Конспект урока по письму и развитию речи Слог как часть слова

Слог как часть слова.
Задачи: уточнить представления учащихся о слоге как части слова.
Цель: развивать умение различать количество слогов в слове по количеству гласных.
Оборудование: рисунок с изображением гусеницы с записанными на ней слогами; карточки со слогами; предметные картинки; правило – опора; схемы слов.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Сегодня у нас необычная гостья. (Учитель демонстрирует предметную картинку с изображением гусеницы.) Кто это?
– Что записано на звеньях гусеницы? (Слоги.)
– Как вы думаете, чем сегодня будем заниматься на уроке? (Будем упражняться в делении слов на слоги, составлять из слогов слова.)
II. Минутка чистописания.

III. Изучение нового материала.
– Назовите гласные звуки; согласные звуки.
– Когда рядом становятся согласные и гласные, то происходят удивительные вещи – образуется слог: М и А – МА; У и К – УК.
– Слог – это союз гласных и согласных. Слог может состоять и из одной буквы. А как вы думаете, какой?
– Юля – разделите имя на слоги. Сколько слогов в слове? Назовите первый слог. Сколько букв в этом слоге?
– Какие звуки обозначает буква Ю? (Звуки [йу].) Дайте характеристику этим звукам.
– Значит, слог может состоять и из одной буквы – гласной.
– А как вы думаете, из согласной может состоять слог?
– Очень красивым, певучим бывает открытый слог, когда букв две: первая согласная, вторая гласная: ЛА. Приведите примеры таких слогов.
– Но когда встает после гласной согласный, то пение не получается, оно обрывается и образуется закрытый слог: ОД. Если же слоги связать между собой, то образуются слова: НО и РА – нора, БЕЛ и КА – белка.
Дружат гласные с согласной,
Составляя вместе слог.
МА и ША – запомни, МАША
К нам явилась на урок.
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова:
ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА.
СО и ВА – читай: СОВА.
– Прочитайте слоги, записанные на доске.
ВО РО НА КОШ КА
БЕЛ КАШ ВОЛ РА КИ
– Какие из них являются открытыми? Прочитайте.
– Какие из них являются закрытыми? Прочитайте.
Составьте из слогов слова.
Поиграем со словами.
Есть у нас приём один:
Делим мы слова на слоги,
Как на дольки апельсин.
Запишите слова в тетрадь, отделяя слоги чёрточками.

Физкультминутка

Мы ногами топ-топ.
Мы руками хлоп-хлоп.
Мы плечами чик-чик.
Мы глазами миг-миг.
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора!

– Разделите слова на слоги: белка, малина, сад, самолеты.
– Прочтите первое слово. Сколько в нём слогов?
– Прочтите второе слово. Сколько в нём слогов? Прочтите первый слог, второй, третий.
– Что такое слог? (Слог – это один или несколько звуков, произнесённых одним выдыхаемым толчком воздуха.)
– Сколько слогов может быть в слове?
– Прочтите правило: слова могут состоять из одного слога: кит; из двух слогов: бел – ка; из трёх слогов: во – ро – бей; из четырёх слогов: ско – во – ро – да.
Учитель демонстрирует предметные картинки с изображением розы, ромашки, ежика.
– Что нарисовано? Запишите слова в тетрадь, отделяя слоги чёрточками.
– Отметьте в словах гласные. Сколько гласных в каждом слоге?
– Прочтите первое (второе, последнее) слово. Сколько гласных в слове? Сколько слогов?
– Какой вывод можем сделать? (Сколько в слове гласных – столько и слогов. Это знает каждый из учеников.)
IV. Итог урока.
– Какие бывают слоги?
– Приведите пример открытого (закрытого) слога.
– Как определить, сколько в слове слогов?
– Назовите слово, состоящее из одного слога, из двух.


Рисунок 115