Обучение грамоте Чтение Звуки [н] [н] , обозначение их буквой «эн»


Обучение грамоте
Чтение
Звуки [н] [н] , обозначение их буквой «эн»
Урок-сказка
Цель: ознакомить детей с новой буквой «эн», раскрыть ее звуковые значения, учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах, различать новые звуки по твердости и мягкости,
закрепить и расширить представление учащихся о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях, о предложениях, способах условного обозначения предложений и слов,
продолжить формирование у учащихся знаний о слоговом принципе русской графики, закрепить представление о том, что буквы а, о, у, ы указывают на твердость предыдущего согласного, буква и - на мягкость его.Развивать речь, обогащать ее новыми словами, фонематический слух, память, мышление, воображение, мелкую моторику рук.
Воспитывать внимание, аккуратность, чувство прекрасного, любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.
Расширить кругозор детей знанием лесных птиц, зверей, деревьев.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-сказка.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель. Прозвенел звонок для вас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво
Тихо сели.
И для вас я начну урок сейчас.
Сообщение темы урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы изучим новую букву. А знакомиться с нею мы будем в лесу. Но дорогу в лес знает только Лесовичок. Лесовичок – это маленький старичок с большой бородой, он живет в лесу и охраняет его от разных бед.
В класс входит ученик в костюме Лесовичка.
Лесовичок. Здравствуйте, ребята! Я хотел показать вам лес, но злые волшебники его заколдовали: деревья высохли, животные ушли, и теперь мне негде жить, и вы никогда не увидите моего леса. (Показывает на картину высохшего леса. Садится на пенек у доски) Учитель. Давайте, ребята, поможем Лесовичку, расколдуем лес. А для этого нужно выполнить все задания.
Повторение.
Посмотрите на карточку
Что это такое?
К какому слову эта модель?
На какой вопрос отвечают слова-предметы?
Посмотрите на картинки, поставьте к этим предметам вопрос. (На карточках медведь и игрушка-медвежонок).
Почему вы поставили разные вопросы?
1 задание. Внимательно рассмотрите картинки, назовите предмет, поставьте к ним вопросы.
Слова. Заяц, лист, волк, гриб, белка, гнездо, ветка, еж, муравей, трава, лось, шишка.Учитель. Модель какого это слова?
На какие вопросы отвечают слова-признаки?
На этой карточке модель какого слова?
На какие вопросы отвечают слова-действия?
2 задание. Игра «Не подведи свой ряд».
( На доске картинки лисы, дождя, портрет мамы, карточки . Каждый ряд отвечает на свой вопрос).
1 ряд 2 ряд 3 ряд
Лиса кто? Рыжая, хитрая. Обманывает, ворует.
Дождь что? Страшный, холодный Льет, мочит.
Мама кто? Ласковая, добрая. Шьет, читает.
Лесовичок. Вот в лесу и появились животные (Открывает ¼ часть закрытой картины леса).
Подготовительные звуковые упражнения.
А). Назвать конечный звук в словах.
Окунь, конь, кабан, олень, ворон.
Б). Артикуляционные упражнения.
Произнесем звук [н] и [н].
А теперь скажем чистоговорку.
Но, но, но – птичка села на окно
Не, не, не – заблудились в бурьяне
Ин, ин, ин – распустился георгин
Ан, ан, ан – руку спрятала в карман.
В). Игра «Хлопайте в ладоши».
Если в словах, названиях лесных птиц, вы услышите звуки н и н - хлопайте в ладоши, если не услышите – не хлопайте.
Синица, грач, крапивник, фазан, жаворонок. Снегирь, аист, филин, дятел.
Г). Синтетические упражнения.
Взяли в ладошку звук – пушинку [н ]. Я даю вам звук [а ]. Что получилось?
Дети. На.
Я даю вам звук [о ], [у ],[ ы] .
Взяли в другую ладошку звук [ н]. Я даю вам звук[ и] . Что получилось?
Физкультминутка с движениями «Медвежата»
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так. Вот так.
Медвежата мед искали
Дружно дерево качали
Вот так. Вот так.
Медвежата в чаще жили
На пеньки они садились
Вот так. Вот так.
Д). Звуковой анализ слов. (Учитель незаметно подбрасывает перышко).
Ребята, смотрите, птичка обронила перышко. Чтобы узнать какая птица потеряла перышко, нужно отгадать загадку. (Загадка написана на оборотной стороне пера).
Окраской сероватаяПовадкой воровитаяКрикунья хрипловатая
Известная персона
Это …………….(ворона)
Учитель. Вот чье перышко к нам прилетело. Достали наборы звуковых схем. Делаем звуковой анализ слова ворона. (1 ученик у доски, остальные за партами).
Лесовичок. В лес вернулись птицы. (Лесовичок открывает еще 1 часть картины).
Ознакомление с новой буквой.
А). Какие новые звуки мы выделили?
Эти звуки будем обозначать буквой «эн». (Показ буквы). Сегодня у буквы «эн» день рождения. Буква «эн» бывает большая и маленькая. Они очень похожи между собой. Посмотрите внимательно, на что похожа буква «эн». (Ответы детей).
Посмотрите на картинку. На букве Н
Я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки!
Чем отличается «эн» от «и»?
Ученик. Н надела поясок
И надела поясок
Буква Н надела ровно
Буква И – наискосок.
Б). А теперь напечатайте букву «эн» большую и маленькую на грибочке. (Дети получают грибочки и печатают буквы на них).
Учитель. А теперь вернем грибы в лес. (В руках у Лесовичка корзинка, и в нее он собирает грибы. Проходит по рядам и читает стихи).Лесовичок. Эх, пойду-ка я в лесу
В травяных низинах
Сыроежек наберу
Полную корзину
Разноцветных, молодых
Самых-самых разных
Под дубами – голубых,
Под сосною – красных,
А под кленами – зеленых
Под осиной – синих.
Пусть грибов и неядреных,
Но зато красивых!
Лесовичок. На полянке выросли грибы. (Открывает еще одну часть картины).
Чтение слогов.
НА НО НУ НЫ (хором)
Назовите первый звук. Какой он?
НИ (хором)
Назовите первый звук. Какой он?
Делаем вывод. Перед буквами а, о, у, ы – согласный твердый, перед и – мягкий.
Работа по букварю (с.30).
А). Чтение лент букв.
Прочитать согласные.
Прочитать гласные.
Б). Чтение слогов с буквой «эн».
1 – хором 2 - хором
1 – девочки 2 – мальчики
В). Чтение слогов с изученными буквами.
Читают все по одному.
Г). Игра «Буква потерялась»
Потерялась буква, подумайте, какое слово здесь написано.
. ОС СО. СЛО. ЛИМО. ЛУ.А Ни.а
Физкультминутка
Дует ветер нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок все тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Работа с сюжетными картинками
Дети, какие деревья изображены?
Составьте предложение.
Сосна и осина – деревья. (Читают по одному).
Почему слово Сосна написано с большой буквы?
Почему в конце предложения стоит точка?
Ученица. Я у мальчиков спросила:
- Это что за деревце?
Говорят они: - Осина. –
Только мне не верится.
Даже елки мы в начале
От сосны не отличали
Раз торчат иголочки
Значит это елочка
А когда на ветку ели
Мы получше поглядели
Оказалась, что она
Не такая как сосна.
Какие кустарники изображены?
Составьте предложение.
Калина и малина – кустарники. (Читают по одному ребенку).
Учитель. Калина весной цветет белыми цветами, а осенью у нее появляются красные гроздья. Калина – очень ценное лекарственное растение. (Учитель показывает ветку калины с ягодами).
Лесовичок. Смотрите, деревья, кустарники – ожили. (Открывает последний лист). Над лесом появилось – что?
Учитель. Доброе, хорошее на людей глядит. А людям на себя глядеть не велит.
Дети. Солнышко.
Какой звук [н ]или [н] в слове солнышко?
Развитие речи.
Рассмотрите картину леса и составьте предложение о нем. (Дети рассказывают).
Прочитайте пословицу.
РОЩИ ДА ЛЕСА - ВСЕМУ СВЕТУ КРАСА
Учитель. Лес дает людям плоды: ягоды, грибы, древесину. А для птиц, зверей, насекомых – это большой дом. И этот дом нужно беречь.
Много леса – не губи,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади.
Лесовичок. Вот, ребята, вы и спасли лес – мой родной дом.
Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт
Заходи в зеленый дом
Чудеса увидишь в нем.
Учитель. Какое время года сейчас? Послушайте стихотворение Бунина.
Ученик. Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Физкультминутка.
Представьте, что вы в этом лесу и ваши листья кружатся в воздухе (Дети берут листья клена и танцуют около парт под музыку П.И. Чайковского «Вальс цветов»).
Итог урока.
Какую букву выучили?
Какие звуки она обозначает?
Вам понравился урок?
Лесовичок. За вашу работу я дарю вам лесные орешки (Проходит по рядам и угощает всех детей орешками из лукошка).