Конспект урока по русскому языку на тему Единственное множественное число имен существительных (2 класс)


Тема: Единственное множественное число имен существительных. «Русский язык» Канакина В.П.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели: формировать умения употреблять в речи формы единственного и множественного числа, определять число имен существительных.
Задачи урока:
1.Повторить общие сведения об имени существительном;
2.Формирование умение находить в тексте имена существительные единственного и множественного числа.
3. Развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, умение ставить учебные цели, анализировать и обобщать.
Отрабатывать каллиграфию письма;
Воспитывать умение общаться и работать в группах, интерес к родному языку.
Планируемые результаты
Предметные
 - определять грамматический признак имен существительных – число;
 - изменять имена существительные по числам.
-подбирать примеры имен существительных единственного и множественного числа;
-находить имена существительные единственного и множественного числа в тексте.
МетапредметныеПознавательные:
- поиск и выделение необходимой информации;
-постановка и решение проблемы;
- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
Коммуникативные
- формирование умения слушать и слышать.
- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.
Личностные
проявлять интерес к русскому языку;
Формы работы: фронтальная, работа в парах, в группе.
I Организационный момент.
Как же приятно на душе, как хочется сказать «Доброе здравствуйте!» , услышать в ответ теплое «Здравствуйте».
Позвольте представиться…..
-Шепните каждый своё имя мне навстречу.
-Спасибо, очень приятно.
- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. (слайд)
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
II Повторение изученного материала. Актуализация знаний учащихся
Ребята, вы любите путешествовать?
Что нужно брать с собой в путешествие? (Карта, компас, еда, котелок…..)
- Вы перечислили слова, к какой части речи они относятся?
-Что ещё вы знаете об имени существительном?
-Сегодня мы совершим путешествие, чтобы не заблудиться, будем пользоваться картой. (На доске). А ещё, ребята, у путешественников есть дневник или журнал, где они записывают свои наблюдения, а мы с вами возьмем тетрадь.
Оформление тетрадей.
Ребята, я приехала из села Савали Малмыжского района. Путешествовать будем по моему селу и побываем в моей школе, познакомитесь с моими учениками.
Начинаем наше путешествие. (слайды )
Во время нашего путешествия нам встретятся красивые леса, реки, деревни и вот мы в Малмыжском районе. (Слайды) Добро пожаловать в село Савали. Наше село основано в 1648, владельцем дворянского имения Иваном Васильевичем Александровым.
Итак, мы приближаемся к школе. И вас встречают мои любимые ученики. Первая наша остановка «Школа» (Видео)
Они вам загадают загадки, а вы отгадки запишите в тетрадь в один столбик. Обозначьте орфограммы.
Я уроки посещаю
И всегда веду дневник,
Сам себя я называю
Школьник или…… ученик
Дома стоят,
Друг на друга глядят.
Пешеходы идут,
Сумки несут.
И автомобили
Куда-то покатили. Улица

Здесь за партами сидим,
Пишем, слушаем, молчим.
Каждый день и каждый час
Мы учиться ходим в….. класс
-Какие части речи записали? Определите сколько предметов они обозначают – один или много. (один)
-Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов, запишите их во второй столбик.
Ученик ученики
Улица улицы
Класс классы (взаимопроверка) (Слайд)
III Постановка учебной задачи
-Догадались, какая тема нашего сегодняшнего урока?
Единственное и множественное число имён существительных. Давайте сформулируем задачи урока с помощью опорных слов. На экране опорные слова (Слайд)
Учиться определять… число существительных
Узнать новое об… имени существительном
Оценивать… свою работу на уроке
IV «Открытие» учащимися нового знания
-Какая будет следующая остановка? (Слайд).
Следующая остановка «Парк».
Это любимое место не только детей, но и взрослых. У парка есть барские дома, и замечательная каменная лестница, по которой барские дети бегали на речку.
После Отечественной войны 1812 г французские пленные посадили деревья. Узнаем, какие же деревья растут в нашем парке. (Слайд)
Берёзы- запишите слово в тетрадь.
С давних лет берёза была образом России. О березе написано много песен, стихов. Ветвями берёзы украшают церкви и жилища на День Святой Троицы.
Пихта- хвойное дерево. Иголки небольшие и не колются. (слайд)
Сосна - вечнозеленое хвойное дерево. Хороший строительный материал можно получить, если сосна растет на возвышенности. (слайд)
Клёны. Мы привыкли считать клёны листопадными растениями, хотя в тропических лесах растут вечнозелёные виды клёна. (слайд)
Следующее дерево- Дуб . Живет в среднем 1000 лет. Диаметр ствола может превышать 2 м. 
Где растут сосны, клёны, дубы ? Составьте предложения.
Найдите имена существительные, которые обозначают много предметов и один предмет.
-Докажите, что это имена существительные.
В парке очень много птиц, и одна из них – сова, предлагает правило
Работа с учебником. С.61. правило.
Ребята, что вы узнали об имени существительном? (употребляются в единственном или во множественном числе)
Следующая остановка « Пруд». (слайд) Мы с ребятами ходим сюда отдыхать. В пруду вот такие рыбы плавают. Толстолобики, щуки, карпы, окуни, караси,
Давайте с вами тоже отдохнем.
V Физкультминутка. (чистоговорка)
Ребята, понравился наш отдых? Вернемся обратно в школу. У нас такой же уютный класс. Сможете перечислить слова- имена существительные, которые «живут» в этом классе.
И сейчас мы с вами пойдем….куда? В наш большой, светлый спортзал.
VI Первичное закрепление нового материала.
Следующая остановка «Спортзал» (слайд)Работа с учебником. С 61 упр 105.
Мы должны слова разделить на две команды. Первая команда слова «Слова единственного числа», вторая команда «Слова множественного числа».
Следующая остановка «Библиотека»
Здесь у нас проходят различные мероприятия. В данный момент ребята для вас готовят следующее задание.(слайд)
Работа в парах. В первом столбике первая часть пословицы, а вторая часть- во втором столбике. Вам надо найти и правильно соединить части. (карточки)
Прочитайте первую пословицу. Как понимаете ее? Спишите пословицы в которых говорится о дружбе.
VII Подведение итогов. Рефлексия.
Нам пора возвращаться домой «В гостях хорошо, а дома лучше»
Следующая остановка «Класс»
Что нового вы узнали на уроке об имени существительном?
А что вы знали об имени существительном?
А что нового узнали ещё?
VIII Этап разъяснения домашнего задания.
Домашнее задание. Упр 106
Заключительный этап. Работа в группах. Составляют ответное слово ученикам Савальской школы.