«Дифференциация гласных ы – и после твердых и мягких согласных».


Конспект фронтального занятия по коррекции письма и чтения «Дифференциация гласных ы – и после твердых и мягких согласных».
(2 класс).
Цель: закреплять у учащихся умение различать гласные Ы-И в устной и письменной речи, уметь дифференцировать согласные звуки перед гласными Ы-И.
Образовательные задачи:
- обогащать словарный запас за счет слов образованных с помощью изменения числа;
- развивать и совершенствовать грамматический строй речи;
- развивать фонематическое восприятие, звукобуквенный анализ слов и зрительное восприятие.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развитие памяти;
- развитие мышления;
- развитие внимания.
Оборудование: компьютер и индивидуальные карточки, буквы
Ход занятия.
Организационный момент
Игра: «одним словом»:
воробей, ласточка, сорока, ворона (птицы)
подберезовик, сыроежка, лисичка (грибы)
Какие гласные мы подчеркнем в этих словах: (И, Ы)
1.Игра «Определи на ощупь».
Из «волшебного» мешочка букв дети с закрытыми глазами достают буквы, определяя их на ощупь.
Прослушайте слоги. Скажите, какой гласный вы слышите. 4 мин
слоги: мы, ты, бы, вы, ды, лы. Какой гласный звук вы услышали?
Какую букву выберем?
А теперь другие слоги: би, ви, ди, ли, ми, ти.
Какой гласный звук вы услышали?
Какую букву выберем?
От чего это зависит?
Вывод: после твердых согласных – звук [ы] (буква ы), после мягких согласных – звук [и] (буква и).
Игра: «Попугай» (повторить)
МЫ-МИ-МЫ - высокие холмы
НИ-НЫ-НИ - поскорей усни
ЛЫ-ЛИ-ЛЫ - новые столы
РИ-РИ-РЫ - закусали комары
СИ-СЫ-СЫ - заплели мне косы
Игра: «Наоборот»
Послушайте внимательно, я говорю Вам слог со звуком Ы, а Вы мне со звуком И. Давайте попробуем.
пы - пи кы-киты - ти ны-нимы - ми ды-диЗадание на индивидуальных карточках.
Вставить пропущенные буквы в слова.
Р…С, М…Р, С…Р, К…Т, Р…СЬ, М…ЛО, К…НО, С…РО, С…ЛА, Р…БА, Л…ДА, Р…ТА, В...Л..., М...Л..., Л...С... .
Давайте проверим карточки, и исправим ошибки. А сейчас, мы поиграем в «один - много»
Игра «Один - много»
сад – сады.
Коза–козы сова–совыигра–игрыроза–розысапог–сапогистакан–стаканы– Какие звуки появлялись, когда мы меняли слова?
Исправь ошибки в словосочетаниях. (Работа по карточкам)
БЕЛИЕ ПУШЫНКИ
ДУШИСТЫЕ ЛАНДИШИ
ОСТРИЕ КЛИКИ
ЛЁГКЫЕ СНЕЖЫНКИ
ДРУЖНИЕ МАЛИШИ
ВЕСЁЛИЕ КАНЫКУЛЫ
6.Физкультминутка
Вот Незнайкина зарядка.Выполняйте по порядку.Быстро встаньте, улыбнитесь,Выше, выше потянитесь.Ну-ка, плечи распрямите,Поднимите, опустите.Влево, вправо повернулись,Рук коленями коснулись.А теперь еще присядем.И на место тихо сядем.
Дифференциация Ы-И в предложениях.
Составь предложения. Индивидуальная работа по карточкам.
Я в походе (был – бил).В барабан я (был – бил).Я веревочку (выл – вил).Волк в лесу (выл – вил).Малыш был очень (мил – мыл).Он руки с мылом (мил – мыл).
– А сейчас, мы вместе проверим карточки.
9. Составить предложения из слов. (Записать предложения в тетрадь)
1.У ТАНИ БОЛЯТ ЗУБЫ.
2.ИЗ ТРУБЫ ИДЁТ ДЫМ.
3.В САДУ РАСТУТ СЛИВЫ.
4.У МАШИНЫ НОВЫЕ ШИНЫ.
5.В ЛЕСУ СЫРО.
Итог занятия: ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии? Скажите, что Вам запомнилось больше всего? Было ли Вам интересно? Кто сможет ответить в каких случаях мы пишем букву Ы? А кто запомнил в каких случаях мы пишем И?
Спасибо за занятие.