Учебный проект «Картины жизни русского барства»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа с.п.Селекционной станции»
Кстовского района Нижегородской области
III конкурс методических разработок
педагогов и общеобразовательных организаций
«Учебный проект: от «школы знаний» - к «школе деятельности»»
Номинация: «Учебный проект как механизм формирования опыта
проектной деятельности обучающихся 6-8 классов».
Методическая разработка
учебного проекта
«Картины жизни русского барства»
(литература, 6 класс)
Автор разработки: Полшкова Вера Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СШ с.п. Селекционной станции
Кстовского района Нижегородской области
Учебный проект «Картины жизни русского барства»
Идея запуска учебного проекта появилась во время работы в проектном модуле по литературе «Картины жизни русского барства». Вашему вниманию предлагаю методическую разработку учебного модуля и описание деятельности обучающихся по созданию проектного продукта, фильма «Картины жизни русского барства», который создавался после уроков в рамках занятий индивидуально-групповой работы по предмету.
1. Предмет, класс. Литература, 6 класс
УМК «Программа: 5-11 классы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы». Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина. – М.: Просвещение, 2007.
2. Раздел учебной программы. «Произведения русских писателей ХIХ века». Предметная тема «Роман А.С.Пушкина «Дубровский». Проблематика романа».
3. Обоснование целесообразности для организации проектной деятельности.
С разделом «Произведения русских писателей ХIХ века» обучающиеся встречаются после изучения раздела «Произведения русских писателей ХVIII века». Шестиклассники до этого работали с различными жанрами фольклора, стихотворными и прозаическими произведениями, знакомились с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателей.
Изучение раздела «Произведения русских писателей ХIХ века» начинается со знакомства обучающихся с краткими сведениями из жизни А.С.Пушкина (детские годы, лицейская пора), знакомства с лирикой А.С.Пушкина: его вольнолюбивые устремления, мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни.
Прочитанные произведения анализировались с опорой на текстуальное изучение художественных произведений.
Поэтому к изучению модуля «Картины жизни русского барства» шестиклассники подходят достаточно подготовленными. Они умеют давать характеристику герою, сравнивать героев, находить нужную информацию в тексте, отвечать на вопросы, делать выводы.
Но с романом как жанром литературы шестиклассники знакомятся впервые. Как не запутаться в сюжетной линии? Как понять жизнь героев, живших два века назад? Как уловить все детали в таком большом произведении и удержать все в голове? Как понять авторский замысел?
4. Количество учебных часов
Работа по реализации учебного проекта «Картины жизни русского барства» организуется в 6 классах в течение 6 уроков литературы при изучении раздела «Произведения русских писателей ХIХ века» и в течение 6 занятий индивидуально-групповой работы по предмету.
пп/нЭтап п/дТема Количество часов
Урок актуализации, проблематизации, целеполагания, концептуализации. 1
2 Урок моделирования, планирования. 1
3.
Урок реализации Сравнительная характеристика. Проблемы в романе и комментарий к ним. 3
4. Урок оценки, рефлексии и защиты промежуточного проектного продукта 1
5. Урок актуализации, проблематизации, целеполагания, концептуализации, моделирования и планирования. 1.
5. Урок реализации (на индивидуально-групповых занятиях) План к сценарию фильма. 1
Сценарий фильма 1
Подборка иллюстраций, запись текста. 1
Монтирование текста 1
Урок оценки, рефлексии, защиты и социализации 1
ИТОГО 12
5. Предметное содержание учебного проекта.
В учебном проекте обучающиеся научатся понимать и формулировать проблемы поднимаемые автором в романе. Познакомятся с понятием «авторский замысел» и научатся определять авторский замысел в романе через анализ проблем, которые поднимает автор. Смогут понять связь литературного произведения с эпохой его написания, выявить заложенные в романе вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание. Продолжат учиться характеризовать и сравнивать героев, находить изобразительно-выразительные средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа).
На индивидуально-групповых занятиях они научатся писать сценарий фильма «Картины жизни русского барства», подбирать иллюстрации, работать в программе Movie Maker.
6. Проблема проектного модуля
Так получилось, что работая с романом А.С.Пушкина, обучающиеся столкнулись с рядом проблем, которые решали по мере их поступления.
На первом уроке, после беседы по выявлению первичного впечатления о прочитанном, обучающиеся не смогли сформулировать проблемы, раскрываемые автором в тексте, ответить на вопрос: «Каков авторский замысел в романе А.С.Пушкина «Дубровский»? Дети столкнулись с проблемой.
Проблему сформулировали так : неумение определять и формулировать проблемы приводит к непониманию авторского замысла романа.
Цель проектного модуля:  сформулировать проблемы, поднимаемые автором в романе «Дубровский, и сделать вывод об авторском замысле.
Также работая в проектном модуле с текстом, обучающиеся обнаружили, что им сложно представить обстановку, в которой жили помещики и крестьяне в 19 веке, порядки, царившие в поместьях, как строились взаимоотношения между людьми, так как в учебнике очень мало иллюстраций. Возникла следующая проблема: обучающимся сложно представить жизнь помещиков и крестьян в 19 веке.
Группа ребят решила создать фильм по роману А.С.Пушкина «Дубровский» на основе созданного перечня проблем с комментариями. Определили цель: создать фильм по роману А.С. Пушкина «Картины жизни русского барства».
7.​ Описание проектного продукта с критериями оценки
Проект предполагает получение промежуточного продукта в виде сравнительной характеристики героев, перечня проблем романа в виде таблицы с комментариями (работа по созданию данных продуктов ведется параллельно) и проектного продукта фильма «Картины жизни русского барства» (работа по созданию фильма идет по завершении проектного модуля на индивидуально-групповых занятиях).
Критерии оценивания продукта «Перечень проблем с комментариями».
Критерии оценивания продукта Кол-во бал
лов
1. Собранный материал, соответствует теме 2. Комментарий (пояснение соответствует заявленной проблеме) 3. Комментарий состоит из 3-5 предложений 4. Материал оформлен грамотно (без ошибок) 5.Оформлен ярко, красочно 6. Перечень проблем оформлен в электронном виде Итого Критерии оценивания продукта, фильма «Картины жизни русского барства»
Критерии оценивания
Сценарий фильма раскрывает проблему
Текст последователен и логичен
Иллюстрации отображают содержание текста
Четкая запись звука
Музыкальное сопровождение текста
Фильм рассчитан на 6-7 минут
Описание деятельности учителя и обучающихся по достижению образовательных результатов в проектном модуле
Фазы
П\Д Этапы П\Д № уроков Деятельность обучающихсяПродукт урока Средства (дидактические, материальные, технические) Д\З1 2 3 4 5
Проектирование
Актуализация 1 - под руководством учителя вспоминают, какие произведения, каких жанров, написанные А.С.Пушкиным, они прочитали;
- знакомятся с определением романа, как прозаического жанра;
- обсуждают историю создания романа; 1.Актуализированы знания, необходимые для проекта.
2. Описана проблемная ситуация.
3. Сформулирована проблема: модуля «Неумение определять и формулировать проблемы приводит к непониманию авторского замысла романа». 4.Сформулирована цель: «Сформулировать проблемы поднимаемые автором в романе «Дубровский» и сделать вывод об авторском замысле».
4. Определили продукт проекта: перечень проблем в виде таблицы с комментариями. Упражнение «Корзина вопросов»
Упражнение «Оформи титульный лист проектной папки»
Упражнение «Планирование»

Продумать форму представления продукта, критерии оценки продукта.
Проблематизация- анализируют проблемную ситуацию: определяют трудности в изучении романа (большой объем произведения, трудно определить и сформулировать проблемы романа, мало иллюстраций);
- формулируют проблему; Целеполагание- ставят цель деятельности; Концептуализация - определяют продукт проекта; Моделирование 2 - под руководством учителя обсуждают форму представления будущего продукта, разрабатывают единые критерии оценивания продукта;
- под руководством учителя обсуждают образ промежуточного продукта; 1. Описаны критерии оценивания будущего продукта.
2. Определена форма промежуточного продукта.
3. Определен план деятельности в проекте:
- дать сравнительную характеристику героям.
-на основании сравнения героев выявить проблемы в романе.
- сформулировать проблемы и зафиксировать их.
- прокомментировать проблемы.
-определить авторский замысел.
Упражнение «Образ будущего продукта», карта с критериями оценки
Упражнение «Планирование»

Составить план сравнительной характеристики героев.
Планирование - осуществляют под руководством учителя планирование деятельности;
- составляют план деятельности; Реализация. Социализация (представление) Реализация3-5 - отвечают на вопросы, приводят доказательства, находят нужную информацию в романе, читают, делают выводы, заполняют таблицу;
- на основании данных таблицы определяют проблему, формулируют ее и фиксируют (записывают) в перечне проблем, дают комментарий;
- осуществляют подготовку продукта (одновременно с заполнением таблицы сравнительной характеристики с выводами);
- осуществляют оценку продукта с заранее заданными критериями; Заполнена таблица «Сравнительная характеристика героев», оформлен перечень проблем в виде таблицы с комментариями.
Создан продукт (перечень проблем с комментариями) Упражнение «Сравнительная характеристика героев»
Упражнение «Оценка полученного продукта»
Заполнить
Таблицу
Упражнение «Памятка для защиты проектного продукта»
Социализация 6 - осуществляют защиту проектного продукта; Проведена защита Упражнение «Моё продвижение» -
Оценка Рефлексия. Оценка
- осуществляют анализ выполнения проекта;
- рефлексируют свою деятельность в проекте; Осознание метапредметного опыта проектной деятельности Рефлексия
Описание деятельности учителя и обучающихся по достижению образовательных результатов во внеурочной деятельности в учебном проекте.
Фазы п/ Этапы П/Д № уроков Деятельность обучающихсяПродукт урока Средства (дидактические, материальные, технические) Д/ЗПроектирование Актуализация 7 - подводят итог работы в проектном модуле,
- анализируют иллюстрации к роману А.С.Пушкина «Дубровский» в учебнике. Актуализированы знания, необходимые длят дальнейшей работы
Сформулирована проблема проекта: «Мало иллюстраций к роману, поэтому сложно представить жизнь помещиков и крестьян в 19 веке».
4.Сформулирована цель: создать фильм по роману А.С.Пушкина «Дубровский», который иллюстрировал бы жизнь помещиков и крестьян в 19 веке.
4. Определили продукт проекта: фильм по роману А.С.Пушкина «Дубровский» «Картины жизни русского барства».
5. Описаны критерии оценивания будущего продукта.
6. Определена форма промежуточного продукта.
7. Определен план деятельности в проекте:
- распределить обязанности и установить сроки выполнения дела;
- написать сценарий;
фильма
- найти иллюстрации;
- записать текст;
-смонтировать фильм Задание: «Рассмотреть иллюстрации к учебнику».
Ответить на вопрос: «Можно ли по иллюстрациям в учебнике представить жизнь помещиков и крестьян в 19 веке».
Упражнение «Образ будущего продукта»
Упражнение «Планирование»
нет
Проблематизация- анализируют проблемную ситуацию,
- формулируют проблему Целеполагание- ставят цель деятельности; Концетпуализация- определяют продукт проекта; Моделирование - под руководством учителя обсуждают форму представления будущего продукта, разрабатывают единые критерии оценивания продукта;
- под руководством учителя обсуждают образ промежуточного продукта; Планирование - осуществляют под руководством учителя планирование деятельности;
- составляют план деятельности; Реализация 8- 11 - под руководством учителя составляют план сценария фильма;
- под руководством учителя пишут сценарий фильма на основании перечня проблем с комментариями;
- самостоятельно отбирают иллюстрации, музыку к фильму;
- под руководством учителя записывают текст;
- под руководством учителя создают фильм в программе Movie Maker Написан сценарий фильма, подобраны иллюстрации, записан текст, подобрана музыка, создан фильм Написание сценария к фильму на основании составленного перечня проблем.
Работа с интернет, работа в программе Movie Maker Нет
Рефлек1111сия. Защита и оценка. Социализация. 12 осуществляют анализ выполнения проекта;
- рефлексируют свою деятельность в проекте. Осознание метапредметного опыта проектной деятельности Беседа на тему «Область использования фильма» нет
Приложение 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа с.п. Селекционной станции»
Проект «____________________________________»
Выполнил ___________________
Ученик ______________________
Приложение 2
Проблема Цель Задачи «Образ будущего продукта» (Приложение 3)
Планируемый продукт _(промежуточный продукт сравнительная характеристика)
Критерии Планируемые характеристики продукта
Наличие сходства Наличие различий Таблица заполняется согласно составленного плана Использовано цитирование Оформлено аккуратно, красиво Использован иллюстративный материал «Образ будущего продукта» (Приложение 3)
Планируемый продукт фильм «Картины жизни русского барства»
Критерии Планируемые характеристики продуктаСценарий фильма раскрывает проблему Текст последователен и логичен Иллюстрации отображают содержание текста Четкая запись звука Музыкальное сопровождение текста Фильм рассчитан на 6-7 минут Упражнение «Оценка полученного продукта» (Приложение 4)
Полученный продукт ___________________________________________
Полученные характеристики продукта:
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Мои выводы по оценке продукта: ___________________________
Карта с критериями оценки (Приложение 5)
Критерии оценивания продукта Кол-во баллов
1. Собранный материал, соответствует теме 2. Комментарий (пояснение соответствует заявленной проблеме 3. Комментарий состоит из 3-5 предложений 4. Материал оформлен грамотно (без ошибок) 5.Оформлен ярко, красочно 6. Перечень проблем оформлен в электронном виде Итого Приложение 6
Упражнение «Памятка для защиты проектного продукта»
1. Я подготовил проект на тему....
2. В ходе проекта я решил проблему...
2. Передо мной стояла цель…
3 В ходе работы над проектом я решил следующие задачи….
4.Для своего проекта отобрал материал.....
5. Использовал такую литературу....
6. Продукт моего проекта....
7. Я хочу рассказать о.....
9. Я использовал эти фотографии или рисунки? потому что....
10. Мне понравилось работать над проектом, т.к. я узнал....
11. Мой продукт можно использовать...(продвижение проекта)
12 .Актуальность моего проекта заключается в том, что....

Приложение 7
1. Выберите из текста прилагательные так, чтобы они подходили к существительным и запишите их. Что у вас получилось?
2. Составьте предложение, начав его так «С первых страниц романа мы оказываемся в…»
Прилагательные существительные
Озера
Реки
Холмы
рощи
усадьбы
церковь
колокольня
избы
огороды
колодцы
С первых страниц романа мы оказываемся вПриложение 8
ТроекуровДубровский
Общее Некогда они были товарищами по службе. Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях (с. 65, 66)
Вывод Типичные представители дворянской России
Различия
Имя (Кирилл (гр.) – господин, владыка, повелитель ; Пётр (гр.) – скала, утёс, камень; Андрей (гр.) – мужественный, храбрый; Гавриил (др.-евр.) – сильный муж, муж Божий или крепость). Характер «Выказывал пороки человека необразованного», «привык волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума», «надменный … с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно». «нетерпеливость и решительность характера», «беден и независим», горд – отказался от предложения Троекурова поженить Машу и Владимира, горяч и неосмотрителен
Образ жизни Страдал от обжорства и каждый вечер был навеселе. Занятия состояли в разъездах, продолжительных пирах и проказах с шумными и буйными увеселениями, охоте Горячий охотник, время проводил в разъездах и хозяйственных заботах (с 78)
Семья Оба женились по любви, оба скоро овдовели.
Троекуров сразу же забыл о жене и стал вести безнравственный образ жизни. Во втором томе рассказывается о Саше, которого Кирила Петрович признал сыном, хотя «множество босых ребятишек, как две капли воды похожих на Кирила Петровича, бегали перед его окнами и считались дворовыми». Троекуров – жестокий человек, не способный на чистые, благородные чувства.
С дочерью он своенравен, любит до безумия, угождает её прихотям и в то же время суров и жесток. Выдает насильно замуж за старого князя Верейского. Маша отвечает отцу тем же. Он «никогда не мог добиться её откровенности. Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли. Отец и дочь не знают и не понимают друг друга, гармонии мира в этой семье нет, воспитанием дочери Кирила Петрович не занимается.
Дубровский же после смерти жены остался ей верен. В барском доме висел портрет жены Андрея Гавриловича, хранились письма, которые были написаны ею во время турецкого похода. Здесь свято хранят память о любви. Владимир, сын Андрея Гавриловича, несмотря на то, что лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста – со всем тем он романтически был к отцу привязан и тем более любил семейственную жизнь.
Отношение к детям С дочерью он своенравен, любит до безумия, угождает её прихотям и в то же время суров и жесток. «Никогда не мог добиться её откровенности. Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли»).о Саше, брате Маши, которого он признал сыном, хотя «множество босых ребятишек, как две капли воды похожих на Кирила Петровича, бегали перед его окнами и считались дворовыми».
Как это характеризует Троекурова?
(Безнравственный, жестокий человек, не способный на чистые, благородные чувства).
Маша воспитана в аристократических предрассудках: учитель для нее был род слуги или мастерового, а слуга или мастеровой не казался ей мужчиною Владимир на восьмом году своего возраста был привезен в Петербург
Отношение к окружающим Принимал знаки подобострастия как надлежащую дань, «чтобы безо всекого права…» Отношение окружающих Крестьяне тщеславились богатством и славою своего господина и позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство
У него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдеретПреданность крепостных, не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем
Рефлексивный лист проекта
Название проекта_________________________________________________
Почему я начал работу над проектом?______________________________
Какая передо мной стояла цель?___________________________________
Какой продукт я хотел получить?__________________________________
Как я работал над проектом:_______________________________________
 Какой продукт я получил в результате работы над проектом?________
Что нового я узнал, чему научился?________________________________
Мои впечатления от работы над проектом__________________________
Сможешь ли ты решить учебную проблему (осуществить проектную деятельность) в группе с ребятами без помощи учителя?_____________
Если нет, то какие трудности при осуществлении проектной деятельности ты еще испытываешь?__________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список используемой литературы
Проектирование образовательного процесса в проектно-дифференцированном обучении: рабочая программа, учебное занятие, урок: методическое пособие / О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова, М.В. Шуклина. – Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014.- 172 с.
Плетенева О.В., Целикова В.В., Бармина В.Я, Белаш Е.А. Портфель дидактических материалов для разработки программы развития компетентности обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности на ступени основного общего образования.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. М., Просвещение, 2008
Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003.
Учительский портал www.uchportal.ru/
Социальная сеть работников образования nsportal.ru/
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Дневник проектной деятельности. 5-7 класс/Под ред.проф. Е.Я.Когана.- Самара: Издательский дом «Федоров», 2014.- 48с.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Дневник проектной деятельности. 8-9 класс/Под ред.проф. Е.Я.Когана.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009.- 48с.