Конспект урока по русскому языку на тему Единственное и множественное число имён существительных (2 класс)


Урок русского языка
во 2 классе
«Единственное и множественное число имён существительных»

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


МБОУ «Балаганская СОШ №2»

Учитель: Слепнёва В.Л.





Тема урока: Единственное и множественное число имён существительных.
Тип урока: урок усвоение новых знаний
Форма организации урока: урок- исследование.

Планируемые результаты обучения
Возможные виды деятельности
учащихся

Предметные умения
УУД


Осознавать понятие «Единственное и множественное число имён существительных».
Отличать понятия «Собственные и нарицательные имена существительные»,
подбирать примеры таких существительных , писать с заглавной буквы имена собственные, дифференцировать звуки языка: гласные, согласные, согласные парные и непарные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, шипящие, осознавать роль мягкого и твёрдого знаков;

Личностные: проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;
сохранять интерес к учебному материалу;
участвовать в оценке работ, ответов одноклассников.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме, находить варианты решения учебной задачи.
Познавательные: анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез, проводить сравнение, классификацию, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).
Коммуникативные: принимать участие в работе парами, в группах. договариваться, приходить к общему решению, формулировать собственное мнение и позицию.


Различение звуков, группировка звуков по их характеристике, объяснение лексического значения слов, изменение имён существительных по числам; написание с заглавной буквы имён собственных, классификация имён существительных собственных и нарицательных, одушевлённых и неодушевлённых по значению и объединение их в тематические группы, нахождение информации ( с помощью взрослых) о значении слов.


Оборудование: компьютер учителя,
мультимедийный проектор, экран;
презентация к уроку;
«Русский язык» 2 класс, В.П.Канакина;
электронное приложение к учебнику «Русский язык» В.П.Канакиной;
карточки с заданиями;
ручки с зелёным стержнем.




I. Организация начала урока.
Итак, русский язык, друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!

Коррекция настроения.
Посмотрите друг на друга.
Пожмите соседу руку.
И, конечно, улыбнитесь друг другу.
- Надеюсь, у вас хорошее настроение?
Сегодня у нас гости.

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.

- Сегодня перед нами стоит непростая задача. Мы должны открыть новые знания. Предлагаю не терять драгоценное время, а начать работу в нашей учебной лаборатории.
СЛАЙД №1.
А девиз нашего урока:
«Мозг хорошо устроенный стоит дороже, чем мозг хорошо наполненный »
СЛАЙД №2
Любые научные исследования начинаются с подготовительной работы.

II. Актуализация опорных знаний.

1.Чистописание.















2.Словарная работа.







Работа в парах.
- На экране таблица. У вас на парте карточки. Прочитайте буквы.
СЛАЙД №3

А
Б
К
У
Ф
И

М
Д
О
Ё
Г
Ю

Ы
Т
В
С
П
Ё

Ш
Э
Ж
Е
Я
З


Зачеркните гласные буквы, обозначающие твёрдость предшествующих согласных.
Зачеркните гласные буквы, обозначающие мягкость предшествующих согласных.
Зачеркните буквы, обозначающие парные звонкие согласные звуки.
Зачеркните буквы, обозначающие парные глухие согласные звуки.
Какая буква у вас осталась?
Какие звуки обозначает буква эм?
Что этим заданием мы вспомнили, закрепляли?

СЛАЙД №4
Открыли тетради. Записываем число. Классная работа.
Проверьте, как вы сидите, правильно ли лежат ваши тетради.
Проводим минутку чистописания.

Запишите буквосочетания: 1 строка - Мм , 2 строка – мл мм мн мо (продолжить).

- Послушайте пары слов:
Лисица- заяц, сегодня – вчера, друг- враг, ученик- ученица.

Я буду диктовать первое слово, вы записываете пару, выделяя известные вам орфограммы.

Запись под диктовку. Работа в парах Проверим, обменявшись тетрадями и оценим подняв большой палец (вверх- хорошо , вниз- с ошибками)
Взаимопроверка.


СЛАЙД №5
- Прочитайте ёщё раз слов , подумайте, как можно назвать эти пары? (антонимы)
Какую пару можно считать лишней?
- Сегодня- вчера – это не
·существительные.
Друг- враг – орфограмма «парные согласные в корне», а в остальных
словах «безударный гласный в корне».
- Прочитайте имена существительные. Докажите.

Назовите их общие признак. (одушевлённые, нарицательные) .

Какие орфограммы мы встретили в этом задании?


III. Постановка учебной проблемы.
- Уважаемые учёные, мы продолжаем научные исследования.
Внимание на экран.
СЛАЙД № 6.

Лес, сугроб, дерево, шапка.

Что общего между этими словами.
- Это имена существительные, неодушевлённые, нарицательные.
- Вставьте данные имена существительные в следующие предложения
(щелчок слайда):
Мы вошли в зимний . Кругом большие пушистые . На высоких лежат снеговые .


IV. Поиск решения, открытие нового знания.
- Уважаемые учёные, все ли у вас получилось?
Какие возникли затруднения?
- Мы не можем использовать существительные сугроб, дерево, шапка в предложениях, т.к. они обозначают один предмет,
а в предложении речь идёт о множестве предметов.
- Как нужно поступить?
- Нам нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов: сугробы, деревья, шапки.

СЛАЙД № 7
Мы вошли в зимний лес. Кругом большие пушистые сугробы.
На высоких деревьях лежат снеговые шапки.

- Какое новое знание об имени существительном вы обнаружили?
- Мы узнали, что имена существительные могут обозначать один и много предметов.

Как вы думаете , как звучит тема сегодняшнего урока?

СЛАЙД №8
Имена существительные могут употребляться в единственном и во множественном числе.

- Запишите последнее предложение, выделяя известные орфограммы.
Какие орфограммы выделили.
Укажите грамматическую основу предложения.
Какой часть речи выражено подлежащее?
Какими ещё членами предложения могут быть имена существительные?(второстепенными)


V. Физминутка.



- Продолжаем. Внимание на экран.

СЛАЙД № 9.
Сугроб- сугробы, дерево – деревья, шапка- шапки.

- В каком числе стоят слова первого столбики? Второго?
- Слова первого столбика в единственном числе ,
второго- во множественном.
Изменилось число существительных.




СЛАЙД № 10
Имена существительные изменяются по числам.




VI. Закрепление изученного материала.







Работа в группах.





























- На рисунке у нас вот такие шапки. А о каких шапках идёт речь в предложении?

СЛАЙД № 11. Снежные шапки.

Вывод: Для обозначения одного предмета имя существительное
употребляется в единственном числе. Для обозначения двух или нескольких предметов имя существительное употребляется во множественном числе.

Слайд№12
Работа по группам.
1 группа. Даны существительные в единственном числе, преобразовать в существительные множественного числа
.(корова, собака, кошка, гусь, утка) 
2 группа. Даны существительные во множественном числе, преобразовать в существительные единственного числа.
(медведи, волки, тигры, дятлы, совы) 
3 группа Продолжить предложения.
(У лисы хитрые
Белка грызёт крепкие..
В лесу растёт вечнозелёная .
Повсюду слышны птичьи .
На деревьях появились зелёные..
Вывод: Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе. Для обозначения двух или нескольких предметов имя существительное употребляется во множественном числе.
- Ребята, а кто заметил, какие животные были даны первой группе?
(домашние)  - А второй группе? (дикие) А чем они отличаются друг от друга?  - А нужно ли охранять животных, и заботится о них, если они не
занесены в «Красную книгу»? Почему?









Слайд № 13

Работа с учебником.
Самостоятельная работа упр.105
Выписать по 5 слов в единственном и во множественном числе.




1.Игра «Один – много»
Проводит игру с целью закрепления умения определять число имен существительных (называет имена существительные в единственном числе – учащиеся поднимают одну руку, в множественном – две).

- дождь, дерево, малыши, чайник, груши, чайка, дети, машины, стрижи, щука, ежи.
Что закрепили этой игрой?

Итог урока:
- Вот и подходит к концу наше исследование.
Какие новые знания об имени существительном открыли юные учёные?
-Ребята, считаете ли вы, то что, мы сегодня учили на уроке, вам пригодится в жизни?  -Почему?  - Когда?  -Зачем? 
- О каком признаке имени существительного вы узнали?
(Имена существительные бывают единственного и множественного числа)

- Если понравилось наше исследование, поднимите солнышко, а если нет – тучку.

- Какое задание вам было интересно выполнять?

- Я благодарю вас, дети, за хорошую работу на уроке.
Самыми активными были .
Самыми внимательными были .
Старались помочь друг другу


Домашнее задание
Выучить правила на стр. 61 – 62 , упр. 106

15