Тема: Буквы гласных обозначают мягкость и твёрдость согласных звуков на письме.

Тема: Буквы гласных обозначают мягкость и твёрдость согласных звуков на письме.
Образовательные цели:
- организовать учебно-поисковую деятельность детей по добыванию новых знаний о звуках и буквах русского языка, указывающих на мягкость предшествующего согласного звука.
-начать работу по формированию умения обозначать два звука буквами Ю,Я,Е,Ё в определённых позициях.
Развивающие цели:
- развитие личностных УУД:
развитие личности учащихся на основе формирования умения учиться(УУД)
самоопределения на этапе постановки учебной проблемы (при определении цели работы, которую будут выполнять);
смыслообразования на этапе постановки учебной проблемы.
- развитие регулятивных УУД:
целеполагания при постановке учебной проблемы, при формулировке целей выполняемых упражнений;
на рефлексивное осознание собственного способа действия, при доказательстве своего мнения, при выполнении упражнений, при оставлении памятки;
по осознанию границы своего знания и незнания, при постановке учебной проблемы, при выполнении упражнений на определение изучаемого;
взаимоконтроля и самоконтроля, при проведении словарно-орфографической работы, при чистописании, при выполнении упражнений с опорой на памятку.
- развитие познавательных УУД:
учебно-информационных умений при работе над правилом;
развитие логических универсальных действий, при выполнении упражнений:
а) анализ, при выполнении упражнений, при работе над правилом;
б) синтез, при выполнении упражнений, при работе над правилом;
в) обобщение, при формулировке вывода.
- развитие универсальных коммуникативных действий, при организации учебного диалога, при составлении памятки на этапах постановки и решения учебной проблемы.
Воспитательные цели:
-воспитание личностных качеств, таких как толерантность, ответственность, инициативность, при организации учебного диалога, постановке и решении учебной проблемы.

Оборудование для учителя:
учебник, презентация.
Оборудование для учащихся:
тетрадь, учебник, пенал.









Схема урока:
Организационный момент
-приветствие
-проверка готовности к уроку
-эмоциональный настрой детей на продуктивную работу
2. Чистописание
-создание положительной мотивации к каллиграфической отработке буквы У, у
-отработка написания буквы У, у
3. Словарно-орфографическая работа:
-закрепление ранее изученных словарных слов воробей, барабан, капуста.
-введение нового словарного слова картина.
Физкультминутка.
4.Введение новой темы.
4.1 Этап создания положительной мотивации и осуществление целеполагания, при переходе к новой теме, путем постановки учебной проблемы:
а) актуализация ранее изученных сведений, с которыми новый материал вступает в противоречие или сообщает новое;
б) предъявление практического задания, которое ребёнок выполнить не может опираясь на имеющиеся знания, т.е обнажение разрывов в знаниях;
в) рефлексивное осознание причин затруднений и выяснение каких знаний не хватает;
г) формулировка учебной проблемы
-формулирование цели урока
4.2. Решение учебной проблемы, путем организации учебно-поисковой деятельности детей:
-предъявление вопросов и заданий для выделения первого существенного признака понятия: стоит перед корнем;
-предъявление вопросов и заданий для выделения второго существенного признака понятия: служит для образования новых слов;
5.Организация работы над извлечением, пониманием, переработкой информации из учебно-познавательного текста (определения)
6. Раскрытие нового способа действия, путем составления памятки с детьми;
7.Формирование нового способа действия, при выполнении упражнений:
-репродуктивного типа
-продуктивного типа
8. Рефлексивно-оценочный этап;
9. Домашнее задание.







Название
этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1.Орг. момент












2.Чистописание


















































3.Словарно-орфографическая работа



































































































4.Постановка проблемы.































Решение учебной проблемы




















5. Работа над определением в учебнике.























6.Составление памятки.


























7. Формирование нового способа действия, при выполнении упражнений


































































8. Рефлексивно-оценочный этап














9. Домаш-нее задание
Итак, друзья, внимание
Вот прозвенел звонок
Садитесь поудобнее
Начнем скорей урок.

-А теперь давайте начнем наш урок русского языка. Слушайте меня внимательно и у вас обязательно все получится.




Я тетрадь свою открою
И наклонно положу,
Я друзья от вас не скрою
Ручку правильно держу
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Откройте свои тетради, подпишите число и классная работа.

На слайде картинки (утюг, утка, учебник, удочка). Ребята, что изображено на картинках?
С какой буквы начинаются все эти слова?
-Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания.
-Верно!
-Ребята, а сейчас посмотрите на доску. Правильно ли написана первая буква? Почему вы так думаете?


-Правильно ли написана вторая буква?
Почему вы так думаете?




-А кто мне скажет, из каких элементов состоит буква у?



-Молодцы, вспомнили, а теперь давайте вместе пропишем эту букву. Я пишу на доске, а вы у себя в тетрадочках.
прописная: начинаем ниже середины нерабочей строки. Слева направо закругляем, касаемся середины нерабочей строки, опускаем вниз прямую, закругляем вправо и ведем линию до середины нерабочей строки. Вниз опускаем прямую, не дойдя немного до нижней линейки, закругляем влево, коснувшись нижней линейки.
Строчная: начинаем на верхней линейке. Вниз опускаем прямую, не дойдя немного до нижней линейки, закругляем вправо, коснувшись нижней линейки. Вниз опускаем прямую, не дойдя немного до середины нерабочей строки, закругляем влево, коснувшись середины нерабочей строки, ведем плавную линию вверх, отклоняясь вправо, пересекаем прямую на верхней линейке.
-Пропишите целую строчку.

-Теперь возьмите простой карандаш и подчеркните одной чертой буквы, которые у вас получились лучше всего и двумя чертами те, которые не получились.





-Ребята, а сейчас мы с вами проведём словарный диктант, но он у нас пройдет необычно. Я буду загадывать вам загадки, а вы будите записывать слова, которые являются отгадкой загадок. Это наши словарные слова.


С виду инструмент простой
Он внутри совсем пустой
По бокам обтянут кожей
На кастрюльку он похожий
Стукнешь палочкой: «Бам-бам!»
И узнаем
Запишите
-Эту птицу каждый знает
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
Просыпайтесь по скорей
Всех торопит.
Запишите.
- Уродилась я на славу
Голова бела, кудрява
Кто любит щи-
Меня в них ищи
Запишите.


-Теперь давайте проверим, верно, ли вы написали. Поменяйтесь тетрадями и сравните ваше написание с доской. Внимательно посмотрите на свои ошибки и не допускайте их больше.

-Ребята, сегодня мы познакомимся с новым словом.
-Для того, чтобы узнать это слово, найдите в словах, которые записаны на доске лишнее слово, у этого слова звуков будет столько же, сколько и букв.
На доске: картина, солнце, ящерица, пень.

-По каким признакам вы догадались, что это картина?






-А что такое картина?
-Верно, картина- это произведение живописи, написанное художником и на котором что-либо изображено.

Вспомните, а где мы можем увидеть картины?




-Прочитайте это слово.
-Давайте поставим ударение, что для этого нужно сделать?

-Сколько безударных гласных в слове малина?
-Какая первая безударная гласная?
-Давайте проверим? Что нужно сделать?





-Смогли мы проверили гласную а?
-Ребята, слово картина, это словарное слово и его написание нужно запомнить, гласная а пишется.
-Запишите это слово в словарик.
-А теперь давайте попробуем составить словосочетания со словом малина?



-Молодцы! А теперь давайте попробуем составить предложение, используя наши словосочетания.





-Хорошо.

Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел
Шевельнулся, потянулся
Взвился вверх и полетел
Солнце утром лишь проснется
Бабочка кружит и вьется.


- Мы с вами уже многое умеем и знаем.
Актуализация знаний о соответствии «буква – звуки»
Чего в русском языке больше – букв или звуков? Докажи.



Анализ материала с ошибками (письмо мальчика-иностранца)

Мальчик-иностранец Джон считает, что знания алфавита достаточно для грамотного письма. Вот какое письмо он вам прислал: Привэт. Я лублу изучать русский язык. И хочу с вами дружить.
Что он хотел написать? (Привет. Я люблю изучать русский язык. И хочу с вами общаться)
Правильно ли он записал слова?
Давайте проверим его.
Какой четвертый звук в слове ПРИВЕТ?
Правильно ли Джон выбрал для него букву?
Какой пятый звук в слове ПРИВЕТ?
Как его обозначить на письме? (Е или Э)

Анализ причин затруднений

Получилось ли у него обозначить звук [э]? (да)
Получилось ли обозначить звук [в']? (нет)

О каком секрете нашего алфавита он не подумал?


Формулировка учебной проблемы
Как Вы Думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Сформулируйте в виде вопроса.

Какой вывод делаем?

- Молодцы.

Какую букву Джон выбрал неправильно – для гласного звука или для согласного? (для гласного)

Вспомните, зачем в русском языке 2 буквы для обозначения одного звука [е] – Е и Э.

Ответьте Джону, чтобы он смог исправить все свою ошибки. (чтобы обозначить мягкость звука [в'], надо после него писать букву Е). [исправить на ПРИВЕТ]



Какой вывод мы можем с вами сделать?




А теперь, давайте проверим наш вывод, с выводом авторов учебника, откройте учебник на стр
Прочитайте про себя. Коля начинай читать правило!
-Совпал наш вывод с выводом в учебнике?
-О чем говорится в правиле?
-Сколько основных частей можно выделить в определении? Назовите их.








-А сейчас, давайте попробуем составить памятку, чтобы не допускать ошибки, при определении буквы гласного, обозначающего мягкость согласных на письме.
Читаю слово.
первая: слышу твердый согласный – после него на месте гласного пишу буквы АОУЭЫ;
вторая: слышу мягкий согласный – после него на месте гласного пишу буквы ЯЁЮЕИ
Теперь проверим. [вызвать ребенка к доске] [на доске – те же схемы и отдельно списки букв]

Восстанови схемы и объясни. (добавляет, объясняет)

А теперь исправим остальные ошибки Джона. Какое еще слово он написал с ошибкой? (Люблю)

Какую букву он должен был написать и почему? (Ю, потому что в слове ЛЮБЛЮ буква Л обозначает мягкий звук [л'])

Подчеркните букву, которая обозначает мягкость согласного, двумя черточками, как в значке мягкого согласного.


КВД, как будем подчеркивать буквы, обозначающие твердость согласного? (одной чертой)

Упр. 8, с. 9.
– Прочитайте слова.
– Объясните значение каждого слова.(этикет этикетка)
–Прочитайте в толковом словаре.
– А какой этикет должен знать ученик?
– Какое слово помогает понять обезьянка? (Этикетка.)
–Зачем нужны этикетки? На каких предметах вы их видели?
– Являются ли однокоренными слова этикет и этикетка? Почему?

Игра «Поймай нужный звук».
(Учитель читает слова с парными согласными по твёрдости-мягкости. Ученики 1-го варианта «ловят» и записывают слова с твёрдыми согласными, а ученики 2-го варианта – с мягкими согласными. )
Слова для диктовки:
нос – нёс
вёл – вол
ряд – рад
– Обозначьте точками соответствующие звуки.(красн.-гл.
Син./зел.-согл.)




– Закончите моё предложение:
«Если согласные звуки твёрдые, то после них пишутся буквы гласных... ..., а если согласные мягкие, то после них стоят буквы гласных...
Это не относится к согласным звукам [ж], [ш], [ч'], [щ'], [ц], потому что...
Есть согласные звуки, которые всегда мягкие. Это ...
Всегда твёрдые согласные звуки – это ...»


А можно сказать так: «Гласный звук [и] мягкий, а [ы] – твёрдый»? Почему?









(Ловушка)
- Ребята, я утверждаю, что ножи, шипы, пишем с буквой ы, так как звуки Ж, Ш, всегда твердые. Согласны ли вы со мной? Если нет, то почему. Ответ обоснуй.

-Хорошо, молодцы. Я утверждаю, что словосочетания ча, ща, пишем с с буквой я, так как звуки Ч, Щ всегда мягкие. Согласны ли вы со мной? Если нет, то почему. Ответ обоснуй.






-Что нового мы узнали на уроке?
-так какие буквы гласного, мы будем использовать для обозначения мягкости предыдущего согласного?
-Чему мы учились?
-Что понравилось? Было трудным?
-Вы все хорошо работали. Коля тебе нужно не отвлекаться. Саша, Лена – получаете 5 за работу на уроке. Остальным нужно быть активнее.
-Дома вам нужно будет выполнить упр, а так же прочитать параграф и пересказать его.
-Урок окончен.
Дети проверяют готовность. Настраиваются на урок





















у
Это буква Р.

Нет не правильно, элементы не пропорциональны

Нет не правильно, слишком сильно наклонен один элемент.



Буква у состоит из короткую прямую с закруглением внизу и длинная прямая с петлей внизу






Прописывают букву у себя в тетрадках








Прописывают целую строчку букву у.

Подчеркивают буквы, которые получились и которые не получились.




Дети записывают словарные слова:








Это барабан








это воробей



это капуста





Дети сверяются с доской (барабан, воробей, капуста)




Лишнее картина

У этого слова 6 букв и 6 звуков, а у других слов звуков меньше чем букв ( солнце, пень) а в слове ящерица звуков больше чем букв
( Собираю варианты)





картина.
Позвать слово. Картина
Две. Первая гласная а.
Изменить слово. картиночка, картинный, картины.
На доске появляется в слове картина буква а выделенная. картина

Составляют словосочетания: прекрасная картина, картина художника,
(Собираю разные ответы детей)
Вы не хотели бы купить картину? Сколько стоит эта картина? Мне нравится эта картина! Какая чудная картина! Папа купил картину. Кот порвал картину.











(звуков – 1 буква согласного может обозначать 2 звука: Мм – [м], [м'])










(буква согласного обозначает обычно 2 звука – твердый и мягкий)
(как обозначить мягкость согласных на письме)
Буквы гласных, обозначают мягкость и твёрдость согласных звуков на письме.)



(Е пишут после твердого согласного, Э после мягкого)



Вывод: Буквы я, е, ё, и, я указывают на мягкость предшествующего согласного звука.
Читают правило.

















Выполняют.







Да.


































-Нет, так как у нас есть правило Жи Ши пишем только с буквой И.

-Нет, так как у нас есть правило Ща, ЧА пишем только с буквой а.