Технологическая карта урока по Русскому языку на тему: Позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.


Технологическая карта по русскому языку
УМК: «Перспектива»
Класс: 2
Тема: « Позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука».
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.
Цель урока: познакомить с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я (когда обозначают 1 звук и мягкость предшествующего согласного, когда обозначают 2 звука в начале слова; после гласных; после Ъ).
Задачи урока:
Образовательная: формировать знания учащихся о двойной роли букв е, ё, ю, я ,учить видеть гласные звуки в словах, обозначать гласные звуки на письме, определить основные признаки гласных звуков, закрепить умение анализировать звуковой состав и его написание, выполнять звуковой анализ слов.
Развивающая: развивать устную и письменную речь, память, внимание, орфографическую зоркость.
Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку.
Планируемые образовательные результаты.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
1.Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2.Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
3.Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
4.Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5.Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
6.Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
7.Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Познавательные УУД:
1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
2.Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
3.Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
4.Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план .5.Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.
6.Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные УУД:
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4.Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Используемые технологии: икт- технология, технология проблемного обучения.
Оборудование: презентация, учебник Русский язык «Перспектива» 2 класс, наглядность (карточки «Позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука»).Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
2. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
3. Этап выявления места и причины затруднения
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
Физминутка5. Этап реализации построенного проекта
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
8. Этап включения в систему знаний и повторения
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Юлия Михайловна и я у вас проведу урок русского языка.

Начинается урок,Он пойдёт ребятам впрок.Постарайтесь всё понятьИ грамотно писать.
Сели все правильно, подвинули стульчики так чтобы между столом проходил кулачок, подровняли спинки, проверили порядок на своём рабочем месте.
Откройте свои рабочие тетради. Отступите две строчки от предыдущей работы. Запишите сегодняшнее число. Сегодня у нас 19 октября. Подчёркиваем орфограммы в словах. Спрашивает у учащихся, какие орфограммы они подчеркнули. (1-2 человека). На следующей строчке пишем с большой буквы В классе.
Минутка чистописания. Ребята, посмотрите на доску. Обратите внимание как гласная буква а соединяется с я; ы соединяется с и; э соединяется с е; о соединяется с е.
Напишите элементы гласных букв в соединении с чередованием до конца рабочей строки как у вас поместится.
Какие гласные написали? (а, я, ы, и, о, е, э). Какие из этих гласных указывают на мягкость предшествующего согласного? (я, и, е, ё, ю).
Какие указывают на твёрдость предшествующего согласного? (а, ы, э, о, у).
Обратите внимание на слайд.(слова записаны в столбик
мел
лёд
люк
мяч
Произносим слова хором называем сколько звуков обозначают гласные. (в этих словах гласные обозначают 1 звук потому что стоят после согласной буквы)
На следующем слайде появляется 3 столбика слов:
1 столбик.
поёт
стоят
моет
роют
Произносим хором. Какие звуки обозначим? (в первом слове буква ё имеет 2 звука й и о; во втором слове буква я имеет два звука й и а).
2 столбик
съел
пьёт
льют
объявит
Произносим хором. Какие звуки обозначим? (в слове съел буква е обозначает 2 звука й и э; в слове пьёт буква ё обозначает 2 звука й и о; в слове льют буква ю обозначает 2 звука й и у; в слове объявил буква я обозначает 2 звука й и а).
3 столбик
ёлка
юбка
ель
яма
Произносим хором. Какие звуки обозначим? (буква ё обозначает 2 звука й и о; буква ю обозначает 2 звука й и у; буква е обозначает 2 звука й и э; буква я обозначает 2 звука (й и а). 1. Стоят после гласной под ударением.
2. Стоят после Ъ или Ь.
3. Стоят в начале слова под ударением.
Как будет звучать тема урока? («Позиции в которых буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука»).
Откройте учебники на стр. 65. Найдите слова Ивана Ивановича. Прочитайте 1 абзац про себя (1 ученик читает вслух). Прочитайте 2 абзац про себя (1 ученик читает вслух).
Перевернули страницу. Нашли упражнение 92. Прочитайте задание про себя. Запишем слова в 2 столбика. 1 столбик – гласные указывают на мягкость согласного звука 2 столбик – где эти буквы обозначают 2 звука. 1 столбик от начала рабочей строки 2 столбик от середины. Слова записываем с маленькой буквы без запятой. (2 ученика работают у доски и комментируют остальные работают в тетрадях).
Назовите, какое словарное слово вам встретилось в упражнении? (берёза) Подчеркните безударную гласную е.
Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть
Словарная работа.
На слайде записаны слова с пропущенной безударной гласной. Спишите слова ставя ударение и подчёркивая безударную гласную.(самостоятельно с проверкой)
Россия, язык, фамилия, ветер, тетрадь, портфель, ребята, отец, деревня.
В учебнике на стр. 67 найдите упр. 95. Прочитайте задание про себя. Необходимо распределить слова в две группы: 1 - мягкость согласного обозначена Ь; 2 – мягкость обозначена с помощью букв е, ё, ю, я. Работаем по вариантам. 1 вариант записывает слова первой группы; 2 вариант записывает слова второй группы. Слова записываем с красной строки через запятую. Ребята! Какие слова не попали ни в первую ни во вторую группу? Почему?
Ребята, назовите 3 позиции в которых буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука.
Найдите упр. 93 на стр. 66. Прочитайте задание про себя. Обратите внимание, упражнение дано в виде стихотворения. Записываем его в столбик. Каждая новая строка с большой буквы. Подчёркиваем гласные, которые обозначают 2 звука. Работаем самостоятельно. Проверка документ-камера.
Ребята, давайте с вами вспомним о чём мы сегодня говорили на уроке? Назовите 3 случая в которых буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука.
Оцените свою работу на уроке.
Сегодня на уроке мне понравилось…
Сегодня на уроке для меня было трудным…
Сегодня на уроке мне было интересно…
Сегодня на уроке мне запомнилось… Здороваются с учителем. Внимательно слушают учителя и выполняют все его требования.
Записывают в тетрадях число, подчёркивают орфограммы.
Смотрят как написаны буквы в соединении.
Записывают элементы букв себе в тетрадь.
Называют гласные.
я, и, е, ё, юа, ы, э, о, у
Произносят вместе с учителем слова называют сколько звуков обозначают гласные буквы.
Произносят вместе с учителем слова называют сколько звуков обозначают гласные буквы.
Произносят вместе с учителем слова называют сколько звуков обозначают гласные буквы.
Произносят вместе с учителем слова называют сколько звуков обозначают гласные буквы.
Подводят мини- итог в каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука.
Формулируют тему урока.
Читают правило в учебнике.
Записывают слова в 2 столбика
Подчёркивают безударную гласную в слове берёза.
Выполняют движения вместе с учителем
Самостоятельно записывают словарные слова в тетрадь, ставят ударение и подчёркивают безударные гласные.
Работают по вариантам: 1 вар. – слова первой группы; 2 вар. – слова второй группы. Слова записывают с красной строки через запятую.
Рассказывают правило.
Выполняют упражнение самостоятельно.
Подводят итоги урока.
Оценивают свою деятельность на уроке.
Регулятивные: 1, 2
Регулятивные: 2, 3, 4, 5
Познавательные: 2, 3, 4, 6
Коммуникативные: 1, 2, 4
Регулятивные: 3, 4
Познавательные: 1, 2, 4, 6
Коммуникативные: 1, 3, 4
Регулятивные: 3, 4
Познавательные: 2, 3, 6
Коммуникативные: 1, 2, 4
Регулятивные: 3
Регулятивные: 3, 4, 5
Познавательные: 6
Коммуникативные: 1, 2, 4
Регулятивные: 3, 4
Познавательные: 1, 3, 6
Коммуникативные: 1, 2, 3, 4
Познавательные: 2, 4, 6
Регулятивные: 3, 4, 5
Коммуникативные: 1, 4
Коммуникативные: 1, 4