Конспект выступления на родительском собрании Формирование навыков анализа и синтеза





"Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей ".


















Фонематический анализ является более сложной функцией, формирующейся у детей на более поздних этапах развития речи. В процессе фонематического анализа слово не только узнается на основе восприятия и различения фонем, но и расчленяется на составные элементы, звуки. Таким образом, фонематический анализ является сложной аналитической функцией и рассматривается как процесс умственного действия.
Функция фонематического анализа не только сложная, но и многоплановая. Она включает как простые, так и сложные формы анализа звуковой структуры слова.
Можно выделить следующие формы оперирования фонемами:
узнавание звука на фоне слова, т.е. определение наличия или отсутствия его в слове, например: определить есть ли звук С в словах сумка, рама, нос и т.д.;
вычленение первого и последнего звуков в слове;
определение последовательности, количества звуков, их места в слове по отношению к другим звукам.
В процессе онтогенеза развитие фонематического анализа осуществляется постепенно. Простые формы фонематического анализа (узнавание звука на фоне слова и вычленение первого и последнего звуков из слова) возникают спонтанно в процессе развития устной речи. Сложные же формы (определение количественного и последовательного звукового состава слова) формируются лишь в процессе специального обучения.
У детей с ЗПР и фонематическими нарушениями отмечается затруднение во всех формах фонематического анализа – как при выделении звука на фоне слова, вычленении первого и последнего звуков, так и при определении последовательности их в слове, их количества и места.
Большой успех достигается в работе с детьми по исправлению недостатков речи, если специальные занятия и упражнения проводятся в игровой форме. В логопедической работе с детьми просто необходимо использовать игры. Здесь игровые приемы еще более полезны, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.
При организации речевых игр и упражнений я руководствуюсь такими рекомендациями:
Игры не должны быть длительными по времени (5-10 мин);
Они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а педагог помочь ему в этом;
Игра должна быть живой, интересной, занимательной для ребенка, поэтому в ней должны присутствовать элементы соревнования, награды за успешное выполнение заданий, красочное и забавное оформление;
Игра может быть как частью логопедического занятия, так и самостоятельным занятием;
В игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность;
В игре следует развивать навыки контроля за своей и чужой речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу;
В процессе игры педагог принимает непосредственное участие. Степень его участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры. По ходу игры вносятся необходимые коррективы и правки в речь детей.
1.Узнавание звука на фоне слова. Сложным для дошкольников является определение наличия согласного в двух-трехсложных словах со стечением согласных и выбор картинок, в названии которых содержится этот звук. Дети плохо дифференцируют заданный звук и звуки, акустически ему близкие. Так, откладывая картинки, в названии которых есть звук С, они отбирают также картинки, в названии которых звук С отсутствует. Подобные ошибки можно наблюдать и тогда, когда в произношении эти звуки не смешиваются.
Следовательно, недоразвитие фонематического восприятия оказывает отрицательное влияние на выполнение заданий по фонематическому анализу.
Дети не могут выполнить задание по выделению звука на фоне слова (узнавание звука в слове), так как не всегда соотносят изолированный звук со звуком в потоке речи.
Дети с фонематическими нарушениями не могут выделить в слове звук на основе фонематических представлений. Например, в задании отобрать картинки на заданный звук, не называя их, дети делают гораздо больше ошибок, чем при выделении звука в составе слова, предъявленного устно. Характерно, что при назывании картинок эти ошибки часто исправляются, что говорит о нестойкости, нечеткости фонематических представлений.
В узнавании звука на фоне слов помогут следующие игры:
Игра «Живые звуки».
Цели: Формирование навыка фонематического анализа, учить определять заданный звук на фоне слова.
Ход игры:
Трое детей выходят к доске, у одного из них буква А, у другого буква У, у третьего И. Педагог называет слово мак ребенок делает шаг вперед, показывая букву А. Педагог называет слово суп. Второй ребенок встает слева от первого и показывает букву У. Педагог называет слово кит. Третий ребенок встает между детьми. Остальные дети читают, что получилось. (Аиу.) Слова: куст, парк, мир; лук, рис, бак; рак, сук, пир.
Игра «Разноцветные машины»
Цели: определение наличия звука С в слове.
Оборудование: изображение грузовой машины, карточки с картинками.
Ход игры. Педагог демонстрирует детям предметные картинки: : слон, аист, автобус, осы, носорог, шмель, шарик, чашка, ёрш, мишка. Дети рассматривают и называют их. Затем педагог помещает на наборное полотно изображение грузовика и объясняет, что в грузовике «поедут» те пассажиры, в названии которых начинается звук С. Дети «рассаживают» пассажиров, объясняют выбор каждого слова.
Игра «Волшебное дерево»
Цели: совершенствование навыков звукового анализа и грамматического строя речи (употребление предлогов).
Оборудование: карточки с картинками, контурное изображение большого дерева.
Ход занятия. Педагог помещает на доску контурное изображение дерева (рис. 11).
На столе перед детьми лежат картинки: ворона, дятел, утка, ёж, заяц, шмель, осы. Дети получают задание выбрать птицу, название которой начинается со звука [в] (ворона), и посадить ее на дерево, потом посадить на ствол дерева птицу, название которой начинается со звука [д] (дятел), посадить под дерево слева птицу, название которой начинается со звука [у] (утка), поместить под дерево справа животное, название которого начинается со звука [з] (заяц), закрепить над деревом насекомое, название которого начинается со звука [ш] (шмель).
Игра «Сигнальщики».
Цель: совершенствование навыков звукового анализа, дифференциация звуков.
Ход игры:
- В правую руку возьмем букву М, в левую букву Т. Если в слове есть звук [м], показываете букву М; если в слове есть звук [т] букву Т. Слова: малыш, тыква, елок (на внимание), дом, конфета, мышь, компот, такси, лук (на внимание), Матвей (2 звука), молоток, самолет, бегемот (на внимание по 2 звука).

2. Вычленение первого и последнего звуков из слова. Это действие фонематического анализа является более сложным для детей. При этом определение последнего согласного осуществляется с большими затруднениями, чем вычленение начального согласного, а вычленение начального согласного вызывает больше ошибок, чем выделение начального гласного. Наиболее легким является определение ударной начальной гласной в слове или в ряду гласных.
По данным ряда авторов (Т.Г.Егоров, Л.Ф.Спирова и др.), выделение смычного согласного у нормальных детей происходит легче, если согласный находится в конце слова.
При выделении первого или последнего звука из слова характерной трудностью оказывается расчленение слога на составляющие его звуки. При этом вместо звука называется слог, включающий этот звук. Например, при задании назвать первый звук в слове санки дети называют не звук С, а слог СА. Это можно объяснить тем, что произносительной единицей нашей речи является не звук, а слог.
Игра "Волшебный коврик"
Цель: развитие фонематического слуха у ребенка (формирование умения выделять в словах первый звук, соотносить первые звуки в разных словах с первыми звуками слов, обозначающих тот или иной цвет); развитие внимания; развитие тонкой моторики.
Необходимый материал: распечатанный бланк методики, цветные карандаши (красный, синий, зеленый, желтый, черный).

Инструкция: перед ребенком лежит бланк методики – лист с нарисованными на нем четырьмя пустыми табличками, каждая из которых состоит из 81 (9*9) квадратика.
Также ребенку даются цветные карандаши. У взрослого к каждому коврику заготовлен определенный список разнообразных слов, первые буквы которых должны совпадать с первыми буквами, обозначающими тот или иной цвет. Также в списки включены слова, начинающиеся на букву “Б”, которая обозначает белый цвет.
Взрослый зачитывает ребенку по очереди слова из списка к каждому коврику, а ребенок должен закрашивать каждый квадратик соответствующим цветом. То есть, например, если взрослый называет слово “капуста” – ребенок должен закрасить квадратик красным цветом, “жираф” – желтым цветом и т.д. Если слово начинается на букву “Б”, то квадратик закрашивать НЕ надо, он должен остаться белым. Раскрашивать надо начинать с самого верхнего левого угла, сначала верхний ряд, потом второй, потом третий... Ребенку предварительно нужно сказать, что если он будет внимательно слушать слова и правильно подбирать цвета, то в результате у него получится красивый "волшебный коврик".
Другой вариант этой же методики: не раскрашивать полностью квадратики, а только ставить в них крестики соответствующего цвета. Конечно, узор в этом случае будет не так хорошо виден и “коврик” получится не таким красивым, но зато это существенно увеличит скорость выполнения задания, а значит и его сложность.
Ниже мы приводим списки слов для каждого коврика:
Коврик №1: забор, завод, желток, капуста, занавес, коньки, жарить, замок, забияка, задумал, жевать, космос, свитер, жмуриться, свинина, куклу, железо, закрывать, жизнь, курица, солнце, жалюзи, батон, жадина, слива, корень, желать, крыжовник, скатерть, женщина, беседа, сладости, бегать, ждать, светофор, карты, застежка, жаворонок, болельщик, серьги, компас, сапоги, бабушка, жук, зайчишка, клад, свистеть, жидкий, бочка, складывать, бодрость, жаба, санки, карандаш, жираф, камень, сирень, жара, бледный, жевать, сабля, курорт, жилье, золото, жмурки, кофточка, стул, жир, сердце, корабль, журнал, злость, занавеска, зевать, жизнерадостный, кольцо, зебра, ключ, живот, заря, зарастать.
Коврик №2: черешня, бутон, черепаха, белочка, зонт, баня, чернослив, береза, чемодан, брат, кукушка, желе, защитник, звонок, земля, животное, клей, ботинок, человек, жжение, живопись, жеребенок, задача, жених, желудок, жвачка, чистый, батарейка, кипяток, жасмин, салат, копейка, слон, жестокий, конверт, башня, чистить, банка, снег, кашлять, кипятить, кисель, слух, балкон, чертеж, бумажный, кран, жалить, солдат, корзина, стол, жаловаться, карман, бык, чешуя, жаркое, жемчуг, желудь, зубы, жарить, жалеть, жажда, черника, бусы, кровь, жабры, звезда, зерно, земляника, жуткий, колбаса, баран, чудо, бежать, чародей, блестеть, зефир, баклажаны, чемпион, балерина, четверка.
Коврик №3: чеснок, заботы, барышня, калькулятор, черт, курорт, бананы, закат, читать, заколка, слава, кошка, желание, салют, жонглер, краб, сушка, заклинание, бой, капля, чихать, свеча, чистить, сок, чиж, кабан, букварь, камыш, желток, соловей, журавль, сова, жульничество, селезень, жало, краски, чучело, стекло, чистить, сумка, котенок, стакан, чудовище, сурок, чирикать, книга, жетон, суп, жест, садиться, жениться, саранча, женский, комар, большой, курица, Чипполино, сучок, чаща, собака, чубчик, крохотный, барабан, значок, смелость, косточка, живой, серый, жалюзи, кирпич, смотреть, зима, чудак, заставить, берег, кожа, чужой, каша, брать, зевать, чумазый .
Вот такие коврики должны в результате получиться у ребенка (Образец коврика)
Игра «Волшебные слова»
Цели: совершенствование навыков звукового анализа, составления и чтения слов.
Оборудование: карточки с картинками и буквами, картонные или пластиковые кружки синего и красного цветов.
Ход игры. Педагог помещает на наборное полотно предметные картинки морковь, аист, кот и предлагает детям рассмотреть и назвать их. Затем дети получают задание выделить первый звук в названии каждого из этих слов: [м], [а], [к] и составить из них слово, а потом обозначить каждый звук кружком соответствующего цвета: синий, красный, синий. И, наконец, можно предложить детям выложить полученное слово из букв и прочитать его. После этого каждый из детей может выполнить аналогичное индивидуальное задание.

Возможные варианты:
Слон, окунь, кот (сок).
Носорог, осы, слон (нос).
Шмель, утка, морковь (шум).
Бабочка, автобус, кот (бак).
Ворона, аист, заяц, автобус (ваза).
Лев, ирис, слон, тапки (лист).
Заяц, окунь, носорог, тапки (зонт).
Слон, тапки, утка, лама (стул).
Игра «Парочки»
Цели: совершенствование навыков звукового анализа, выделения начальных и конечных согласных, составления и чтения слов.
Оборудование: карточки с буквами и картинками, картонные или пластиковые кружки синего, зеленого и красного цветов.
Ход игры. Педагог раскладывает на столе перед детьми предметные картинки аист, тапки, ирис слон, окунь, нерпа, рак, кот, шмель, лев, эльф, фламинго и предлагает рассмотреть и назвать их. После этого он объясняет детям, что картинки нужно объединить парами, выделив в названии одной картинки последний согласный, а в названии второй картинки первый согласный. Этот согласный должен быть одинаковым. Например: аист тапки. Для этого педагог выкладывает столбик из первых картинок: ирис, окунь, рак, шмель, эльф.
Дети составляют пары: ирис слон, окунь нерпа, рак кот, шмель лев, эльф фламинго.
Далее можно предложить детям выполнить звуковой анализ некоторых слов: рак (синий кружок, красный кружок, синий кружок), кот (синий кружок, красный кружок, синий кружок), аист (два красных кружочка, два синих), слон (два синих, красный, синий кружочки), ирис (красный, зеленый, красный, синий кружки).
Закончить игру можно составлением и чтением несложных слов: аист, ирис, слон, рак, кот.
Игра «Составь цепочку»
Цели: совершенствование навыков звукового анализа, выделения начальных и конечных согласных.
Оборудование: карточки с картинками и буквами, картонные или пластиковые кружки синего, красного и зеленого цветов.
Ход игры. Педагог предлагает вниманию детей комплект предметных картинок: аист, слон, тапки, игрушка, автобус, носорог и просит рассмотреть и назвать их. Затем он объясняет, что нужно составить цепочку из картинок, выделяя начальные и конечные звуки в их названиях. Конечный согласный в названии одной картинки должен быть начальным в названии другой: аист тапки. Дети продолжают цепочку, начатую педагогом: игрушка автобус слон носорог.
Игра "Поймай звук в слове"
Цели: совершенствование навыков звукового анализа, выделения начальных согласных.
Ход игры: Ребенку предлагается "Поймать" звук в начале слова и подобрать пары слов с одинаковым первым звуком. Например: лимон - ландыш и т.д.

3. Определение последовательности, количества и места звука в слове
– самая сложная форма фонематического анализа. Поэтому умение определять количество, последовательность и место звуков в слове у детей с фонематическими нарушениями формируется очень медленно и с большим трудом, даже на самом простом речевом материале.
Дети с фонетико-фонематическими нарушениями затрудняются во всех видах заданий по определению звуковой структуры ряда, слога, слова. Однако степень трудности при выполнении заданий различна. Она определяется характером задания. Менее трудным является анализ ряда, состоящего из двух гласных, так как единицей произношения служит слог, а слогообразующим элементом в речевом потоке – гласный. В связи с этим в ряду гласных каждый звук произносится как бы изолированно и не оказывает большого влияния на соседний звук. Каждый гласный является слогом, единицей произношения.
Обратный слог (ГС) анализируется детьми легче, чем прямой открытый (СГ). Это объясняется фонетическими особенностями указанных слогов. В прямом слоге согласный и гласный звуки тесно слиты в произношении. Артикуляция согласного в прямом открытом слоге определяется во многом артикуляцией последующего гласного. Некоторые элементы артикуляции последующего гласного уже присутствуют при артикулировании согласного, хоть и не являются характерными для этого звука при его изолированном произношении. Расчленить прямой открытый слог на составляющие его звуки очень сложно, так как необходимо преодолеть характерную для устной речи слоговую систему артикуляции.
Здесь особенно широко используется прием “живые звуки”. Постепенно дети начинают анализировать слова без опоры на утрированное произнесение. У детей формируют умения:
различать изученные звуки;
знать гласные звуки первого ряда и звук И;
знать изученные согласные звуки и их акустико-артикуляционные признаки (твердость – мягкость, звонкость – глухость);
выделять любой из изученных звуков в составе односложных слов (рак), двусложных (лапа), трехсложных (малина);
определять местоположение звука (в начале, в середине, в конце слова);
определять линейную последовательность звуков в слове;
определять количество звуков в слове.
Знания детей о звуковом составе слов, полученные на первых двух этапах, объединяются с умением членить слова на слоги. В схеме теперь обозначаются не только звуки, но и слоги. Дети узнают, что в каждом слоге есть один гласный звук; учатся делить на слоги слова различной слоговой структуры (односложные – мак, дом; двусложные с открытым слогом – вата, каша; трехсложные с открытым слогом – радуга, бумага; двусложные со стечением согласных – тыква); определять последовательность слогов в слове и их количество.
Упражнения:
1. Сравнение слов по звуковому составу (нахождение общих и разных звуков): мак лак, суп сук, дом дым, дочка точка; дачка пачка; плеск треск; билет балет; барон баран; букет буфет и др.
2. Сравнение слов одинаковых по звуковому составу, но отличающихся местом ударение: замок замок, кружки кружки.
3. Исключение четвертого лишнего слова (на основе сопоставления слов по звуковому составу): сом нос лук ком; миска точка луна стена; пух пёс пол пот.
4. Определение общего звука в словах: бусы бант бок; двор. мир, сыр; слон лук .лапа; бант ноль
сундук; воск левый варит.
5. Трансформация и преобразование звукового состава слова с целью образования новых слов:
изменение места звуков в данных словах: сон нос; кипа пика, липа пила; руби бури, летотело и др.;
замена указанного (первого, второго, ...) звука в слове другим данным или подобранным: сок сон сом; стул стук; рука мука; горы норы воры; бочка точка ночка, кочка, дочка; лук лак;
добавление указанного звука (звуков) в начало (конец) данного: рот крот, рубил трубил, рама драма, рис ирис, май майка, лей лейка, свет Света;
выделение первых звуков из данных слов и составление из них нового слова: кусок ослик труба = кот: лапа усы нос аист = луна.
6. Определение места и окружения заданного звука (звуков) в слове:
какой по счету звук [т] в слове «калитка»;
назови четвертый звук в слове «клубника»;
после какого звука стоит звук [к] в словах «великан», «балкон»;
перед каким звуком стоит звук [ш] в словах «ватрушка», «башенка»;
какой звук следует за звуком [ч] в словах «грачи», «печаль»;
назови третий и шестой звуки в словах «кустарник», «мальчишка», «мельница»;
между какими звуками стоит звук [ц] в словах «мыльница», «индейцы».
7. Определение количества звуков с заданными характеристиками в данном слове, их называние:
определи количество гласных звуков в словах «мельница», «пшеница», «бумажный», назови их по порядку;
определи количество согласных звуков в словах «трубочист», «кузнечик», назови их;
определи количество звонких (глухих) согласных звуков в словах «перчатка», «забавный», назови их;
определи количество твердых (мягких) звуков в словах «пулемет», «великан», «барабан», назови их и др.
8.Пропоем в слове каждый звук» - жжжжууууукккк.
9.«Звуковые домики» - три окошка + шторки трех цветов:
а) позвать домой первый, второй, третий звуки;
б) повесить в окошки шторки нужного цвета.
10.«Построим дом» - кубики трех цветов первому, второму, третьему звукам: поставить кубик (окошки) нужного цвета.
11.«Кто в каком домике живет?» - готовые звуковые домики из кубиков трех цветов: «оса (к-с-к)», «жук (с-к-с)», «пес (з-к-с)» и т.д.
Игра «Подбери имена»
Цели: совершенствование навыка звукового анализа слов, подбора слов на заданный звук, составления и чтения слов.
Оборудование: карточки с картинками и буквами, картонные или пластиковые кружки синего и красного цветов, разноцветные фишки.
Ход занятия. Педагог помещает картинку с изображением кота на наборное полотно, просит детей рассмотреть и назвать ее, а затем назвать по порядку звуки, из которых состоит это слово, и обозначить их кружками. Дети произносят по порядку звуки [к], [о], [т] и обозначают их кружками (синий, красный, синий). Затем педагог предлагает детям вспомнить имена, которые начинаются со звуков [к], [о], [т]. Эту часть игры можно провести как соревнование: победит тот, кто вспомнит больше имен на заданные звуки и получит больше фишек. [К] Катя, Коля, Карина; [О] Оля; [Т] Таня, Тоня, Тамара, Толя.
Завершить игру можно составлением и чтением «ключевого» слова кот.
Так же можно провести игру с «ключевыми» словами рак, эму, аист) лама.








Заключение
Нарушение произношения звуков, особенно сложное полиморфное, неразрывно связано с недоразвитием фонематического слуха, с несформированностью у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты. Поэтому акцент в своей работе делаю именно на развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
Показателем эффективности моей работы служат параметры, заложенные в модель выпускника.
По окончании специальной (коррекционной) работы, ребенок:
должен иметь чистое произношение звуков в речи;
знать разницу между звуком и буквой;
уметь выделять предложения из речи, делить предложения на слова, слова – на слоги;
выполнять позиционный, последовательный, количественный и качественный звуковой анализ слов;
уметь выполнять синтез звуков в слоги, слогов в слова, составлять предложения из заданных слов, работать с деформированными предложениями;
уметь пользоваться различными звуковыми моделями и схемами предложений;
уметь грамотно и последовательно выражать свои мысли.
Чтобы выпускник специальной (коррекционной) группы соответствовал предъявленным требованиям, необходима целостность педагогического и коррекционного воздействия.


Литература
Дурова Н.В. Формирование фонематического слуха. М., 1996.
Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Ярославль, 1998.
Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет, М., 1996.
Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М., 1981












13PAGE 15


13PAGE 141715




q 117 Заголовок 4 Заголовок 515