Презентация мастер-класса на тему: «Формирование умения работать с текстом, составлять план»


Формирование умения работать с текстом, составлять план Харатян Светлана Игоревна, учитель начальных классов,ЯНАО, г.Ноябрьск, МБОУ «СОШ» № 9 Работа над пониманием слов, словосочетаний, фразеологических оборотов Найдите знакомые слова в новом, непривычном употреблении, непонятные слова:Его зарыли в шар земной,А был он лишь солдат. (С. Орлов)Там королевич мимоходомПленяет грозного царя. (А.С. Пушкин) В лесу раздавался топор дровосека. (Н.А.Некрасов) Работа с заголовком Предположите, о чем пойдет речь в тексте, имеющем следующий заголовок.  Поставьте вопросы, на которые будут даны ответы в тексте. «Тайны шляпы Волшебника» «В лесу» Прогнозирование Предположите, о чем пойдет дальше речь в тексте, который начинается с предложения: Соболь – небольшой, меньше кошки зверек. Нахождение в тексте главной мысли Соберите рассыпанный текст так, чтобы получилось осмысленное предложение. Потому, у, рождения, день, играл, веселую, что, крокодил Гена, гармошке, на, него, песенку, был. Распутайте и исправьте «путаницы» и «небылицы».Деревня пошла продавать далеко.Старушка от рынка была молоко. Развитие умения выделять главную мысль в тексте Найдите в тексте слова, выражающие главную мысль, и объясните их значение.Закатилось солнце за лесок,Стал лесок и темен и высок.Кто-то притаился за сосной,Что-то прошуршало за спиной,Загорелись в елках огоньки…Ой! –Глаза у страха велики!  (В. Левановский) Работа над пониманием текста Методические приемы:Ответы на готовые вопросы.Самостоятельная постановка вопросов к тексту.Смешанная: постановка вопросов к тексту и ответы на заданные вопросы. Читайте текст и отвечайте на предлагаемые вопросы. Это случилось в Индии. Однажды западный ветер принес черную грозовую тучу, и бешеный ливень обрушился на землю. Но не только струи дождя лились на людей, а какие-то блестящие продолговатые предметы сыпались сверху. Вместе с дождем с неба падали рыбы, и люди, которые видели это чудо, опускались на колени. Они поднимали руки к небу и благодарили богов.Американские ученые заинтересовались этим сказочным происшествием и выяснили, что это не единичный случай. Какие силы поднимают рыб в воздух? Почему потом водяные жители падают на землю? Сильные ураганы, которые проносятся над океаном, поднимают рыб вместе с водой. Когда ураган преодолевает огромные пространства, его сила ослабевает, и поднятые ими предметы падают на землю. Именно тогда из грозовых туч низвергается на землю рыбный дождь. В разных местах земного шара выпадали дожди из водорослей, лягушек, мелких камешков, а в Горьковской области однажды выпал дождь из старинных монет. Умение беседовать с текстом (автором) Три маленькие хрюшкиОтчаянно кричат.Пора помыть им ушки,А хрюшки не хотят.Напрасно мы купалиВ корыте поросят.Они от нас сбежалиИ в лужице лежат. Развитие воображения На что похож дождь? Какое сравнение может быть в тексте? Летняя ночь была теплая, как ... Составление плана ЗАБЛУДИЛСЯСтояла холодная зима. Утром Ваня взял сани и поехал в лес за дровами.Вдруг началась метель. Сильный ветер крутил хлопья снега и бил в лицо. Дорогу замело. Мальчик долго бродил по лесу. Он устал, сел под ель и заснул.Мимо ехал колхозник Егор. Под деревом он заметил мальчика. Мальчик был ещё жив. Дядя Егор завернул Ваню в тулуп и привез в деревню. Инструкция (алгоритм): 1) проведи диалог с текстом;2) выдели существенные мысли; 3) выдели главную мысль; 4) раздели текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей; 5) озаглавь каждую часть. Работа с текстом заключается в следующем: Сначала нужно понять материалЗатем выделить в нем наиболее существенную информациюЗапомнить информацию Какие приемы можно использовать для работы с текстом? Работа над пониманием слов, словосочетаний, предложений.Работа с заголовком. Прогнозирование.Нахождение главной мысли текста.Понимание текста.Умение беседовать с текстом (автором).Развитие воображения.Составление плана. Синквейн на тему: «Работа с текстом» Текст (или работа с текстом)Интересная, нужная.Понимать, составлять, прогнозировать.Работать с текстом нужно на всех уроках.Идеальный читатель. Формирование умения работать с текстом, составлять план Харатян Светлана Игоревна, учитель начальных классов