Статья Младший школьник в системе развивающего обучения


Младший школьник в системе развивающего обучения
В последнее время в школьном обиходе постоянно используются такие термины, как "учебная деятельность", "учебная работа", "учебное занятие". Эти термины преподносятся как синонимы. В учебной практике все равно, как назвать - "учебная работа" или "учебная деятельность". Однако не всякая активность человека может быть названа деятельностью.
Совершенно иную роль играет учитель в системе обучения, которая опирается на учебную активность поисково-исследовательского типа, то есть на учебную деятельность. Понятно, что задать образец такой деятельности принципиально невозможно: любое исследование лишается смысла, как только задан образец поиска и его результат. Организовать учебную деятельность учащихся учитель может, лишь осуществляя исследование вместе с ними. тем самым процесс обучения впервые приобретает характер совместной деятельности обучающего и учащегося, то есть их реального сотрудничества. Тем самым деятельность учителя приобретает характер творчества, которое не поддается формализации, а сам учитель оказывается таким же неустранимым субъектом обучения, как и ученик.
Таким образом, решается задача формирования общеучебных умений через формирование основных компонентов учебной деятельности (мотивация, принятие учебной задачи, действия по решению учебной задачи, контроль, оценка) Между обучением и психическим развитием человека стоит его деятельность. В младшем школьном возрасте - это учебная деятельность. В развивающем обучении преобладает дедуктивный метод, когда учащиеся исследуют природу понятия, находят в нем обобщающие положения или закономерности, другими словами, открывают обобщенный метод действия.
Например, в начальной школе ученики, опираясь на систему понятий, определяющий фонемный принцип русского языка, осмысливают закономерности графики и конструируют способы орфографического действия; обнаружив грамматические значения слов, их особенности, "открывают" для себя части речи.
Учебная задача - это такие действия учащихся с учебным материалом, в результате которых выстраиваются гипотезы, определяющие ход поиска, открывается новый способ действия, помогающий детям овладеть новым понятием. процесс овладения каким-либо понятием, представляющий собой систему учебных задач, и составляет учебную деятельность в развивающем обучении. Отношения сотрудничества, делового партнерства отвечают целям развивающего обучения.
Использованная литература:
1. Воронцов А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности [Текст ] - М. РассказовЪ, 2003г.
2. Воронцов А. Практика развивающего обучения [Текст ] - М. . РассказовЪ, 1998г.