Разработка урока по русскому языку на тему Единственное и множественное число имен существительных (2 класс)

ТЕМА: Единственное и множественное число имен существительных.
КЛАСС: 2
ЦЕЛЬ УРОКА: научить детей правильно определять число имен существительных.
ЗАДАЧИ УРОКА:
1. Образовательная: - формировать общее представление об именах существительных, употребляемых в единственном и множественном числах, их различии; учить изменять имена существительные по числам; расширять кругозор; устанавливать межпредметные связи.
2. Воспитательная: - воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
3. Развивающая: - развивать речь; интерес к предмету.
ХОД УРОКА.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Итак, русский язык, друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
- В каком настроении вы начинаете урок?
(используем сигнальные карточки с изображениями солнышка и тучки)
ЧИСТОПИСАНИЕ.
- Угадайте, о какой букве идёт речь? (слайд 2)
Всем вараны и верблюд
Вишни вёдрами везут.
Волк из вишни в воскресенье
Варит вкусное варенье.
- Сегодня повторяем написание строчной буквы в. (слайд 3)
(ставлю мел ниже верхней строки, пишу вверх петлю, вниз, закругление вправо, овал).
- В каких словах это соединение? (Верблюд, ведрами,) (слайд 4)
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Запишем слова, начинающиеся с этой буквы.
Верблюд, воробьи, волк, варенье. (слайд 5)
-Какое слово лишнее? (варенье - отвечает на вопрос что? - неодушевленное).
Верблюд, воробьи, волк. (слайд 6)
- На какие две группы разделим остальные слова? (птицы и звери, обозначают один предмет, два предмета и более предметов).
Верблюд воробьи
Волк (слайд 7)
- Что мы можем сказать о предметах первой группы? (называют один предмет).
- Что мы можем сказать о предметах второй группы? (называют два и более предмета).
один много
верблюд воробьи
волк (слайд 7.1)
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
- Тема нашего урока: Единственное и множественное число имен существительных.
- Какую цель поставим? (Сегодня на уроке мы будем учиться определять число имен существительных, изменять слова по числам.) (слайд 8)
НАБЛЮДЕНИЕ НАД ИЗМЕНЕНИЕМ ЧИСЛА ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
волк
ворона
выдра (слайд 9)
- Что общего у этих слов? (им.сущ-ные, одушевл., называют один предмет).
- Какие из перечисленных животных вам неизвестны?
ВЫДРА- животное, занесенное в Красную книгу. (рисунок на доску) (слайд 10)
- Каких животных заносят в Красную книгу?
- Почему?
- Изменить слова так, чтобы они называли два или более предметов.
волки
вороны
выдры (слайд 11)
- Какое число употребляют для обозначения одного предмета? (единственное)
- Двух или более предметов? (множественное)
Единственное число множественное число
волк волки
ворон вороны
выдра выдры (слайд 11.1)
- Какой можем сделать вывод?
ВЫВОД: для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе;
для обозначения двух или более предметов имя существительное употребляется во множественном числе.
- Проверим по учебнику, правильный ли сделан вывод стр.87.
- Правильно ли сформулировали правило?
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.
ИГРА «Один - много».
- Я буду называть один предмет, а вам нужно изменить слово так, чтобы назвать много предметов.
Весло, окно, весна, снег, рукав.
- Получилось? Как вы это сделали?
- А теперь наоборот. Я буду называть слова, обозначающие много предметов, а вам нужно изменить слово так, чтобы назвать один предмет.
«Много - один».
Льды, воробьи, листья, деревья, крылья.
- Получилось? Как вы это сделали?
ФИЗМИНУТКА
- Если слово стоит в ед. числе – хлопок над головой, если слово стоит во мн. числе, то присесть.
Цветы, мосты, яблоко, окно, столы, тетради, рука, торт, шафер, сапоги, стул, мыло, носки, девочка, ручка.
- Работа по учебнику.
- Найдите стр. 87, упр. 117
- Прочитайте самостоятельно.
- Какую цель перед нами ставит автор учебника?
- Прочитайте имена существительные. Сколько предметов каждое из них называет? В каком числе они стоят?
- Откуда эти слова? (Из словаря.) Можем ли мы их проверить? (нет, т.к. это слова с непроверяемыми написаниями)
- Поставьте эти слова во множественное число и запишите по образцу. Выделите окончания. (По цепочке у доски, с комментированием.)
Тарелки, герои, заводы, картины, комнаты, квартиры, лопаты, магазины, мальчики.
ВЫВОД - Как мы выполнили это задание?
ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ.
Работа в группах
- Вспомним правила работы в группе.
1 группа – Даны существительные в единственном числе, преобразовать в существительные множественного числа. 
Корова - собака -
лошадь - петух –
- Как вы выполнили это задание?
2 группа - Даны существительные во множественном числе, преобразовать в существительные единственного числа. 
Тигры - медведи -
волки - лисы –
- Как вы выполнили это задание?
3 группа. Даны существительные - в единственном числе и во множественном числе, записать их в 2 столбика.
Змеи, рысь, заяц, козы.
- Как вы выполнили это задание?
- Ребята, у вас у каждого на столах карточки со словами. Берем эти слова, читаем про себя. Ваша задача распределиться в 2 группы, первая группа слова в единственном числе, а вторая во множественном.
- Кто справился с заданием садитесь. Кто ошибся, исправьтесь. Молодцы!
- Какая тема нашего урока? (Слайд)
- Какую цель ставили на уроке?
- Добились ли мы этой цели?
РЕФЛЕКСИЯ.
- Закончите предложение. (слайд 12)
сегодня я узнал...
я научился
я смог
было интересно узнать, что
- На уроке мне понравилось, как работали
- Оценки можем поставить
ДОМАШНЯЯ РАБОТА упр.118, стр.88 (слайд 13)


15