Рабочая программа и календарно — поурочное планирование биологии 6 класса по ФГОС.


Рабочая программа по биологии 6 класса на 2015-2016 учебный год.
Содержание.
1. Пояснительная записка.
2. Программа курса (содержание по темам).
3. Обучающийся должен знать (основные знания).
4. Обучающийся должен уметь (основные умения и навыки)
5. Литература.
6. Календарно-тематическое и поурочное планирование.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа по биологии разработана для учащихся 6 класса ФГОС общеобразовательных учреждений на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания общего образования, примерной программой по биологии. Рабочая программа разработана с учетом Закона РФ « Об образовании» ; ФГОС (базовый уровень); Примерной программы по биологии (базовый уровень); требований к оснащению учебного процесса по биологии; Федеральным перечнем учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе, на основе рабочей программы ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Дрофа 2014 Автор: В.В. Пасечник Биология. 5–9 классы: программа. — М.: Дрофа, 2014.
Обеспечена учебником ФГОС Биология. Многообразие покрытосеменных растений 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник,- М, Дрофа, 2015. Содержание курса биологии представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего образования. Тематическое планирование — это следующая ступень конкретизации содержания образования по биологии. Оно даёт представление об основных видах учебной деятельности в процессе освоения курса биологии в основной школе. В примерном тематическом планировании указано число часов, отводимых на изучение каждого раздела.
В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов. Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике биологии «Многообразие покрытосеменных растений» ;и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника, линия Вертикаль, ФГОС.
В 6классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования. Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать наличность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Содержание программы
Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений
(14 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.
Раздел 2. Жизнь растений (10 часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсия1Зимние явления в жизни растений.
Раздел 3. Классификация растений (6 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Раздел 4. Природные сообщества (4 часа)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсия2Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Основные знания и умения
Личностные результаты обучения для всех разделов
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— соблюдать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— уметь слушать и слышать другое мнение;
— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
— осуществлять описание изучаемого объекта;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта;
— классифицировать объекты;
— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией;
__различать объем и содержание понятий;
— различать родовое и видовое понятия;
— определять аспект классификации;
— осуществлять классификацию.
Регулятивные УУД :•Формулировать учебную проблему под руководством учителя.
•Ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения.
•Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
•Планировать пути достижения целей.
•Планировать ресурсы для достижения цели.
•Самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности.
•Вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
•Оценивать продукт своей деятельности. Указывать причины успехов и неудач в деятельности.
•Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления в дальнейшей деятельности.
•Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
•Работая по плану , сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД :
•Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
•Вычитывать все уровни текстовой информации.
•Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
•Составлять планов (простых, сложных и т.п.).
•Преобразовывать информацию из одного вида в другой.
•Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.
•Участвовать в проектно- исследовательской деятельности.
•Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.
•Давать определение понятиям.
•Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
•Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
•Уметь структурировать тексты (выделять главное и второстепенное, главную идею текста, .•Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
•Выявлять причины и следствия простых явлений.
Коммуникативные УУД :
•Соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.
•Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их.
•Координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
•Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.
•Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
•организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
•Уметь работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать .•способствовать продуктивной кооперации; устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
•Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом .Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений;
•_ основные процессы жизнедеятельности растений;
— особенности минерального и воздушного питания растений;
— виды размножения растений и их значение;
•основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
— характерные признаки однодольных и двудольных растений;
— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение;
•взаимосвязь растений с другими организмами;
— растительные сообщества и их типы;
— закономерности развития и смены растительных сообществ.
Учащиеся должны уметь:
— различать и описывать органы цветковых растений;
— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
— изучать органы растений в ходе лабораторных работ;
— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
— объяснять роль различных видов размножения у растений;
— определять всхожесть семян растений;
— делать морфологическую характеристику растений;
— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
— работать с определительными карточками;
— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
— определять растительные сообщества и их типы;
— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Тематическое планирование учебного материала
№ Тема Кол-во часов Лабораторные работы Экскурсии Контрольные работы
1 Строение и многообразие покрытосеменных растений 14ч.
1.Строение семян двудольных и однодольных растений.
2.Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.
3.Корневой чехлик и корневые волоски.
4. Строение почек. Расположение почек на стебле.
5. Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение.
6.Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица).
7.Строение цветка.
8.Различные виды соцветий.
9.Многообразие сухих и сочных плодов
КР №1
2 Жизнь растений 10ч.
1..Вегетативное размножение комнатных растений.
2.Определение всхожести семян растений и их посев.
1.Зимние явления в жизни растений
3 Классификация растений 6ч.
1.Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
КР №2
4 Природные сообщества 4ч.
Экскурсия
1.Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
ИТОГО 34ч.Литература
1.Учебник В.В.Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» М.; Дрофа 2015г. ( линия Вертикаль, ФГОС)
2.Электронное приложение к учебнику на www.drofa.ru3.Рабочая тетрадь к учебнику_В.В.Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» М.; Дрофа 2015г.
4. Тайны Живой природы. Перевод с англ. А.М.Голова.-М., «РОСМЭН» 1999
5.Хочу все знать. Про все на свете. Справочник для детей. «Ридерз Дайджест» 2001.
Для учителя:
6.А.А. Калинина Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. М.: «Вако». 2011
7. Рабочие программы по биологии 6-11 классы по программам Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, В.В.Пасечника, И.Н. Пономаревой. Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. 2-е изд., стереотип.- М.:Глобус, 2008
8. Интернет – ресурсы
9.Методическое пособие к учебнику В.В.Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс»
Календарно – поурочное планирование биологии 6 класса.
№ Тема урока Лабораторные работы Дата по плану Дата факт
1 Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов).
Строение семян двудольных растений. Лр№1
«Изучение строения семян двудольных растений». 02.09.
2015г. 2 Строение семян однодольных растений. Лр№2
«Изучение строения семян однодольных растений». 09.09. 3 Виды корней. Типы корневых систем. Лр №3
«Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы». 16.09 4 Зоны (участки) корня. Лр №4
«Корневой чехлик и корневые волоски». 23.09. 5 Условия произрастания и видоизменения корней. 30.09 6 Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Лр №5 «Строение почек. Расположение почек на стебле». 07.10. 7 Внешнее строение листа. Лр №6 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение». 14.10. 8 Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. 21.10. 9 Строение стебля. Многообразие стеблей. 28.10. 10 Видоизменение побегов. ЛР №7 «Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)». 11.11. 11 Цветок и его строение. Лр №8 «Изучение строения цветка». 18.11. 12 Соцветия. Лр №9 «Ознаком-ление с различными видами соцветий». 25.11. 13 Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян. Лр №10 «Ознакомление с сухими и сочными плодами». 02.12. 14 Обобщение по теме.
КР №1. 09.12. 15 Раздел 2 Жизнь растений- 10 часов.
Минеральное питание растений. 16.12. 16 Фотосинтез. 23.12. 17 Дыхание растений. 20.01.
2016. 18 Испарение воды растениями. Листопад.
Экскурсия 1 «Зимние явления в жизни растений». 27.01. 19 Передвижение воды и питательных веществ в растении. 03.02. 20 Прорастание семян. Лр №11«Опреде-ление всхожести семян растений и их посев». 10.02. 21 Способы размножения растений. 17.02. 22 Размножение споровых растений. 24.02. 23 Размножение семенных растений. 02.03. 24 Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Лр №12 «Вегетативное размножение покрытосеменных растений». 09.03э 25 Раздел 3 Классификация растений- 6 часов.
Систематика растений. 16.03. 26 Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные. 23.03. 27 Семейства Пасленовые и Бобовые, Сложноцветные. 06.04. 28 Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные. 13.04. 29 Важнейшие сельскохозяйственные растения.
Повторение и обобщение изученного материала. 20.04. 30 КР №2 по теме «Классификация растений». 27.04. 31 Раздел 4 Природные сообщества- 3 часа.
Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе. 04.05. 32 Развитие и смена растительных сообществ. 11.05. 33 Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.
18.05. 34 Экскурсия 2 «Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах». 25.05.