступность информации.
2.Занимательность материала.
3.Соответствие возрастным, психолого-физиологическим особенностям учащихся.
Основные формы организации обучения
1.Групповая
2.Индивидуальная
3.Коллективная
Методы обучения
1.Репродуктивный:
-словесный (беседа)
-наглядный (слайды)
2.Проблемный:
-постановка проблемных вопросов.
2. Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с Государственным образовательным стандартом
и с учетом примерной программы
Учащиеся должны
усвоить основные правила речевого этикета;
знать основные этикетные формулы и уметь применять их как в устной, так и в письменной речи;
выработать умения и навыки анализировать текст, а также создавать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту и уметь сокращать текст в соответствии с требованиями ОГЭ.


3 .Учебно-тематический план элективного курса
«Секреты русской речи»

Тема
Дата
проведения
Фактическая дата
Формы работы
Формы контроля

1
О языке. Речевое общение.


Беседа.
Анализ проблемных ситуаций, составление диалогов.

2
Речевой этикет.


Решение проблемных ситуаций. Работа в группах .
Тренинг «Правила речевого воздействия на собеседника».

3
Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.


Практикум.
Отработка правил произношения, составление орфоэпического словарика

4
Роль орфографии в письменной речи.


Практикум.
Тренинг

5
Роль пунктуации в письменной речи.


Практикум.
Тренинг

6,
Употребление изобразительно- выразительных средств в устной и письменной речи.


Практикум.

Анализ художественных текстов

7,8,
Классификация речевых ошибок. Литературная правка


Практикум.
Исправление речевых ошибок (индивидуальная работа по карточкам)

9
Типы речи. Стили речи.


Работа в группах.
Эссе «Приемлемы ли жаргонизмы и ненормированная лексика в речи?»

10
Научный стиль. Лексические особенности.


Беседа.
Тренинг

11-12
Публицистический стиль. Основные признаки.


Лекция.
Тренинг

13
Официально- деловой стиль.


Сообщения учащихся.
Написание делового письма

14-15
Художественный стиль речи.



Анализ художественных текстов

16-17
Обобщение изученного.


Анализ художественных текстов.
Лингвистический КВН



4. Основное содержание изучаемого курса


п/п
Тема занятия
Количество часов
Содержание

1
О языке. Речевое общение.
1
Функции языка. Взаимосвязь языка и культуры. Понятие общения. Светское общение.

2
Речевой этикет.
5
Коммуникативные законы общения. Правила общения. Правила речевого воздействия. Приемы общения

3
Основные орфоэпические нормы русс. литературного языка.
1
Понятие орфоэпической нормы. Особенности русского ударения. Типичные орфоэпические ошибки.

4
Роль орфографии в письменной речи.
1
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. Умение пользоваться орфографическими словарями.

5
Роль пунктуации в письменной речи.
1
Пунктуация как раздел науки о языке. Основные синтаксические понятия. Трудные случаи пунктуации.

6,
Употребление изобразительно- выразительных средств в устной и письменной речи.
1
Понятие о изобразительно- выразительных средствах устной и письменной речи, употребление. Изобразительные возможности синонимов. Антонимов. Паронимов, омонимов.

7,
Классификация речевых ошибок. Литературная правка.
2
Виды речевых ошибок. Редактирование текста.

8
Типы речи. Стили речи.
2
Понятие о функциональных стилях речи. Их общей характеристике. Речеведческий анализ. Уместность употребления языковых средств.

9
Научный стиль. Лексические особенности.
1
Назначение, стилевые признаки, разновидности лексики научного стиля: нейтральная. Общенаучная. Специальная. Умение пользоваться справочной литературой по научной лексике.

10
Публицистический стиль. Основные признаки.
2
Исследование особенностей публицистического стиля. Умение определять стиль текста. Жанры публицистики. Речеведческий анализ текста.

11
Официально- деловой стиль.
1
Особенности официально- делового стиля. Языковое оформление текста официально- делового стиля.

12
Художественный стиль речи.
2
Исследование особенностей публицистического стиля. Умение определять стиль текста. Речеведческий анализ.

13
Обобщение изученного.
2
Обобщение знаний, практическое применение в устной и письменной речи изученного материала.


Методические рекомендации
1.Задача данного элективного курса - помочь учащимся лучше овладеть языком, совершенствовать речевые умения и навыки речевого поведения, осознать особую роль родного языка в повседневной жизни и развить индивидуальные лингвистические и творческие возможности.
2. .Курс может служить базой для приобщения учащихся к нравственным, эстетическим ценностям через приобщение к нормам этикета, нормам литературного языка.
4. Материалы данного курса могут быть востребованы в любом общеобразовательном учреждении.


Учебно-методические средства обучения
1.Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. - Л., 1990.
2.Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996
3.Гольдин В.Е. Этикет и речь. – Саратов, 1978.
4.Журавлева Н.В., Мудрова Л.Д., Стернин И.А. Культура общения. – Воронеж, 2007.
5.Лебедева М.М. Уметь вести переговоры. – М: Просвещение,1991.
6. Львова С.И. Язык в речевом общении: Факультатив. Курс: (8-9 кл.) : Кн.для учителя .-М.: Просвещение, 1991
7.Мучник Б.С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления: Пособие для учащихся 10-11 классов средних школ, гимназий. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – М.: Аспект Пресс, 1996.
8. Новичихина М.Е., Стернин И.А. Культура делового общения. – Воронеж, 2005.
9. Павлова Л. Г. Психология спора. Владивосток, 1988.
10 .Панкратов В. Н. Культура общения офицера. - М.: Просвещение, 1993.















15