Урок по русскому языку Знаки препинания при оформлении перечней (10 класс)


Урок в 10 классе по теме: «Знаки препинания при оформлении перечней».
ЦЕЛИ:
Учебная: повторить и совершенствовать навыки использования правил пунктуации при однородных членах предложения.
Развивающая: развивать способности к сравнению и обобщению, к логическому изложению материала.
Воспитательная: формировать потребность к парной и коллективной работе. Воспитывать патриотическое отношение к родной стране, чувство гордости за свою столицу, уважение е ее историческому прошлому.
Задачи:
Систематизировать, обобщить правила использования пунктуационных знаков при однородных членах предложения
Отработать навык нахождения однородных членов предложения и расстановки знаков препинания при них.
ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный материал, текст.
Ход урока
Слово учителя.
Тема нашего урока “Знаки препинания при однородных членах предложения”. Тема для вас не новая, поэтому нам с вами предстоит углубить и систематизировать и укрепить ваши знания. Вам будут предложены различные задания по теме. Наблюдайте, анализируйте, обобщайте накопленные знания и получайте за работу отличные оценки!
1) Нынешняя Астана - многотомная эпопея, река жизни, бесконечный мир, не имеющий границ. (2) Астана не только центр страны незакатного солнца но и часть души каждого из нас.
(3) Свою столицу – раскидистую, размашистую, широкую, с её нескончаемой сутолокой больших улиц, электрическими огнями реклам – мы любим все. (4) Любим её строгость и её доброе материнское сердце.
(5) Вера в Астану – характернейшая особенность народного исторического миросозерцания. (6) Астана – земля, Астана – отечество, Астана – Родина, Астана – мир.
1. Речевая разминка. Игра “Ассоциации”. (3 мин.)
(Записать слова или словосочетания, которые ассоциируются у вас со словом «Астана».)
(Возможные ответы учащихся: столица, Ишим -река, музеи, Большой театр, Центральная площадь, вечный огонь, сувениры, президент, рынки, взрывы, террористы, бездомные люди, реклама, иностранцы, мегаполис, множество памятников, самое красивое в мире метро и т.п.)
(Устно составляем предложение) В Астане бесчисленное множество достопримечательностей: ...
(Далее каждое задание сопровождается показом на экране достопримечательностей Астаны)
2. Синтаксический разбор.
Нынешняя Астана – многотомная эпопея, река жизни, бесконечный мир, не имеющий границ.
3. Беседа по вопросам.
Найдите однородные члены предложения.
На какие вопросы отвечают?
Какими членами предложения являются?
Какими частями речи они выражены?
Какие члены предложения могут быть однородными: только главные, или только второстепенные, или любые?
Если в предложении два или более однородных члена, они будут отвечать на один и тот же вопрос или на разные?
В предложении однородные члены зависят от одного и того же слова или от разных?
Однородные члены зависят друг от друга или они равноправны?
Чем они связаны в предложении?
Чем разделяются?
Как еще однородные члены могут быть связаны в предложении?
4. Таблица сочинительных союзов.
Перед вами таблица, которая поможет вспомнить, какие сочинительные союзы бывают, чем они отличаются друг от друга
Союзы Примеры
Соединительные (соединяют один однородный член с другим)
И, да (= и), ни-ни (только повторяющийся);
двойные: не только…но и; как …так и ..
1. Дни стояли теплые и ласковые.
2. Ночью ветер злится да стучит в окно. (Фет)
3. Нигде не было видно ни воды, ни деревьев.
4. В лесах водятся как зайцы, так и лисы.
5. Она не только работала, но и училась.
Разделительные (указывают на возможность одного однородного члена из двух (нескольких) или на их чередование)Или (иль), либо, то-то, не то – не то (два последних союза только повторяющиеся)1. В воскресенье мы пойдем в музей или театр.
2. Волны то набегали на берег, то отступали.
3. Высоко в небе парил не то коршун, не то ястреб.
Противительные (противопоставляют один член другому)А, но, да (=но), зато1. Мал золотник, да дорог.
2. Ученье – свет, а неученье – тьма.
3. Казаки вполголоса, но дружно смеялись.
(Учащиеся ведут наблюдения за каждой группой сочинительных союзов; вспоминают, почему они так называются; рассматривают примеры, обращая внимание на постановку или отсутствие запятой при однородных членах.)
5. Закрепление изученного.
Играем в “Третий лишний”.
И, зато, а.
А, но, либо.
И, ни-ни, то-то.
Не только…,но и; не то – не то; или.
6. Работа с текстом
Анализ предложения 2
Астана не только центр страны незакатного солнца, но и часть души каждого из нас.
Анализ предложения 4
(4) Любим её строгость и её доброе материнское сердце.
Анализ предложения 3
(3) Свою столицу – раскидистую, размашистую, широкую, с её нескончаемой сутолокой больших улиц, электрическими огнями реклам – мы любим все.
Делаем вывод: Запятая ставитсяЗапятая не ставитсяО, а О (перед противительными союзами)
О, и О, и О (перед повторяющимися союзами)
как О, так и О (перед второй частью двойных союзов)О и О
О да (=и) О
О или О (при одиночных соединительных и разделительных союзах)
6. Закрепление полученных знаний.
1. Найти однородные члены предложения, расставив знаки препинания. Работа по карточкам. Карточки раздаются каждому ученику.
Карточка 1
Сегодня в Астане насчитывается свыше сотни различных выставочных залов галерей и центров изобразительного искусства.
Там столичные ремесленники и художники выставляют предметы своего творчества.
2. (Устно). Задание классу.
Подсчитать количество однородных членов предложения, назвать их. Каким членом предложения они являются? Объяснить постановку знаков препинания. Доказать, что перед нами однородные члены предложения.
Мелькают мимо будки бабы
Мальчишки лавки фонари
Дворцы сады монастыри
Бухарцы сани огороды
Купцы лачужки мужики
Бульвары башни казаки
Аптеки магазины моды
Балконы львы на воротах
И стаи галок на крестах.
(А.С. Пушкин “Евгений Онегин)
3. Работа в парах. Запишите предложения, в которых не поставлены знаки препинания, объясните друг другу постановку запятой (или её отсутствие), подготовьтесь к защите
Победу даёт отличная выручка и взаимная выучка.
Ум имей хоть маленький но свой.
Видны и лес и поле и река.
Ветер то дунет то замрёт.
Видны заводы верфи мачты пароходов бледное небо. (Объяснить значение слова верфь.)
В небе показался не то коршун не то ястреб.
Мала победа да своя.
Заслушиваем объяснения.
4. Объяснительный диктант. (дополнительное задание) Астана не есть обыкновенный город, каких тысяча… У неё есть своя душа, своя жизнь. Каждый её камень хранит жизнь, надпись, начертанную временем, богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением для учёного, патриота, поэта. Как у океана, у неё есть свой язык, язык сильный, звучный, святой.
Наша столица может произвести на душу сильное, неизгладимое впечатление. Нет! Нельзя описать ее современных стен, ни его тёмных переходов, ни пышных дворцов ее описать невозможно. Надо видеть, чувствовать всё, что наполняет этот прекрасный город.
6. Домашнее задание (работа с текстом; задание на листках)
7. Рефлексия. Подведение итогов. Выставление оценок.