Конспект уро по русскому языку на тему Имя прилагательное


Тема урока: «Имя прилагательное» 3 класс. УМК «Начальная школа XXI века»
Цель: знакомить с именем прилагательным, его значением, зависимостью прилагательного от существительного.
Задачи:
Создание условий для формирования способностей классифицировать имена прилагательные, определять зависимость прилагательного от существительного, род, число и падеж имён прилагательных.
Развитие мышления (умения сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, обобщать, анализировать, делать выводы), памяти, устной и письменной речи, расширение языковой эрудиции каждого школьника.Активизация интереса к языку и речевому творчеству, воспитание толерантности, умения сотрудничать, доказывать и отстаивать свою точку зрения.
Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: С. В. Иванов Русский язык: учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 частях Ч.2., задания для работы в группах, проектор, презентация урока, выполненная средствами Power Point.
Этапы урока Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Организационный момент
- Да!
Дети вспоминают особенности организации работы на уроке Прозвенел весёлый звонок
Начинается вновь урок.
Знать хотят про всё на свете любознательные дети?!
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, сядьте за свои рабочие места. Положительный настрой на урок.
Минутка чистописания
- Весна.
- [в΄]
- Согласный, мягкий, звонкий, парный, на письме обозначается буквой «Вэ».
Дети записывают строчки букв и соединений Пришла, улыбнулась – утихли метели. Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады.
- Кто же пришёл?
- Назовите первый звук в слове весна.
-Дайте характеристику звуку [в΄].
- Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания. Сравнение и анализ.
ВвВе Вн Вл вм вя втСловарно- орфографическая работа
Записывают слова, объясняют орфограммы. - Спишите слова, вставляя пропущенные орфограммы б…рёзовый,в…сна, со…нце, цв…ток, х…лодный. (слайд №2) Рассуждение.
Актуализация знаний
- Весна, солнце, цветок.
- Это имена существительные.
- Слова отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет.
- Существительные бывают одушевлённые, неодушевлённые, собственные, нарицательные, единственного и множественного числа, женского, мужского и среднего рода.
- Какой?
- Морозный, тёплый, красивая, светлое и т.д.
- Это имена прилагательные.
- Имена прилагательные обозначают признак, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
- Сегодня на уроке мы будем исследовать имя прилагательное.
- Будем формировать способность задавать вопросы к именам прилагательным, записывать прилагательные по группам, определять род, число, падеж. -Подумайте, на какие группы вы разделите эти слова?
- Зачитайте первую группу.
- По какому признаку вы определи слова в первую группу?
- Докажите.
- Какие признаки имён существительных вы знаете?
- На какой вопрос отвечают слова второй группы?
- Дополните эту группу своими примерами. Ставьте вопросы.
- К какой части речи относятся слова второй группы?
- Что вы о них знаете?
- Какую часть речи вы сегодня будете исследовать?
- Определите тему урока.( слайд № 3)
- Просмотрите материал 109 урока на стр73. Какие бы цели вы поставили к сегодняшнему уроку?
- А ещё на уроке вы познакомитесь с начальной формой имени прилагательного. В 3 классе вы узнаете о качественных, относительных, притяжательных именах прилагательных, как они образуются и какими членами предложения они бывают. Умение выражать свои мысли и объяснять свой выбор.
Рассуждение.
Прогнозирование.
Целеполагание.
Планирование учебной деятельности.
Оперирование знаниями, овладение способами деятельности
Упражнение 1 стр.73 (устно)
- Русская народная сказка «Царевна- лягушка».
- Старший (какой?) брат.
- На боярский (чей?) двор.
- У красного (какого?) крыльца.
- Младший (какой?) брат.
- Купеческая (чья?) дочь.
- Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья?
- Текст становится красивее.
Дети работают самостоятельно в тетрадях.
Дети работают в парах.
- Овальный, кривой, квадратный, круглый.
- Форму предмета.
- Вкус, качества характера человека, форму предмета и т. д.
- В первом предложении нам понятно о чём идёт речь.
- Главное слово – существительное.
- Да.
- Имя прилагательное зависит от существительного.
-В словосочетании и предложении имя прилагательное ставится в том же роде, числе и падеже, что и существительное.
- Такая связь называется согласованием.
- Вкусный (какой?) суп – м.р., ед.ч., Им.п. Вкусный (суп) начальная форма.
- Прочитайте текст.
- Из какой сказки отрывок?
- Найдите имена прилагательные, задайте к ним вопросы.
- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
- Как, вы, думаете для чего нужны имена прилагательные в тексте?
- А сейчас выполните упражнение 2 на стр. 74. Запишите слова по группам. Работать будете по вариантам. Дети I варианта выписывают слова, обозначающие цвет, II в. – размер, III в. – материал, IV в. – время, V в. – принадлежность кому-либо.
- Проверим ваши работы.
Самопроверка. (слайд № 4)
Цвет: белый, жёлтый. Размер: большой, длинный, узкий.
Материал: хрустальный, каменный, кожаный.
Время: осенний, майский, утренний.
Принадлежность кому- либо: бабушкин, мамин, заячий.
- Прочитайте задание упражнения 3 на стр. 74. Найдите и выпишите лишнее слово из каждой группы.
- Прочитайте слова, которые вы выписали.
- Что обозначают эти слова?
- Так какие же признаки предметов называет имя существительное?
- Прочитайте словосочетания.
Вкусный суп, овсяное печенье, вишнёвый компот (слайд № 5)
- Даша считает, что в этих словосочетаниях главными словами являются имена прилагательные. Права ли Даша?
- А теперь сравните два предложения.
Коля съел суп.
Коля съел вкусный. (слайд № 6)
- В каком предложении понятно о чём идёт речь, а в каком нет?
- Какой вывод можно сделать?
- Согласитесь, вы, теперь с Дашей?
- Прочитайте рубрику «Тайны языка» на стр.75.
- От чего зависит имя прилагательное?
- Как изменяется форма имени прилагательного?
- Как называется такая связь?
- Во мн.ч. род имён прилагательных не определяется. Форма ед.ч. муж. рода именительного падежа имени прилагательного называется начальной формой.
- Согласуем существительное суп с прилагательным вкусный.
- Прочитайте рубрику «Это важно знать» на стр.76. Поиск информации, анализ, обобщение.
Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
Контроль.
Сравнение и анализ.
Решение проблемной ситуацииРассуждение.
Обобщение.
Поиск необходимой информации.
Поиск необходимой информации.
Физминутка.
Встают на носочки.
Приседают, встают.
Приседают, встают.
Приседают.
Руки в стороны, вверх, шагая на месте.
Приседают, встают.
Приседают, встают. - Если сидя вы устали, На носочки все привстали.Сели, встали,Сели, встали.Разговаривать не надо,Приседайте до упада.Раз-два! Раз-два! Всякий раз зарядку делай,Будешь сильным, будешь смелым!Встали, сели.Встали, сели.Тихо… сели.
Обобщение и систематизация знаний.
Два ученика выполняют самостоятельную работу у доски.
Проверяют записи в тетрадях друг у друга. - Выполним упражнение 5 на стр. 76. Будете учиться определять род, число, падеж прилагательного.
- Проверьте свою запись с записью товарищей. Исправьте ошибки, недочёты, если они есть.
- Молодцы! Умеете контролировать товарища и самого себя. Взаимопроверка.
Контроль.
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуациях.
Рефлексия.
- Имя прилагательное называет признаки предметов и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья?
- Изменяется по родам, числам, падежам.
- Форма единственного числа, мужского рода, именительного падежа. - Так что же называет и на какие вопросы отвечает имя прилагательное?
- Как изменяется имя прилагательное?
- Какую форму имени прилагательного называют начальной?
- Закончите предложения.
Я узнал…
Я понял…
Мне было интересно…
Мне было трудно…(слайд № 7) Умение оценивать свои знания в соответствии с поставленной целью.
Домашнее задание.
Записывают задание в дневник. - На стр.75- 76 прочитайте рубрики «Тайны языка», «Это важно знать». Выполните упражнение 4. (слайд №8) Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.